Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наши дни интернет-зависимость становится все более явной по причине увеличения числа ин-тернет-пользователей в России и мире в общем. За три года (по сравнению с ноябрем 2017 года) российская интернет-аудитория увеличилась почти в два раза. Данные на ноябрь 2017 года: 12 млн. 886 тысяч, в России уже в ноябре 2019 года насчитывалось 24 млн. 538 тысяч интернет - пользователей в возрасте от 15 лет.
Конечно, самой многочисленной пользовательской аудиторией ресурса выступает молодежь. Компьютер в наши дни - это неотъемлемая часть современной жизни, оказывает влияние на со-временных старшеклассников. Активные пользователи интернета - это подростки до 18 лет, та-ким образом, происходит негативное влияние на состояние здоровья и поведение, а также со-циализацию подростков. Проблема обладает все большей значимостью. Большое пристрастие к интернету является разрушающим для подростка, имеет отрицательное влияние на психику. Рост числа пользователей интернета, распространение компьютерных сетей - факторы, которые так или иначе влияют на каждого. Большое число пользователей сети стали настолько увлечены виртуальным пространством, что предпочитают его реальному миру, проводят за компьютером до 18 часов в сутки.
Также в данной области нет глубоких исследований по причине относительной новизны фено-мена интернет-зависимости, который в русскоязычной литературе до настоящего времени прак-тически не изучен. Очень мало работ посвящается проблеме интернет- зависимости среди под-ростков. И это является еще одной причиной, по которой психологическое изучение негативной стороны вызванной интернетом деятельности выступает как актуальная и перспективная об-ласть в исследовательской деятельности.
Современное состояние проблемы интернет- зависимости является серьезной угрозой и имеет общественный характер.
Впервые работы по изучению интернет-зависимости были разработаны ученой К. Янг (США). Проблемой компьютерной зависимости позже занимались такие ученые, как Л.И. Селиванова, Ю.В. Ковалева, О.В. Войскунский, Ю.Д. Бабаева, но изучению в целом интернет - и компьютер-ной зависимости, а также профилактике данного рода аддикции посвящено малое число работ.
В наше время родителям и специалистам образовательной сферы также необходимо своевре-менно проводить диагностику интернет-зависимости, таким образом, предупреждая развитие психологической зависимости и предлагать способы ее профилактики.
Профилактика - термин, который означает комплекс разного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо из явлений или устранение факторов риска.
На основе всего вышесказанного появляются следующие противоречия: между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании интернета и недостаточной разработанностью средств профилактики интернет-аддикции у подростков, между увеличением количества зависимых от интернета подростков и отсутствием опыта рабо-ты с данной категорией людей в образовательных учреждениях.
Цель работы: изучить влияние интернет-зависимого поведения на развитие подростка.
Объект исследования: интернет-зависимость.
Предмет рассмотрения: профилактика интернет- зависимости подростков.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
-провести обзор проблемы интернет-зависимости;
- выявить общие признаки Интернет-зависимости у подростков ;
- изучить типы Интернет-зависимости;
- описать экспериментальное исследование интернет-зависимости и социальной адаптации подростков;
- изучить компьютерную зависимость у детей и подростков;
- описать диагностику киберкоммуникативной зависимости.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗО-ВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДРОСТКАМИ
1.1Подходы к изучению проблемы интернет-зависимого поведения, как последствия использо-вания современных информационных технологий
Актуальность изучаемой проблемы можно объяснить тем, что в наши дни обширное развитие информационно-компьютерных технологий выступает как неизбежный процесс развития обще-ства, общим феноменом цивилизации. В результате гипертехнологизации и научно-технического прогресса стало возможным становление нового социального пространства, кото-рое получило название виртуальной реальности. [2]
У пользователей информационных сетей, которые проводят большую часть времени в вирту-альном мире, появляются новые мотивы, интересы, цели, установки, а также формы социальной и психологической активности, имеющие связи с новым пространством. Информационно-компьютерная среда в роли объективного фактора оказывает очень сильное влияние на когни-тивное развитие личности подростка, формирование его мировоззрения, во многом является определяющим для процесса его социализации. Изменения повседневной культуры в целом и когнитивных процессов являются существенными для юношества и подростков, так как в этом возрасте процессы познания являются одними из приоритетных. С каждым годом возрастает общее количество интернет-пользователей. Самыми активными оказываются подростки. Как подтвердили исследования, что для большого числа подростков Интернет является привычным элементом повседневной жизни, что помогает с одной стороны, конструированию своего инди-видуального мира и быстрому поглощению информации, а с другой, ведет к деформации досуга, поверхностному «мозаичному» восприятию окружающего мира, замещению духовной культу-ры узкопрофессиональными знаниями, вытеснению реального живого общения, ориентации на развлекательность, к изменению характера человеческого мышления от творческого к инстру-ментальному. [5]
Быстрое проникновение компьютерных игр в личный мир школьников объясняется происходя-щими процессами виртуализации, интенсивным внедрением обучающих игровых компьютер-ных программ и компьютерных систем в различные области жизнедеятельности. Обычно на вы-бор средства взаимодействия с окружающим миром, способа удовлетворения потребностей че-ловека влияют специфика воспитания, индивидуально-психологические особенности личности, организации жизнедеятельности. Даже в случаях, когда можно было бы обойтись без компью-тера, подростки склонны к выбору «нового друга, члена семьи» - компьютера. Это помогает об-легчить обучение и упростить досуг человека. Одновременно с этим, такое регулярное предпо-чтение оказывает дополнительную нагрузку на познавательные процессы людей (приводит к необходимости переработки и восприятия огромного потока всевозможной компьютерной ин-формации, ориентирования в ней, к появлению конфликтов во взаимодействии «человек - ком-пьютер» и др.).
В особенности неподготовленными к данной нагрузке являются школьники, у которых по срав-нению с взрослыми еще не до конца сформированы многие личностные структуры и психиче-ские процессы. Компьютерные игры при бездумном применении могут приводить к появлению игровой компьютерной зависимости у подростков, таким образом оказывать влияние на их со-стояние здоровья, на когнитивное и сенсомоторное развитие. [9]
Дж. Солпитером и другими исследователями указывается на очевидный вред от «увлеченности» компьютером (в частности, компьютерными играми), что, как они полагают, зачастую ведет к появлению проблем: ухудшению зрения, состояния суставов и мышц (к примеру, туннельный кистевой синдром как следствие длительной и частой работы на компьютере). Данное хобби может вызвать повышенную агрессивность у детей, оскудение эмоциональной сферы, сужение круга интересов, уход от реальности, стремление к созданию собственного мира, чувство мни-мого превосходства над окружающими. При этом начинается не только ухудшение состояния здоровья подростков, но и нарушение сенсорного и когнитивного развития, психических про-цессов, затрудняется его ориентировка в окружающем мире и снижается школьная успевае-мость. [12]
Как полагает Г. В. Лосик, освоение подростками методов взаимодействия с интернет-реальностью помогает угасанию инстинкта самосохранения. Компьютерные игры, несмотря на сложность разработки и новизну, могут сужать и схематизировать жизненные ситуации, упро-щают способы их решения, содействуют примитивизации мышления, обедняют сложность нрав-ственных задач. Многие из компьютерных игр (Counter-Strike, Postal, Doom и др.) формируют эгоизм, насаждают жестокость, притупляя жалость, уважение и сострадание к жизни человека. Увлеченный, играющий виртуальными событиями и окрыленный сверхспособностями своего игрового «Я», может спрыгнуть с небоскреба и остаться целым и невредимым, быть застрелен-ным и использовать вторую жизнь. Цена ошибки людей в компьютерной реальности очень при-уменьшена, что ведет к формированию чувства губительной неуязвимости в жизни и безнака-занности. Тогда как такие рефлексы, как познавательный, ориентировочный, половой станут развиваться у ребенка лучше и раньше благодаря легкой доступности соответствующих поло-жительных эмоций через виртуальную реальность. [10]
Последствия чрезмерного использования интернет-ресурсов в образовательных целях пред-ставлены в работах многих авторов (Соколова, М. И. Розенова, И. В. и др.). Был проведен ряд исследований, результатом которых явились нижеследующие данные: замещение реального изучения явлений и предметов из школьного курса, которые важно изучить «вживую», «компь-ютерным» изучением – негативным образом сказывается на качестве и полноте усваиваемого материала и может вести к падению качества обучения в целом и уровня успеваемости. Компь-ютер при решении многих поисковых задач не формирует у учеников образ окружения. Совер-шение перцептивных действий учениками при усвоении знаний по некоторым из дисциплин школьного курса является обязательным условием их изучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеевец О.Г Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 5. С. 185–189.
2. Варламова С. интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология / С. Варламова, Е. Гончарова, И. Соколова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. С. 165–182.
3. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психо-логический журнал, 2014, т. 25, № 1, с. 90-100.
4. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. — М.: Феникс, 2016. — 320 с.
5. Гуреева А. Ю. интернет-зависимость: современное состояние проблемы / А. Ю. Гуреева, С. В. Сизов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 2. С. 127–129.
6. Завалишина О. В. интернет-аддикция — одна из актуальных проблем современности / О. В. Завалишина, Н. А. Загуменных, Е. С. Постоева // Научны журнал КубГАУ. 2015. № 105. С. 1–10.
7. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: ВЛА- ДОС, 2016.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб .: Питер, 2016.
9. Спиркина Т. С. Личностные особенности пользователе сети интернет, склонных к интер-нет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 60. С. 473–478.
10. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у под-ростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 3. С. 56–60.
11. Чухрова М. Г. интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения / М. Г. Чухрова, А. В. Ермолаева // Мир культуры, науки, образования. 2016. № 2. С. 231–234.
12. Шаталина М. А. Анализ факторов, влияющий на формирование интернет-аддикции // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 188–192.
13. Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, профилактика и коррекция: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2016. С. 31–32.