Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше время термин «психоанализ» известен всем, как и имя его создателя-Зигмунда Фрейда. Он принадлежит к той немногочисленной когорте мыслителей, которым суждено было коренным образом изменить представления человека о самом себе .
Фрейд однажды высказал мнение, что за всю свою историю человечество испытало три значительных удара по своему коллективному Эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной: она всего лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг Солнца. Вторым откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может претендовать на какое-то особое место в мире. Он не более чем один из высокоорганизованных видов животных, которые, в свою очередь, возникли в ходе эволюции из болеенизких форм жизни. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив, что человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума .
Фигура З. Фрейда выражает с собой два века с их разными устремленностями и философскими пристрастиями: XIX век с его культом научного знания и объективизма, верой в разум и прогресс и, одновременно, XX век – с его стремлением к подлинности человеческой субъективности, критическим настроем к традиции. Фрейд является мыслителем, чьи идеи глубоко вошли в современное общественное сознание на Западе и были довольно-таки основательно усвоены. Тем не менее, не прекращается дискуссия о том, является ли психоанализ философией, либо есть ли в нем содержание, которое можно отнести к философскому.
Целью данной работы является рассмотрение концепции Фрейда о «человеке в толпе».
Задачи:
1) Рассмотрение представления о человеке у З. Фрейда, основных терминов и понятий.
2) Описание влияния на личность религии, культуры.
3) Характеристика массовой психологии З. Фрейда.
4) Изучение феномена культа личности у З. Фрейда.
5) Характеристика мифа о первобытной орде; проблемы героического мифа в психоанализе.
Объектом исследования является представление человеке в толпе в психоанализе. Предмет исследования – процессы, происходящие в толпе с сознанием и бессознательным индивида.
Глава 1 Представление о человеке у З. Фрейда
1.1 Общие термины в психоанализе З. Фрейда. Сознательное и бессознательное
Существует представление, согласно которому психоанализ представляет собой учение о бессознательном, а З. Фрейд является ученым и врачом, который открыл область бессознательного и тем самым совершил переворот в науке и медицине. Такая точка зрения находит свое выражение в обыденном понимании, но весьма далека орт истинного положения вещей.
З. Фрейд не является тем, кто первым открыл бессознательное, как часто полагают исследователи бессознательного .
З. Фрейд уделял особое внимание бессознательному вследствие постоянного наблюдения за невротиками, анализа сновидений. Для него бессознательное не было абстрактным понятием, связанным с демоническими терминами, без содержания.
Фрейд изучал бессознательное как что-то реально психическое, которое обладает своими особенностями и имеющее вполне определенные содержательные свойства. Конкретизация и описание процессов бессознательного являлось важным элементом исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейда. Он раскрыл особенности работы процессов бессознательного, конкретизировал формы проявления бессознательного психического в жизни человека, стремился выявить позитивную часть бессознательного в психике. Он обращал внимание на те свойства бессознательного, которые говорили о самобытности и специфичности данной области психики человека, которая отличалась от сознания.
Анализ бессознательного реализовывался З Фрейдом не отдельно,а в контексте с изучением сознания. Для психоаналитика быть сознательным означает иметь непосредственное и надежное восприятие .
По мнению З. Фрейда, бессознательное следует признать как реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, навыков.
З. Фрейд исходил и того, что любой процесс в психике существует сначала в бессознательном, и только потом оказывается в сознании. Этот переход не всегда является процессом, так как не все акты психики производятся сознанием. Некоторые, и даже многие процессы остаются в бессознательном и не находят возможности выйти к сознанию.
По мнению основателя психоанализа, бессознательное представляет собой большую переднюю, в которой располагаются все движения души. Сознание же представляет собой узкую комнату, которая примыкает к бессознательному. На пороге между передней и комнатой стоит страж, который не только пристально разглядывает каждое движение души, но и решает вопрос о том – пропускать его из одной комнаты в другую, или нет.
Если определенное движение души допускается стражем в комнату, то это еще не говорит о том, что оно становится сознательным. Оно превращается в сознательное тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, которое располагается в конце комнаты .
Значит, если передняя комната – это обитель бессознательного, то узкая комната – вместилище того, что можно было бы назвать предсознательным. И за ним располагается келья сознательного, где на задворках узкой комнаты сознание является наблюдателем.
Психоаналитик подчеркивает важность бессознательного, что привело к тому, что впоследствии процессы бессознательного стали рассматриваться и в развитии. На это и нацелен психоанализ – на раскрытие динамики процессов бессознательного в человеческой психике .
Кроме того, З. Фрейд пошел дальше – он проанализировал бессознательное психическое для выявления его частей. Одновременно с этим, он открыл новое, что не было объектом изучения ранее. Теперь бессознательное стало анализироваться с точки зрения присутствия в нем не сводящихся в нем элементов. Бессознательное теперь находилось как функция двух раздельных систем .
Как полагает З. Фрейд, бессознательное имеет двойственность, которая выявляется не столько описанием процессов бессознательного, сколько раскрытием динамики их работы в психике человека.
В понимании З. Фрейда бессознательное представляет собой два отдельных процесса психики: предсознательное и вытесненное бессознательное. И то, и другое, является бессознательным. Только последнее – это динамический аспект психики. Итак, появляется три термина: «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное» .
Итак, в классическом психоанализе Фрейда познание бессознательного соотносится с возможностями встречи предметных представлений с конструкциями языка. В психоаналитическом сеансе наблюдается диалог между аналитиком и пациентом, где обороты языка и его конструкции – это фундамент для проникновения в бессознательное .
1.2 Культура, религия и иллюзия и их влияние на личность
Исследуемая работа посвящена проблемам программного преобразования культуры.
В самом начале книги Фрейд обращается к общим проблемам общества и цивилизации, к причинам формирования правил и догм. Фрейд говорит о существовании двух сторон цивилизации:
1) Познания и навыки, которые дают людям возможности и способности преодолевать разрушительные природные силы и формировать блага материального мира для того, чтобы удовлетворять свои потребности.
2) Правила и запреты, которые важны для структурирования взаимоотношений в обществе, в частности, при структурировании материальных благ.
Фрейд говорит о том, что каждый человек обладает разрушительными тенденциями, которые определяют поведение многих людей. Большинство людей не обладают с рождения тягой к труду, люди не способны ограничивать свои потребности. Поэтому цивилизационные структуры могут существовать только при принуждении.
Фрейд говорит о том, что культура навязывается большинству при помощи меньшинства. Основа цивилизации – это принуждение к труду и отказ от основных инстинктов. Это вызывает недовольство тех, на кого это направлено. Следовательно, в культуре нужно присутствие способов ее защиты: это способы принуждения и примирения людей с ограничениями культуры.
Ограничения культуры классифицируются на два вида:
1) Ограничения, которые касаются всех – наиболее древние, являются врожденными и формируют базу отрицательной реакции на культурные тенденции; инициируют отказ от первичных позывов, включение в Сверх-Я. Люди становятся носителями культуры, а не ее противниками.
2) Ограничения, которые касаются определенных групп людей. Инициируют зависть людей к другим классам и недовольство культурой .
В культуре, если рассматривать ее с психологической точки зрения, существует структура идеалов, религиозные верования и искусство. Все это компенсирует недовольство, инициированное запретами.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акимов, О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О.Е. Акимов. - М.: Акимова, 2005. - 279 c.
2) Бион, У.Р. Элементы психоанализа / У.Р. Бион. - М.: Когито-Центр, 2009. - 127 c.
3) Виленский, О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ / О.Г. Виленский. - М.: Вузовская книга, 2009. – 152 с.
4) Залевский Г.В. Фрейд – основатель психоанализа (к 150-летию со дня рождения) / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. – 2006. – №24. – С. 103-108.
5) Змановская, Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. / Е.В. Змановская. - СПб.: Питер, 2011. - 288
6) Куттер, П. Психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер, Т. Мюллер; Пер. с нем. В.Н. Николаев, С.И. Дубинская. - М.: Когито-Центр, 2011. - 384 c.
7) Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 751 с
8) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
9) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
10) Рашковский Е.Б. Зигмунд Фрейд и современные горизонты наук о человеке и обществе (к 160-летию классика психоанализа) / Е.Б. Рашковский // Пути к миру безопасности. – 2016. – №2 (51). – С. 184-186.
11) Рехардт, Э. Ключевые проблемы психоанализа: Избранные труды. / Э. Рехардт. - М.: Когито-Центр, 2009. - 331 c
12) Фокина Н. И. Современная западная философия. – М., 2009.
13) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
14) Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни; Пер. с англ. А.М. Боковиков. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
15) Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с., ил.