Фрагмент для ознакомления
2
Премьера «Раймонды» стала настоящим событием в театральном мире Петербурга. Она прошла 7 января 1898 года. В этот вечер на сцене Мариинского театра блистала итальянка Пьерина Леньяни, ее партнерами были известные танцовщики Сергей Легат и Павел Гердт. Премьерный показ обернулся триумфом создателей балета .
Спустя два года «Раймонду» перенес на московскую сцену А. Горский. Изначально он воспользовался хореографическими находками Петипа, но в 1908 году представил оригинальную постановку балета с Екатериной Гельцер в главной партии .
«Раймонда» и сегодня остается одним из самых сложных спектаклей для любой балетной труппы. Ее насыщенная хореография требует от всех исполнителей виртуозности и физической выносливости. Для артистов это – возможность показать все грани техники классического танца .
Таким образом, можно сделать вывод, что балет «Раймонда» стал первым балетом в творческом наследии Петипа, в котором танцор-мужчина выполнял танцевальные действия. Здесь можно увидеть сочетание нескольких актеров-мужчин, которые выполняют танцевальные па, и поддерживают партнерш выполняя высокие поддержки и другие действия.
2. К.М. Сергеев
2.1. «Спящая красавица»
Вера и энтузиазм, с которыми Вихарев взялся за труд — расшифровку записи «Спящей» (сделанную в 1903-1907 годах режиссером Мариинского театра Николаем Сергеевым по «системе Степанова»), достойны лишь уважения. Добросовестный профессионал обратился и к другим источникам, в том числе к «живым документам» — ветеранам труппы, помнящим постановку Лопухова. Заметим кстати, что с их же помощью детище Петипа и Чайковского увидело свет в 1995 году в театре имени Мусоргского (Малом, или Михайловском) .
Там также была воссоздана хореография Пролога, внесены иные коррективы, но притом оставлены и лучшие композиции Лопухова и Сергеева, прочно вошли в танцевальную ткань спектакля. Именно эта, по-своему уникальная, редакция балета, родившаяся при молчании критики, послужила, по признанию Вихарева, импульсом к его предприятию и во многом стала моделью для его «архивной» версии .
Реставратору «подлинного Петипа» все же не удалось обойтись без малой толики «советской «Спящей»», как иронически именуют постановку К. Сергеева сторонники новоявленного спектакля. В заключительном дивертисменте Принц Дезире танцует вариацию, сочиненную Сергеевым, — вариацию блистательную, подлинно виртуозную, ставшую неотъемлемой частью свадебного па-де-де. И это закономерно. Не имей Дезире вариации, и — в силу хореографической логики — героем свадебного акта оказался бы другой принц — Голубая птица, для которого Петипа не пожалел танцевальных красок, обделив ими счастливого супруга Авроры. Есть и еще один немаловажный аргумент в пользу сергеевской вариации: нынешние солисты вряд ли соблазнились бы «пешеходной» ролью, где танец ограничен партнерскими функциями .
Эксперимент со «Спящей» кое в чем подтверждает правоту мастера. Возобновленные пантомимные сцены не блещут выдумкой и по большей части грешат избыточной статуарностью, навевая скуку. Новые танцевальные номера или подправленные прежние не сделали спектакль краше.
(Картина вторая. Andante misterioso). К. Сергеев делает более активной и действенной свиту злой феи: он добавляет хореографически разработанный образ летучих мышей. В такой редакции и образ принца Дезире становится более активным, действенным. Он не просто пробирается сквозь череду комнат спящего королевства и стремится пробудить придворных, а активно сражается со свитой Карабосс.
Pas de deux принцессы Авроры и принца Дезире в редакции К. Сергеева состоит из выхода пажей и фей драгоценностей, adagio Авроры и Дезире, вариации принца Дезире, вариации принцессы Авроры и коды.
В редакции К. Сергеева была создана в Pas de deux собственная редакция вариация принца Дезире. В постановке хореографа передан радостный порыв торжествующей молодости и любви, преодолевшей зло. Хореография здесь развивает тематизм вариации принца Дезире, созданной К. Сергеевым во втором акте. В ее основе — cabriole вперед на effacée и tour в воздухе, в обрамлении essemblé, grand jeté en tournent, jeté entrelacé. Лейтдвижением принца Дезире становится в таком решении ликующий tour в воздухе .
Таким образом, редакция этого балета, созданная К. Сергеевым, имеет наибольшую художественную ценность.
2.2. «Лебединое озеро»
Дуэт Наталия Дудинская (Одетта – Одиллия) и Константин Сергеев (Зигфрид) стал центральным в редакции Константина Сергеева, премьера которой состоялась в 1950 году. «Будучи одновременно и участником новой постановки «Лебединого озера» и балетмейстером, я как хореограф подчинялся желаниям и творческим потребностям танцовщика Сергеева», – писал К. Сергеев. Зигфрид, получив «возможность высказаться» – соло в первой картине, стал танцевать в спектакле больше .
В прежней постановке балетмейстера не устраивали помпезность, статика, отсутствие четко проведенного развития действия, условная старая пантомима. Новая редакция коснулась, главным образом, режиссерской разработки – Сергеев пытался придать спектаклю сквозное действие и раскрыть внутренний мир героев. Устаревшие условные жесты, при помощи которых изъяснялись герои спектакля, длинные пантомимные эпизоды постановщик заменил развернутыми танцевальными речитативами, монологами и диалогами, применив новые приемы и выразительные средства .
Первую картину Сергеев полностью переиначил: поставил заново вальс, танец с кубками, все ансамбли, сохранив только pas de trois друзей принца. Изменения коснулись и второй картины – Сергеев переставил танец больших лебедей, а также пересмотрел хореографию финальной сцены на озере. Оформил его постановку Симон Вирсаладзе.
В редакции Константина Сергеева «Лебединое озеро» до сих пор идет на сцене Мариинского театра. В 1992 году спектакль переодели в костюмы Галины Соловьевой и декорации Игоря Иванова. Но иногда, когда
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ванслов В. Балет в ряду других искусств / Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Вып. 2. Л.: Музыка, 1977. С. 5–32.
2. Ванслов В. В. «Спящая красавица» Чайковского и новый спектакль Большого театра / Сов. музыка. 1973. № 10. С. 38–45.
3. Ванслов В.В. Балет и симфония / Сов. музыка. 1962. № 2. С. 62–66.
4. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. Второе изд. М.: Искусство, 1971. 304 с.
5. Ванслов В. В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, 1980. 192 с.
6. Дулова Е. Н. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII — начала ХХ века). М.: Изд-во «Четыре четверти», 1999. 378 с.
7. Захаров Р. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 432 с.
8. Зозулина Н. Проблемы аутентичности «Спящей красавицы». Ч. 2. Пролог / Балет Ad Libitum. 2009. № 3 (17). С. 57–64.
9. Зозулина Н. Проблемы аутентичности «Спящей красавицы». Ч. 3. Пролог. Вокруг Феи Сирени / Балет Ad Libitum. 2009. № 4 (18). С. 52–64.
10. Илларионов Б.А. Две «Раймонды»: хореографические версии К.М. Сергеева и Ю.Н. Григоровича // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. №6 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-raymondy-horeograficheskie-versii-k-m-sergeeva-i-yu-n-grigorovicha (дата обращения: 28.04.2020).
11. Илларионов Б.А. Структура хореографического действия в «Спящей красавице» М.И. Петипа. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017;(2):16-30.
12. Карп П. М. Балет и драма. Л.: Искусство, 1979. 246 с.
13. Константинова М. Е. Спящая красавица. М.: Искусство, 1990. 239 с.
14. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.-М.: Искусство, 1963. 552 с.
15. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы. СПб: Алетейя, 1997. 508 с.
16. Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925. 178 с.
17. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1971. 215 с.
18. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. 216 с.
19. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971. 446 с.
20. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи: сб. ст. Л.: Искусство, 1971. 448 с.
21. Полубенцев А.М. Уроки великого хореографа М. Петипа // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. №6 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-velikogo-horeografa-m-petipa (дата обращения: 27.04.2020).
22. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977. 343 с.
23. Сухарева, С.Д. Загадочный и волшебный мир балета Мариуса Петипа / С.Д. Сухарева, Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный, электронный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1123/ (дата обращения: 27.04.2020).
24. Wiley Roland John. Tchaikovskys ballets. Swan Lake, Sleeping Beauty, Nutcracker. Oxford: Clarendon Press, 1985. 430 p.