Фрагмент для ознакомления
2
использовать более сложные методы и приемы исследования.
Как уже было определено, главной целью литературного краеведения в рамках школьного образования является формирование и развитие чувства интереса и любви к своему региону и его культуре, а следовательно, любви к истории и культуре всей страны. Для достижения данной цели выдвигается несколько конкретных задач.
Во-первых, просветительской, проявляющейся в приобщении к литературному творчеству региона. Во-вторых, агитационная, призванная заинтересовать учеников пафосом литературно-краеведческого исследования.
В-третьих, эстетическая, которая помогает ученикам осознать богатство концептуального и образного мира литературы. Проблемы эстетического воспитания учащихся глубоко исследованы в сборнике «Эстетическое воспитание в восьмилетней школе», где в статье А.М. Докусова, Г.Г. Розенблата и Т.В. Чирковской «Задачи, содержание, пути и методы эстетического воспитания учащихся» подчеркнута необходимость во время экскурсий и походов учить школьников видеть красоту родной природы, развивать творческое воображение, предложены некоторые приемы привлечения краеведения в обучении - «воображаемые путешествия», или «заочные экскурсии», как средство и сообщения нового материала и закрепления его.
Таким образом, «создание модели духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе познания родного края имеет своим замыслом объединение всех теоретических и объектно-процессуальных ресурсов, влияющих на формирование духовности и нравственности учащихся».
Следующая задача – лингво-коммуникативная, она призвана обогатить устную и письменную речь учащихся. И, наконец, обучающая функция, которая предполагает овладение базовыми навыками музейно-экскурсионной работы, классификацией печатных и рукописных материалов и навыком библиографического описания.
Процесс усвоения знаний по литературному краеведению предполагает знакомство и литературными и историческими источниками, чтение и анализ художественных произведений, их критическую оценку.
Также представляется важным освоение базовых знаний по истории и теории литературы, знание структуры литературного произведения и изучение нравственной и культурной проблематики литературы.
Литературное краеведение вводит учеников в мир родной культуры и человеческих отношений, углубляет их знания о родном регионе, приобщает к поискам литературно-краеведческого материала.
Уроки по литературному краеведению также направлены на формирование ряда умений и навыков, являющихся актуальными и для литературного курса. Среди них можно выделить:
-грамотное и эмоционально-выразительное чтение прозы и стихотворений;
-умение анализировать художественное произведение, что характеризуется грамотным определением темы, основной мысли и проблематики литературного произведения, а также владением навыками определения рода и жанра художественного произведения, его сюжета и фабулы, композиции и архитектоники.
-умение находить в произведении различные тропы;
-умение составлять простой и сложный планы литературного произведения, конспекты, тезисы;
-умение писать доклады, рефераты, рецензии и давать устные ответы;
-умение давать аргументированную оценку позиции одноклассника и собственной позиции;
-владение навыком саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ;
-определение авторское позиции;
-формирование навыков активного слушания и ведения.
С помощью уроков по литературному краеведению, ученики получают возможность понять, как взаимно обогащались культурные и духовные традиции народа и края, что является особенно важным в полиэтническом и поликультурном государстве.
В результате курса литературного краеведения в рамках школьной программы ученики, предположительно, должны обладать следующими навыками и умениями:
-знание содержание изученных произведений писателей и поэтов данного региона;
-умение самостоятельно оценивать художественное произведение;
-обладание необходимым уровнем знаний по теории и истории литературы, о жизненном пути и творчестве местных писателей, о роли региона в творчестве писателей-классиков, особенностях построения художественных произведений;
-умение грамотно обосновать в устной или письменной форме свое мнение о литературном произведении;
-умение выступать с докладами и сообщениями, умело пользоваться поиском материала, писать отзывы и рефераты.
Изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени представляет чрезвычайно важным. Понимание эпохи и самой истории возможно только со знанием людей, принадлежащих этой эпохе, и пониманием их взглядов, помыслов, концепций и идей.
2.2 Формы и методы проведения литературной краеведческой работы
Литературное краеведение является достаточно специфической дисциплиной, и классные занятия не в состоянии сформировать ту полноту картины, которая потребуется для понимания литературного наследия родного региона.
Конечно, основным видом работы являются различные виды уроков в классе. Как уже было упомянуто в предыдущем параграфе – данные уроки должны идти по восходящей, вновь изученный материал должен сопоставляться с уже пройденным, а также дополняться новыми фактами, углубляя и укрепляя полученные знания. Для осуществления данного принципа преподавателю также следует учитывать особенности работы с различными параллелями (см. таблицу 1).
Изучение литературного краеведения предполагает несколько вариантов. Первый из них можно определить как изучение художественных произведений на уроках литературы с обязательным включением жизнеописания и истории произведения.
Данные вид уроков предполагает
изучение во временном контексте «прошлое-настоящее-будущее». Литературные труды писателей родного региона следует рассматривать
без отрыва от условий жизни, быта, исторических аспектов эпохи, а которой творили авторы.
Вторым вариантом изучения местной литературы являются специальные учебные программы в обычных классах и образовательных учреждениях с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, а также в лицеях и гимназиях. Во многих образовательных учреждениях существуют факультативные курсы, как правило, в 8-11 классах.
Реализуются они обычно за счет часов школьной программы. Они представляют собой отдельные тематические занятия, направленные на углубленное изучение творчества какого-либо писателя или поэта своего региона.
В настоящее время также широко распространены литературно-краеведческие вечера, которые организуют школы, гимназии, лицеи, вузы,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, Б. Ф. Современное состояние науки о человеке в СССР / Б. Ф. Адлер // Человек. -2008. № 4. - С. 11-19; № 5. – С. 5-14.
2. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 1962. – С. 148 - 163.
3. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческией кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987. – 315 с.
4. Блинников, В. И. Использование краеведческого материала в учебном процессе базовой школы / В. И. Блинников, Е. Н. Демьянков, Т. В. Чеснокова // Регионология. 2004. № 2. – С. 232-238.
5. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
6. Веденеева, Г. И. Аксиосфера краеведения и её роль в нравственном воспитании младших школьников / Г. И. Веденеева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 3. - С. 77-81.
7. Веденеева, Г. И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г. И. Веденеева // Педагогика. 2013. № 8. С. 58-63.
8. Воронина, Н. И. Лики провинциальной культуры / Н. И. Воронина. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. - 232 с.
9. Докусов Л.М. Эстетическое воспитание : (На уроках литературы) в восьмилетней школе. Пособие для учителя / Под ред. Л. М. Докусова. - М.: Учпедгиз, 1963. - 146 с.
10. Захаров, В. М. У истоков Саратовского исторического краеведения. Ч. 1. 30-60 гг. XIX века: А. Ф. Леопольдов, Н. И. Костомаров : учебное пособие по курсу «Историческое краеведение» / В. М. Захаров, В. Г. Миронов. Балашов : Издательство Балашовского педагогического института, 1991. - 36 с.
11. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. 507 с.
12. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. 2005. № 10. – С. 6-8.
13. Гюйссен, А. Бегство от амнезии: музей как массмедиа. Перевод А. Патрикеева. / Гюйссен, А. // Искусство. – 2012. – № 2 (581).
14. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. 2005. №4. С. 30-37.
15. Ковшов, С. В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С. В. Ковшов // Вопросы образования. 2009. N 1. С. 211-222.
16. Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 142-145.
17. Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 1969. – 208 с.
18. Одиннадцатые Бирюковские чтения [Текст] : тез. докл. / [А. И. Лазарев и др. ; отв. ред. М. А. Колесников, Н. Г. Рябков]. – Шадринск : Изд-во Шадр. пед. ин-та, 1994. - 186 с.
19. Лазарев А.И. Методика картографирования литературных явлений // Шестые Бирюковские чтения, посвященные вопросам теории и практики краеведческой работы. Программа. 19–22 октября 1983 г. – Челябинск: ЧГ ИК, ЧелГУ, 1983. – 14 с.
20. Лебедева, Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. – 408 с.
21. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. Т.2. -Л., 1987. -С.418- 494.
22. Лощинин Н. П. Вопросы экспозиции в литературных музеях. М., 1966. - 176 с.
23.Милонов Н. А. Литературное краеведение: Учеб. пособие для педагогических ин-тов по специальности 2101 «Русский язык и литература». — М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
24.Михащенко, А. Л. Историко-педагогическое краеведение как региональный компонент образовательного стандарта / А. Л. Михащенко // Регионология. 2004. N 3. С. 134-139.
25. Пиксанов, Н. К. Областные культурные гнезда: Ист. - краевед. семинар /Н. К. Пиксанов. М.; Л.: ГИЗ, 1928. 148 с.
26. Семенов В.Н. – «В старину Саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края». – Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1993 г. – 336 с.
27. Роткович Я.А. Очерки истории преподавания литературы в русской школе. М., 1953.-352 с.
28. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и ее взаимосвязей с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1963. -208 с.
29. Травушкин Н. С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук // Научные доклады литературоведов Поволжья. – Астрахань, 1967. – С. 160–166.
30. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 1965. – 192 с.
31. Памятка о встрече учеников СОШ № 23 г. Саратова с поэтом и писателем Татьяной Овчинниковой [Электронный ресурс] Rsp-souz.ru: Портал российского общества писателей г. Саратова. // URL: http://rsp-souz.ru/novosti/284-vstrecha-uchenikov-sosh-23-g-saratova-s-poetom-i-pisatelem-tatyanoj-ovchinnikovoj.html
32. Государственный музей К.А. Федина [Электронный ресурс] fedinmuseum.ru: официальный сайт Государственного музея К.А. Федина // URL: http://www.fedinmuseum.ru/about.html