Фрагмент для ознакомления
2
Компетенция таких подразделений сконцентрирована на осуществлении контроля за выполнением участниками Всемирного торговой организации конкретных соглашений. Также одним из ключевых направлений их работы выступает обсуждение вопросов с последующим их вынесением на рассмотрение Конференции министров или Генерального Совета.
Так, к комитетам, сформированным непосредственно Конференцией министров, относятся следующие:
1. Комитет по торговле и развитию.
2. Комитет по платежным балансам.
3. Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.
Содействующим деятельности всех вышеуказанных управленческих органов структурным подразделением выступает Секретариат Всемирной торговой организации. В состав Секретариата ВТО входят юристы высшего уровня, экономисты, а также специалисты в сфере мировой торговой политики. Структура Секретариата представлена двадцатью двумя подразделениями, которые подразделяются на бюро и отделы.
Высшим должностным лицом, а также главой Всемирной торговой организации выступает Генеральный директор организации, который назначается по решению Конференции Министров. Срок полномочий Генерального директора равен четырем годам. Генеральный директор выполняет ключевые функции:
- руководство деятельностью Генерального Совета;
- руководство деятельностью Секретариата;
- руководство деятельностью Комитета по торговым переговорам;
- вынесение на одобрение Бюджетного комитета проекта бюджета Всемирной торговой организации;
- представительские обязанности.
В деятельности ВТО не исключены и проблемы.
ВТО несет ответственность за осуществление разработки и внедрения новых соглашений по торговле, а вместе с тем следит за соблюдением членами данной организации всех соглашений, которые были подписаны большим количеством государств и ратифицированы их парламентами.
Правилами ВТО предусматриваются некоторые льгот для развивающихся государств. В современных экономических условиях развивающиеся государства, которые являются членами ВТО, в среднем имеют более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты собственных рынков в сравнении с развитыми государствами. Тем не менее, в абсолютном выражении совокупная величина таможенно-тарифных санкций в развитых государствах находится гораздо выше, по причине чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся государств является достаточно серьезно ограниченным .
ВТО строит собственную деятельность на основе решений, которые были приняты в 1986-1994 гг. на Уругвайском раунде и на основе договоренностей ГАТТ, которые более ранние. Обсуждения проблем и принятие решений по поводу глобальных проблем либерализации и перспектив дальнейшего развития мировых торговых отношений проходят в рамках торговых переговоров (раундов), которые являются многосторонними. К сегодняшнему периоду развития мировой экономики было проведено 8 раундов такого рода переговоров, в том числе Уругвайский, а в 2001 году был начат девятый в Дохе, в Катаре.
Организацией делаются попытки к завершению переговоров по Дохийскому раунду переговоров, который был проведен с заметным акцентом на удовлетворение потребностей государств развивающихся.
В ходе переговоров в Дохе появился определенного рода конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением большого количества государства к протекционизму, особенно в плане субсидий сельского хозяйства. До сих пор данного рода препятствия остаются основными и мешают любого рода прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда .
Многосторонняя торговая система переживает достаточно серьёзный кризис системного характера. Он состоит в том, что в течение длительного временного периода не принято ни одного сколько-нибудь существенного решения, которое позволило бы расширить свободу торговли и выполнение других принципов ВТО, которые являются ключевыми. На фоне достаточно динамичного развития всей международной торговли и иного рода форм международного экономического сотрудничества, которые потребовали активизации определенного рода усилий по проведению их стимулирования и регулирования, наблюдается некоторый кризис.
Всевозможные попытки государств развитых и развивающихся в поиске компромисса по достаточно сложным вопросам – такого рода, как: снижение уровня защиты по тарифам по товарам промышленности и сельского хозяйства, устранение субсидий, которые искажают торговлю и среду конкуренции, упрощение разного рода формальностей и процедур по оформлению операций в торговой сфере, оформление при помощи соглашения многостороннего характера по регулированию торговых операций, которые выступают в качестве составной части крупных сделок в сфере инвестирования, и большое количество иных – не были успешны . Те усилия ВТО, которые были направлены на достижение определенных компромиссов при обсуждении данного рода непростых вопросов на министерских конференциях ВТО, были нивелированы противоречиями между отдельно взятыми группами государств.
В качестве важного условия, которое сопровождает реформу многосторонней торговой системы, должно стать признание реалий сегодняшнего мира. Правила ВТО базового характера были сформированы в рамках ГАТТ еще в первые годы после Второй мировой войны, в политических и экономических условиях, а они кардинальным образом отличаются от современных. Конечно же, в рамках 8-ми раундов переговоров по повестке дня ГАТТ и большой работы, которая была проделана после создания ВТО, в них вносились значимые изменения. Однако является совершенно очевидным, что ускоренные темпы глобализации драматическим образом изменяют контуры и условия на современной арене международных экономических отношений и оказывают воздействие на их будущее.
Нельзя говорить о том, что в ВТО не была выполнена работа по адаптации к современным реалиям. Были достигнуты, хотя и не без сложных компромиссов, определённого рода результаты. Подписание соглашения об упрощении процедур в торговле предоставило возможность сохранить надежду на то, что многосторонние торговые переговоры являются оптимальным путем формирования правил и обеспечения стабильности и развития. Но при этом последние 2 года стали для ВТО критичными. Впервые, в том числе и на экспертном уровне, были высказаны сомнения в целесообразности самого существования ВТО . Оживление протекционизма в форме торговых санкций, более частое использование XXI статьи ГАТС с целью обоснования ограничительных мер, размывание многосторонних принципов в рамках плюрилатеральных договорённостей вплоть до появления новых переговорных площадок вне рамок ВТО, однако в рамках её компетенции, – всё это является угрозами и вызовами, противостоять которым ВТО сможет, только приняв, а не отторгая их.
В качестве критики ВТО звучит то, что заявленной целью ВТО является распространение идей и принципов ведения свободной торговли и стимулирование роста экономики в странах-членах. Критиками считается, что свободная торговля не делает жизнь большого числа более процветающей, а только ведет к дальнейшему обогащению уже богатых субъектов (как государств, так и отдельно взятых личностей). Заключаемые ВТО договоры вместе с тем обвиняют в частичном несправедливом приоритете ТНК и богатым государства.
Критиками также полагается, что небольшие государства имеют достаточно малую степень воздействия на ВТО, и, вне зависимости от заявленной цели - помощь развивающимся государствам, - развитые государства концентрируются, прежде всего, на собственных интересах, которые являются коммерческими . Вместе с тем, согласно утверждениям критиков, вопросы сфер здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды на постоянной основе игнорируются в пользу введения дополнительных льгот для бизнеса, это при это прямым образом противоречит важнейшим целям и уставу ВТО.
Также и деятельность ВТО достаточно часто подвергается критическим высказываниям и осуждению со стороны тех, кого называют антиглобалистами.
Вопреки целям, которые были заявлены, членство в ВТО не является защитой государств-участников от наложения с политических позиций мотивированных экономических санкций, которые являются односторонними. К примеру, можно привести в пример Санкции США против Кубы, Санкции по причине украинских событий 2014 года и др.
С целью улучшения проблемной ситуации в ВТО могут быть предложены такие направления :
- пересмотр многих положений статьи XXIV ГАТТ «Территориальное применение – Приграничная торговля – Таможенные союзы и зоны свободной торговли» и статьи V ГАТС «Экономическая интеграция» с учётом того, что современные соглашения имеют крайне широкий охват и включают в себя не
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова А.А. Экономическая дипломатия в рамках ВТО // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №2-2. – С.50-60.
2. Белов В. А. Международное торговое право и право ВТО. В 3 кн. Книга 3: Наднациональное международное торговое право (право ЕС и ВТО): учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2017. – 352с.
3. Бучукури Т.В. Значение ВТО для экономических связей и таможенной политики России // Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития: сборник статей V Междун. науч.-практ. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.148-149.
4. Внешняя торговля Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977.
5. Вступление в ВТО: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vstuplenie-rossii-v-vto-plyusy-i-minusy.
6. Ильютченко В.А., Помаскова Д.Е. Всемирная торговая организация и ее роль в упрощении торговли // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. - №8. – С.255-260.
7. Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Трудаева Т.А. Кризис Доха, итоги Найроби, перспективы Буэнос-Айреса // Горизонты экономики. – 2017. - №1. – С.49-56.
8. Колпакова С.С. Вступление России в ВТО: предыстория и перспективы // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. - №4. – С.767-771.
9. Кофанов И.Т., Ткаченко А.А. Судьба ВТО: кризис или провал? // Азия и Африка сегодня. – 2017. - №2. – С.8-13.
10. Логинов Д.Р. Всемирная торговая организация как средство либерализации международной торговли // Economics. – 2016. - №7. – С.81-86.
11. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org.
12. Николаев А.М., Мамадамонов У.М. Эволюция сотрудничества государств в рамках Всемирной торговой организации // Вестник университета (Российско-Таджикской (Славянский) университет). – 2018. - №4. – С.9-14.
13. Нормова Ю.В. Роль ВТО в регулировании международной торговли // Хроноэкономика. – 2019. - №1. – С.80-85.
14. Покровская Н.В. К вопросу о результатах присоединения России к ВТО и перспективах развития иных форм торговой интеграции // Евразийский юридический журнал. – 2018. - №5. – С.52-53.
15. Попова Ю.А. Всемирная торговая организация: правовой статус, структура. Функции, итоги вступления России // Актуальные проблемы современного конституционализма: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской науч.-практ. конференции. – Пенза: ПГУ, 2019. – С.166-171.
16. Протопопова П.О. Всемирная торговая организация и иностранные инвестиции // Океанский менеджмент. – 2019. - №1. – С.16-18.
17. Россия в ВТО: экономические последствия / Вести. Экономика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/104273. Центр экспертизы ВТО / Россия и всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru/
18. Слободенок Д.Д. Всемирная торговая организация и ее роль в современной экономике // Научная гипотеза. – 2018. - №6. – С.12-38.
19. Соболев Д.В. Историко-правовое исследование становления Всемирной торговой организации // Научно-практические исследования. – 2020. - №4-2. – С.69-76.
20. Тимощенко Е.А. Право ВТО как инструмент регулирования международной торговли // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. – М.: Интернаука, 2018. – С.94-97.
21. Центр экспертизы ВТО / Россия и всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru/.