Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, а так же тем, что данный вид предпринимательства не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономике.
Рыночная экономика – это, прежде всего, экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
На сегодняшний день в России произошло осознание того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для крупного капитала, а представляет самостоятельный перспективный сектор экономики.
Именно поэтому данная работа является актуальной, в ней раскрываются некоторые аспекты деятельности предприятий малого бизнеса, рассматривается сущность малых предприятий, особенности их развития в России.
В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего, по гражданско-правовым договорам.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются (ст.4 закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации») коммерческие организации со сравнительно небольшой средней численностью работников (в зависимости от вида деятельности). Кроме того, закон налагает и ограничения на степень участия лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале организации.
Объектом исследования является малое предпринимательство.
Предмет исследования: отношения, возникающие в процессе поддержки и развития малого бизнеса.
Цель исследования – малые предприятия и их развитие в современных условиях.
В соответствии с указанной целью поставлены перед собой следующие задачи:
рассмотреть малое предпринимательство в экономике;
изучить проблемы малых предприятий;
охарактеризовать анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг.;
изучить перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по теоретическим и прикладным вопросам, посвященные анализу финансового состояния субъектов малого предпринимательства и их государственного финансового регулирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории финансов института малого предпринимательства и его государственной финансовой поддержки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной финансовой поддержки и предложений по расширению применения финансовых инструментов такой поддержки.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Малое предпринимательство в экономике
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в небольших формах, влияющий на предпринимательскую деятельность малых предприятий и малых фирм. Малый бизнес типичен для некоторых форм и видов услуг, производства, торговли. Предпринимательство – это самостоятельная деятельность, осуществляемая риском, направленным на систематическое получение прибыли от продажи товаров, использования имущества, выполнения работы или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве, в соответствии с установленным законом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Чаще всего малый бизнес понимается как небольшое производство, основанное на определенной форме собственности. В этом случае учитываются только количественные параметры, фактически предприниматель выбирает собственные формы собственности и организацию экономической деятельности .
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . Самым востребованным в настоящих экономических условиях представляется малый бизнес. Так, на начало мая 2018г. количество малых предприятий достигло отметки в 2 млн. 847 тыс. 854 (включая микропредприятия).
По данным Росстата, 24,5% заняты в области оптовой торговли;
21,5% — в сфере операций с недвижимым имуществом;
12% — в строительстве; 9% — в розничной торговле.
Количество задействованных работников составляет 11 млн. 743 тыс. человек. Совокупный оборот малых предприятий составляет 19,7% от общего валового внутреннего продукта РФ.
Малое предпринимательство является платформой для осуществления огромного числа инноваций, что дает толчок к научно-техническому развитию страны, а также формирует средний класс, что является показателем развитого общества, а также гарантом социальной стабильности и повышения качества жизни населения страны.
Малые предприятия имеют свои отличительные особенности, которые обуславливают специфику оценки эффективности функционирования данных объектов: небольшая доля рынка, ограниченное количество средств, управление собственниками.
Категории малого и среднего предпринимательства (Приложение 1).
Представленные особенности определяют специфику управления малыми предприятиями. К ним в частности относят:
1. Способ управления: преимущественно строится из неформальных приемов. Процесс управления включает в себя проведение рыночных исследований, разработку прогнозов политического и экономического развития, однако из-за ограниченности бюджета, такие исследования в большинстве случаев сводятся только к изучению поставщиков, потребителей и конкурентов фирмы.
2. Роль управляющего (собственника): принятие решений производится не только на основании объективных реалий – экономическая ситуация, но и на основании субъективных желаний – самореализация, стремление к независимости.
3. Финансовое позиционирование предприятия: в связи с ограниченностью бюджета предприятия и крайне сложным привлечением кредитных средств, проявляется необходимость эффективного использования уже имеющихся финансовых запасов .
Таким образом, основными задачами анализа эффективности деятельности малых форм предпринимательской деятельности являются: оценка эффективности управления предприятием, изучение возможности рационального использования ресурсов предприятия, исследование потенциала предприятия. Все вышеперечисленное предопределяет необходимость в разработке методики оценки эффективности функционирования малых предприятий с учетом всех особенностей. В современной экономической науке представлено достаточное количество разнообразных подходов к оценке эффективности деятельности предприятий.
В Таблице 1 приведем основные подходы.
Таблица 1
Основные подходы к оценке эффективности деятельность предприятий
Название подхода Основные идеи подхода
Экспертный подход Определение эффективности осуществляется посредством балльной оценки достижения целевых индикаторов. При этом в качестве целевых индикаторов могут выступать уровень безработицы, коэффициент напряжённости и др.
Временный подход Эффективности деятельности предприятий может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление их с аналогичными данными однородных предприятий, осуществляющих деятельность в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы отдельных субъектов хозяйствования.
Эффектностный подход Заключается в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В узком смысле эффективность отражает результативность собственно хозяйственной деятельности. В данном случае применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Таким образом, экономический эффект от реализации продукции складывается из социального эффекта и бюджетного эффекта
Затратный подход Оценить эффективность деятельности предприятия можно путем соизмерения извлеченной прибыли и затрат
Ресурсный подход Согласно данному подходу, эффективность является одним из основных показателей совершенствования деятельности, определяемый сопоставлением результатов хозяйствования и ресурсов, затраченных на их достижение
Вышеизложенные подходы основываются на сумме показателей предприятия, которые детальным образом позволяют охарактеризовать его
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: www.consultant.ru
3. Белухин, В.В. Институты развития как элемент институциональной инфраструктуры экономики роста / В.В. Белухин // Общество: политика, экономика, право. № 8.‒ 2016 ‒ С. 50-53.
4. Дудочников, А. И. Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России / А.И. Дудочников, Г.Ф. Миначева // Молодой ученый. – 2017. – №26. – С. 114-117.
5. Какодей, И.В. Проблемы развития малого бизнеса в России / И.В. Какодей, В.Д. Волосатов // Современные проблемы управления организациями, территориями, страной: взгляд молодых / материалы студенческой научной конференции. Челябинский государственный университет. 2017. - С. 56-58.
6. Калинушкина, Е.А. Малый бизнес в России и самые перспективные направления его развития в 2017 году / Е.А. Калинушкина // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений / сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. - С. 47-49.
7. Малый и средний бизнес. [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/
8. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятий). [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/
9. Рекута, Е.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса России в условиях кризиса / Е.А. Рекута // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/7(8).pdf
10. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics /05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7
11. Роль малого бизнеса. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/457860/
12. Роль малого бизнеса для развития экономики. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2437513/page:4/
13. Рукина, С.Н. Развитие финансовой самостоятельности органов местного самоуправления / С.Н. Рукина // Образование и наука: современные тренды: Коллективная монография / Гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №1. – С. 31–39.
14. Рыбникова, Н.В. Проблемы современного малого бизнеса в России в 2017 году / Н.В. Рыбниква, Т.Н. Добродомова // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития / сборник статей Международной научно практической конференции. 2017. - С. 155-158.
15. Тихомирова, О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий / О.Г. Тихомирова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. - №3. – С. 79.
16. Фрумина, С.В. Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства / С.В. Фрумина // Налоги и налогообложение. – 2016. – №8 (146). – С. 635–642.
17. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
18. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/measuresupport/
19. Халимова, С.Р. Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса / С.Р. Халимова // ЭКО. – 2016. - №8. – С. 35-44.
20. Царев, В. Е., Вершина Д. А. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / В.Е. Царев // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 250-252.