Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Обзор научной литературы по проблеме развития внимания 5
1.1. Теоретические представления о внимании 5
1.2. Понятие о внимании и его свойствах 7
1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста 12
2. Экспериментальное исследование уровня развития восприятия у подростков 14
2.1. Описание выборки исследования 14
2.2. Методики исследования 16
2.3. Результаты исследования 22
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
Фрагмент для ознакомления
2
2. Экспериментальное исследование уровня развития восприятия у подростков
2.1. Описание выборки исследования
Для выявления особенностей произвольного внимания у студентов было проведено исследование студентов различных курсов по средствам социальной сети «ВКонтакте». В исследовании участвовали студенты 1-5 курсов. Всего в исследовании приняли участие 100 чел.
В таблицах 1-3 представлены социологические данные о выборке. В таблице 1 представлены данные о половой дифференциации респондентов выборки.
Таблица 1
Данные о половой дифференциации респондентов выборки
№ п/п Пол Количество
1 Женский 55
2 Мужской 45
Анализ данных представленных в таблице 1 говорит о том, что в настоящее время имеется небольшой перевес по гендерному признаку в сторону представителей женского пола. Эта ситуация связана с общей демографической ситуацией в стране. По статистике прирост женского населения происходит быстрее и активнее, чем мужского.
В таблице 2 представлены данные о возрастной дифференциации респондентов выборки.
Таблица 2
Данные о возрастной дифференциации респондентов выборки
№ п/п Возраст Количество
1
17 17
2 18 15
Окончание таблицы 2
3 19 18
4
20 11
5 21 20
6 22 19
Анализ данных представленных в таблице 2 показывает, что в ВУЗе происходит ротация численности студентов. Такая ротация связана с тем, что студенты с одной стороны не справляются с учебными нагрузками, возникающими в ходе учебе. С другой стороны студенты могут менять программу обучения, понимая, что им не нравится обучение в данном ВУЗе или не нравится данная специальность.
В таблице 3 представлены данные о количестве студентов, которые считают себя внимательными или не внимательными.
Таблица 3
Данные о количестве студентов, считающих себя внимательными, в %
№ п/п Характеристика Количество студентов в %
1 Внимательный 52
2 Не внимательный 48
Анализ данных представленных в таблице 3 говорит о том, что большинство студентов принявших участие в исследовании считают себя внимательными (52%). Остальные 48% опрошенных студентов считают себя не внимательными.
Таким образом, можно сделать вывод, что представленная выборка соответствует целям и задачам, которые стоят перед исследованием. В исследовании приняло участие сравнительно одинаковое количество представителей обоих полов. В выборке были представлены все возрастные группы учащихся, обучающихся в высшем учебном заведении.
2.2. Методики исследования
В исследовании использовались три методики.
Первая методика – «Корректурная проба» (Тест Бурдона). Тест предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту. «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
Вторая методика – краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика) предназначен для определения интегрального показателя общих способностей.
Инструкция к тесту. Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
«Быстрый» является противоположным по смыслу слову:
1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 4 – легкий, 5 – медленный.
Правильный ответ: 5
Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.
Минер-минор. Эти два слова являются:
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.
Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды. Начали!
Обработка и интерпретация результатов теста. Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач.
Интерпретация результатов теста. Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней. В таблице 4 представлено такое соотношение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Астахова В.Т., Боровикова Е.М. Психические процессы и состояния. [Текст] / В.Т. Астахова, Е.М. Боровикова – Самара: Пинта, 2017 – 635 с.
2. Власова А.О., Винникова Т.Ю. Формирование и повышение уровня внимания. [Текст] / А.О. Власова, Т.Ю. Винникова – Екатеринбург: СпецЛит, 2017 – 532 с.
3. Дмитриева Т.В., Подгорная А.С. Уровень внимания у студентов ВУЗов и СУЗов. [Текст] / Т.В. Дмитриева, А.С. Подгорная – Воронеж: Процесс, 2015 – 521 с.
4. Жилина Е.Ю., Иванова Е.С. Внимание. Особенности исследования и измерения. [Текст] / Е.Ю. Жилина, Е.С. Иванова – Новосибирск.: Пирамида, 2014 – 367 с.
5. Зайцева Е.А., Ваганова А.А. Внимание и другие психические процессы. [Текст] / Е.А. Зайцева, А.А. Ваганова – Челябинск: Олимп, 2015 – 388 с.
6. Калашников В.А., Соловьева О.А. Приемы стимулирования внимания у студентов профессиональных образовательных учреждений. Вчера. Сегодня. Завтра. [Текст] / В.А. Калашников, О.А. Соловьева – Пермь: Перекресток, 2016. – 720 с.
7. Канеман Д. Внимание и усилие / Под ред. А.Н. Гусева. [Текст] / А.Н. Гусев – М.: Смысл, 2006. – 287 с.
8. Кравков С.В. Внимание. [Текст] // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. – С. 22-39.
9. Логинова О.В. Высшее профессиональное образование. Особенности обучения студентов. Для педагогов и студентов пед и психолог училищ и вузов. [Текст] / О.В.Логинова. – Архангельск: Фортуна, 2018. – 482 с.
10. Макарова Н.Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-u-studentov-svoystv-vnimaniya-ustoychivost-kontsentratsiya-raspredelenie (дата обращения: 28.04.2020).
11. Методические рекомендации преподавателям ВУЗов по повышению качества обучения студентов. Алгоритмы, планы, рекомендации. / Под ред. Терентьевой Л.П. [Текст] / Л.П. Терентьева – Тверь: Бельэтаж, 2017 – 473 с.
12. Михайлов М.Е. Успеваемость студентов. Методы улучшения показателя. [Текст] / М.Е. Михайлов – Мурманск: ПрофЛит, 2018. – 483 с.
13. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Обучение в высшем учебном заведении. Социально-психологические особенности. [Текст] / Ф.М. Михайлов, М.Д. Алексеев – Самара: Смысл, 2014 – 495 с.
14. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Психологические особенности учащихся ВУЗа. [Текст] / Ф.М. Михайлов, М.Д. Алексеев – Казань: Аргумент, 2014 – 495 с.
15. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Внимание и типы внимания. [Текст] / А.В. Новожилова, Ю.С. Сычева – Волгоград: Маэстро, 2014 – 470 с.
16. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Личность студента. Развитие важных учебных качеств. [Текст] / А.В. Новожилова, Ю.С. Сычева – Волгоград: ИД Альянс, 2018 – 470 с.
17. Новожилова А.М., Петров М.С. Методические указания по формированию и развитию успешной в учебной деятельности личности студента. [Текст] / А.М. Новожилова, М.С. Петров – СПб.: Озерки, 2014 – 656 с.
18. Общая психология: в 7 т. Т. 4. Внимание: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся; М.В. Фаликман. [Текст] / Б.С. Братусь, М.В. Фаликман – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 480 с.
19. Павлов П.В., Дикарева Т.А. Методики изучения и улучшения показателей внимания. [Текст] / П.В. Павлов, Т.А. Дикарева. – Кострома: Олимп, 2017 – 564 с.
20. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Внимание. Типы. Виды. Особенности. [Текст] / М.И. Петров, В.Р. Кривиченко – Калининград: Адвокат, 2015 – 449 с.
21. Попов А.С., Николаев С.М. Психолого-педагогические требования к личности студента ВУЗа. [Текст] / М.И. Петров, С.М. Николаев – Калининград: ЛитерА, 2016 – 449 с.
22. Родионов В.Я. Методики изучения и улучшения внимания у учащихся в ВУЗах и СУЗах. [Текст] / В.Я. Родионов – Волгоград: Спец. Лит, 2016 – 414 с.
23. Родионов В.Я. Психические процессы. Физиологическая основа. [Текст] / В.Я. Родионов – Волгоград: Спец.Лит, 2015 – 414 с.
24. Северов А.М., Соколовский С.С. Перспективы изучения внимания. [Текст] / А.М. Северов, С.С. Соколовский – Мурманск: Полярная Звезда, 2015 – 337 с.