Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические основы организации экспортного контроля в Российской Федерации 5
1.1. Понятие, сущность, цели экспортного контроля в Российской Федерации 5
1.2. Основные принципы государственной политики в области экспортного контроля. Методы
осуществления экспортного контроля. Идентификация контролируемых товаров и технологий 8
2. Организация экспортного контроля в Российской Федерации 15
2.1. Порядок лицензирования внешнеэкономических операций с товарами, информацией,
работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении
которых установлен экспортный контроль 15
2.2. Порядок получения заключения ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования
19
3 Проблемы экспортного контроля и пути их решения 24
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней
и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях
обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.
Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на
национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области
нераспространения оружия массового поражения.
2
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос экспортного контроля в связи с различием в
интересах государства и экспортеров. Изучением данной проблемы занимаются ведущие
мировые державы, так как она оказывает сильное воздействие на международные отношения.
Проблема экспортного контроля представляет высокий интерес и для международной
безопасности. Именно эти факторы объясняют важность и актуальность изучения данной темы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации экспортного
контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие организацию экспортного
контроля в Российской Федерации.
Цель исследования – анализ организации экспортного контроля в Российской Федерации.
Задачи исследования:
– раскрыть понятие, сущность, цели экспортного контроля в Российской Федерации;
– рассмотреть основные принципы государственной политики в области экспортного контроля,
методы осуществления экспортного контроля, а также идентификацию контролируемых товаров и
технологий;
– проанализировать порядок лицензирования внешнеэкономических операций с товарами,
информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на
них), в отношении которых установлен экспортный контроль;
– охарактеризовать порядок получения заключения ФСТЭК России о применении мер
нетарифного регулирования;
– выявить проблемы экспортного контроля и пути их решения.
Методологическая основа исследования. В рамках методологического поля исследования акцент
был сделан на общенаучном диалектическом методе познания, системном подходе и
междисциплинарном синтезе. Проведение исследования базировалось на принципах историзма,
объективности, системности и комплексности.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов таких авторов, как: И.В. Гомон, А.Д.
Борисова, К.А. Петрухина, А.В. Щербакова, Н.В. Синицын, Ю.С. Лифанова, И.С. Маслова, К.Н.
Исаева, и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы организации экспортного контроля в Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность, цели экспортного контроля в Российской Федерации
Основу международного режима нераспространения оружия массового поражения составляют
соответствующие международные договоры, а также национальные системы экспортного
3
контроля. В настоящее время сложились следующие многосторонние соглашения и
договоренности в области экспортного контроля:
– Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);
– Комитет Цангера;
– Группа ядерных поставщиков (ГЯП);
– Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);
– Австралийская группа (химические и биологические технологии);
– Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными
вооружениями .
Российская Федерация является участником ДНЯО, Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских
договоренностей. Исключение составляет Австралийская группа (международный режим
контроля за нераспространением химического и биологического оружия).
Российская система экспортного контроля создана в 1992 году. В настоящее время она имеет
хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования,
разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами
исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная
правовая база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует
международным требованиям режимов экспортного контроля.
Согласно Федеральному закону от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» экспортный
контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления
внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при
создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной
техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Основными целями экспортного контроля являются: защита интересов Российской Федерации;
реализация требований международных договоров Российской Федерации в области
нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области
контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; создание условий для
интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; противодействие
международному терроризму.
Экспортный контроль в РФ направлен на товары и технологии, списки которых утверждаются
Указами Президента Российской Федерации. В настоящее время в РФ существует шесть Списков
(перечней) контролируемых товаров и технологий. В других странах, например, в США и странах
ЕС, эти списки объединены в один общий список.
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется с помощью следующих методов
правового регулирования внешнеэкономической деятельности:
1) идентификация контролируемых товаров и технологий;
2) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми
товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование;
3) таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых
товаров и технологий;
4
4) организация и проведение проверок соблюдения требований законодательства российскими
участниками внешнеэкономической деятельности .
Основным инструментом, регулирующим экспортный контроль товаров, для всех стран является
лицензирование. Оно не предусматривает полного запрета на вывоз контролируемых товаров,
технологий, услуг и научно-технических данных за исключением списка 4.
Для того, чтобы провести внешнеэкономическую сделку по передаче лицу иностранного
государства контролируемой продукции, внесенной в официальные списки, необходимо иметь
соответствующую лицензию. Под «передачей» понимаются любые формы действий – экспорт,
почтовая пересылка, электронная передача данных и т.д. Важно отметить, что участниками
экспортного контроля являются: Президент РФ, Правительство РФ, министерства и спецслужбы
РФ. В настоящее время в России действует уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти в области экспортного контроля – Федеральная служба по техническому и экспортному
контролю (ФСТЭК России).
Также законодательство РФ предусматривает ответственность за несоблюдение правовых
требований в области экспортного контроля виде административного или уголовного наказания.
Таким образом, мы можем утверждать, что государственная система экспортного контроля
продукции является своего рода механизмом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собрание
законодательства РФ. 26.07.1999. № 30. Ст. 3774.
2. Арсентьева В.С. Проблемы применения методов экспортного контроля и пути их решения
// Сборник научных работ студентов факультета таможенного дела Государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия»;
Факультет таможенного дела. М., 2018. С. 21-25.
3. Бакаева О.Ю., Мусаэлян Р.Э., Эльдербаева Д.И. Перспективы развития экспортного
контроля в России // Достижения вузовской науки 2019 сборник статей XI Международного
научно-исследовательского конкурса: в 2 ч.. 2019. С. 176-179.
4. Газина Е.А. Значение экспортного контроля // Экономика и управление – 2015 сборник
материалов международной научной конференции, 2 сессия / под ред. В.С. Карагода. 2015. С.
288-295.
5. Гомон И.В., Борисова А.Д., Петрухина К.А. Сущность системы экспортного контроля в
российской федерации, пути совершенствования // Аллея науки. 2018. Т. 7. № 11 (27). С. 470-475.
6. Евдокимова О.В., Иванова Т.Н., Евдокимов Н.С. Идентификационная экспертиза в системе
экспортного контроля // Вопросы идентификации и классификации товаров в таможенных целях
Материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-22.
7. Лифанова Ю.С. Экспортный контроль товаров двойного назначения // Российский
внешнеэкономический вестник. 2020. № 1. С. 116-121.
8. Лобов И.И., Москварцева С.А. Проблемы квалификации незаконного экспорта из
российской федерации объектов экспортного контроля // Преступления против мира сборник
трудов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Б. В. Яцеленко. 2019. С.
166-170.
5
9. Малевич Ю.В., Гетман А.Г., Ладынина Е.А. Экспортный контроль как инструмент
обеспечения безопасности // Инновационные технологии и вопросы обеспечения безопасности
реальной экономики Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической
конференции. Под редакцией Г.В. Лепеша. 2019. С. 170-180.
10. Мизюркина Л.А., Воробьева М.И. Организация перемещения товаров, подлежащих
экспортному контролю через таможенную границу // Актуальные проблемы
внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Сборник статей по материалам
Международной научно-практической конференции. 2020. С. 131-134.
11. Мозжегорова О.А. Основные тенденции развития экспортного контроля в условиях
функционирования Евразийского экономического союза // Экономические стратегии ЕАЭС:
проблемы и инновации: сборник материалов II Всероссийской научно-практической
конференции. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 188-197.
12. Очкина А.С. Правовое регулирование экспортного контроля в ЕАЭС // Цифровизация
таможенных отношений в ЕАЭС: перспективы развития, проблемы, решения Сборник научных
трудов по материалам Х Международной научно-практической конференции / под редакцией С.А.
Овсянникова, Н.А. Мошкиной. 2019. С. 213-216.
13. Синицын Н.В. Экспортный контроль как один из методов нетарифного регулирования //
Форум молодых ученых. 2018. № 3 (19). С. 601-604.
14. Скоробогатько М.А. Экспортный контроль в Российской Федерации // Наука в
современном обществе: закономерности и тенденции развития: сборник статей Международной
научно-практической конференции. 2019. С. 147-149.
15. Чумадина А.О. Экспортный контроль как один из видов нетарифного регулирования / А.О.
Чумадина, В.В. Яковенко // Студенческая наука: современные реалии: материалы Междунар.
студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 181-184.
16. Щербакова А.В. Особенности экспортного контроля в РФ // Молодежь и системная
модернизация страны Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции
студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 394-397.