Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с момента создания Организации Объединенных Наций ее ключевой задачей стало содействие мирному и бесконфликтному развитию на планете.
Невозможно не заметить, что ООН – особенно по своей юридической природе субъект в сфере международных правоотношений, поскольку ее центральной и главной задачей является поддержание международного мира и правового порядка. Также особенной ее делает тот факт, что ООН является ядром системы международных организаций. Также стоит отметить, что в Уставе ООН впервые были регламентированы основные задачи и принципы правового порядка в сфере международных отношений.
При ООН действует значительное количество различных специализированных учреждений. В их числе ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ИФАД, ИКАО и др. Несмотря на тот факт, что ООН все же претерпела ряд изменений с момента своего основания, реформа организации является одним из самых актуальных и обсуждаемых вопросов в мире.
Таким образом, ООН является ключевым ядром в системе межгосударственных организаций, играя при этом исключительную роль в международном политическом и социальном развитии. Сегодня ООН занимается наиболее важными проблемами в мире, среди которых можно отметить следующие: ликвидация крайней нужды и голода; обеспечение всеобщего образования и т.д.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере политических, исторических и правовых оценок деятельности ООН как субъекта мировой политики.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие политические, исторические и правовые оценки деятельности ООН как субъекта мировой политики.
Целью исследования является анализ политических, исторических и правовых оценок деятельности ООН как субъекта мировой политики.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть правовое положение и основные направления деятельности ООН;
– исследовать историческую оценку деятельности ООН как субъекта мировой политики;
– дать политическую оценку деятельности ООН как субъекта мировой политики;
– охарактеризовать правовую оценку деятельности ООН как субъекта мировой политики.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Ч.Н. Базарбаева, А.С. Гаврилов, Гвоздева А.А., Алтышева Р.И., Баршова О.А., П.Г. Зверев, С.А. Тишков и др.
Структуры работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ООН как универсальная международная организация
1.1. Правовое положение и основные направления деятельности ООН
Организация Объединённых Наций (ООН) представляет собой гарант международного мира и безопасности, а также воплощает в себе определенную систему взаимодействия государств как субъектов международного права, осуществляющая сотрудничество в рамках данной организации.
Организация Объединённых Наций не имеет государственную власть, не представляет собой мировое правительство, изначально создана в качестве органа сотрудничества государств в различных областях международных отношений. Также ООН имеет значимую роль в системе международных отношений на современном этапе. Она представляет собой практически первый в истории механизм широкого взаимодействия различных государств, содействующий поддержанию мира и безопасности, экономическому и социальному прогрессу всех народов .
Основным документом, регулирующим деятельность ООН, является ее Устав . В частности, в нем закреплены цели и соответствующие принципы данной организации.
Важно понимать, что Организация Объединённых Наций не есть мировые правительство, и она сможет утверждать законы. Организация Объединённых Наций дает возможность для регулирования международных конфликтов, а также разрабатывает стратегии по проблемам, связанных с каждым из нас.
Вне зависимости от формы государственного устройства, его политического режима и социальных систем – все они обладают правом голоса. Организация Объединённых Наций предоставляет странам возможность в пределах общей взаимозависимости соблюдать интересы стран при попытках решить совместные проблемы .
Действия Организации Объединённых Наций направлены на стремление к поддержанию уважению человеческих прав, снижение размеров бедности, войну с болезнями и защиту окружающего мира. Организация Объединённых Наций руководит международными кампаниями по борьбе с оборотом наркотических веществ и террористической направленностью.
В 1945 году подошла к концу Вторая мировая, которая ярко показала нам все несовершенство устройства мира. У стран, принимавших участие в войне, появились вопросы о рассмотрении своей политики. Вследствие чего на Сан-францисской конференции около 50 стран решили подписать Устав ООН, в котором прописывались основные правила о сотрудничестве с международными странами: все члены Организации Объединённых Наций равны; международные споры решались путем мира; отказ пользоваться силовыми средствами, несовместимыми с целями Организации Объединенных Наций; Организации Объединенных Наций не вмешивается в дела, которые относятся к внутренней компетенции страны, и др.
За время «холодной войны» Организации Объединенных Наций являлось «наблюдателем» за «выходками» во Вьетнаме, Корее, на Ближнем Востоке, Афганистане. Угасание конкуренции двух мировых держав обозначало, что Организации раскрываются потенциалы, которые в следствии могли использоваться для улучшения стабильности в мире, однако она явилось конгломератом злобы и неприязни. Организации Объединенных Наций пришлось возложить на самих себя все неурегулируемые проблемы и попытаться сдержать неудовлетворенные амбиции. ООН явилась «переговорной площадкой» для сторон, имеющим друг к другу претензиями.
Уместно будет сказать о правовой основе решения подобных вопросов. Глава 18 Устава ООН и Вашингтонский договор 1949 года подтверждают приверженность Североатлантического союза основным принципам ООН. НАТО и ИСАФ (Международные силы поддержания безопасности) тесно сотрудничают с Миссией ООН по содействию Афганистану, а также и с другими международными структурами, которые поддерживают работу по государственному восстановлению, развитию и управлению. Стоит сказать, что тесное взаимодействие ООН и НАТО проходит в самых различных форматах как в Афганистане, так и в столицах стран ООН и НАТО. Сюда можно добавить, что это, прежде всего, совместное членство в Объединенном совете по координации и мониторингу, осуществляющем надзор за соблюдением Афганского договора. Однако, несмотря на все вышеуказанные положительные моменты данного сотрудничества, все же стоит сказать, что, хотя НАТО и ООН сегодня весьма крупно развивают взаимодействие по сложным вопросам осуществления безопасности, их отношения нельзя назвать достаточно крепкими в плане партнерства.
Еще одним примером коллективного взаимодействия является сотрудничество ООН и ОБСЕ. Здесь важно отметить, что ОБСЕ ведет активный диалог с ООН и поддерживает с данной международной организацией весьма крепкие партнерские отношения. ООН и ОБСЕ довольно упорно и слаженно сотрудничают в сфере раннего обнаружения, своевременного отслеживания и предотвращения конфликтов и кризисов. Обе международные организации в своей работе делают упор исключительно на политико-дипломатические и правовые средства решения возникших проблем в соответствии с уставом ООН. Как в ОБСЕ, так и в ООН имеется
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956, с. 14 – 47.
2. Базарбаева Ч.Н. Роль ООН в урегулировании международных конфликтов и миротворческой деятельности // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2017. Т. 17. № 9. С. 3-5.
3. Гаврилов А.С. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений (ООН, ОБСЕ, НАТО) // Богатство финно-угорских народов Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. 2018. С. 490-492.
4. Гвоздева А.А., Алтышева Р.И., Баршова О.А. Место и роль Российской Федерации в организации объединенных наций // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. 2017. С. 77-81.
5. Елисеев М.Д., Черкасова Н.Н. ООН как международная организация по борьбе с преступностью // Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2018. С. 17-20.
6. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: Феникс, 2018. С. 78.
7. Зверев П.Г. О роли организации объединенных наций в современных международных отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. С. 273-275.
8. Ивонина О.И. Роль ООН в системе нового миропорядка // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 417. С. 75-79.
9. Исаков А.Р. Роль ООН в регулировании международных конфликтов // Наука сегодня: реальность и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 41-42.
10. Мартынов В.А. Роль ООН как международной организации // Пермский период: сборник материалов VI Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. 2019. С. 228-229.
11. Пестов Р.А., Колесникова М.И. ООН как механизм защиты прав и свобод человека // Права и свободы человека в контексте развития современного государства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 243-246.
12. Рагимов И.Ф. Международно-правовые аспекты деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2018. № 4. С. 10-13.
13. Скалкова Е.С., Баршова О.А. Роль ООН в современном мире // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 678-680.
14. Тишков С.А. Многокомпонентные миротворческие миссии ООН: опыт, проблемы, перспективы: монография. Орел: ОрелГУЭТ, 2017. 218 с.
15. Яхьяева М.У. Значение Организации объединенных наций в разрешении международных противоречий // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии Сборник научных статей по итогам работы третьего международного круглого стола. 2019. С. 84-85.