Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день вопросу о природе возникновения и способов предотвращения паники у людей посвящается всё больше и больше исследований. Это связано с напряжённой обстановкой в стране, ростом негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением количества террористических актов. Последствия такого панического состояния людей проявляются в экономической депрессии, повышении уровня смертности и снижении рождаемости в целом. К тому же обилие сведений отрицательного характера вызывает у неподготовленного человека чувство паники, страха и бессилия.
Паника представляет собой одну из форм поведения толпы. Большинство определений паники связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Такое состояние сопровождается резким ослаблением волевого самоконтроля и обычные потребности, связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, основанные на личностной самооценке.
Феномен панических состояний рассматривается учёными с различных сторон: психиатрической, психологической, психофизиологической и т.д. Многочисленные отечественные и зарубежные специалисты , такие , как И. Р. Алтунина, Г. М. Андреева, Е. В. Андриенко, Н. Е. Варакса, О. В. Галустова, Н. С. Ефимова, В. Г. Крысько, Р. С. Немов, Н. И. Семечкин, Л. Д. Столяренко , проявляли большой интерес к изучению данного вопроса и проводили разнообразные исследования.
Актуальность нашего исследования определяет ряд моментов. Научно-практический интерес к проблемам паники как социально-психологического феномена связан с особенностями развития современных мировых процессов и тенденцией создания глобальной экономической и политической общности, сталкивающейся с глубокими противоречиями в социокультурной сфере.
Объектом нашего исследования является студенты, испытывающие состояние паники как социально-психологическое явление.
Предмет исследования - психологические аспекты, виды и особенности, характерные черты паники.
Цель данной работы является исследование психологических особенностей паники у студентов.
Гипотезой нашего исследования является следующее: паническое состояние студентов уменьшится в результате проведённых мероприятий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-проанализировать понятие и сущность паники;
-рассмотреть виды и признаки паники;
-проанализировать психологические особенности студентов в ситуации паники;
-выявить пути предотвращения паники;
-провести практическое исследование панических состояний студентов;
-дать рекомендации по устранению панического состояния;
-проанализировать и сравнить полученные результаты.
Методологической базой нашего исследования являлись труды Г. М. Андрееваой, Д. В. Ольшанского, А. П. Назаретян [7], Г. Лебон, Б. Джонсон, Д. Майерс и др.[]
Методы исследования: анализ специальной литературы, анкетирование, опросник Спилбергера-Ханина, методика GAD-7.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 Теоретический аспект понятия паники
1.1 Паника как социально-психологическое явление
В современной психологии существует большое количество определений панике как социально-психологическому явлению. В первую очередь, паника представляет собой стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, которое основано на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей[5, c.23]. Людям, находящимся в паническом состоянии, характерна поведенческая неопределенность (состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Поэтому с другой стороны панику можно определить как стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха[6, с.17].
Такое состояние безотчетно-инстинктивного ужаса и чувства сильнейшего страха может охватывать одного субъекта или одновременно несколько людей.
Слово «паника» происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад. Его гневу приписывалась «паника» - безумие стада, бросающегося в пропасть, огонь или воду без видимой причины. «Начинаясь внезапно, это безумие распространялось с пугающей быстротой и влекло всю массу животных к гибели. Спасающаяся толпа представляет собой типичный случай панического поведения. Известны также многочисленные случаи панического поведения и вне толпы, например, биржевая паника... Иногда эти случаи определяют как панический ажиотаж, которым обозначается массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью, направленной на избавление от возможной опасности» [9, C. 113].
По мнению Г.М.Андреевой паника представляет собой определённое эмоциональное состояние, которое является следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации» [1, C. 125].
В.Г. Крысько считает, что паника — это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха[2,С.67].
По определению А.П. Назаретяна, паника - «это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля» [7, C. 75].
Согласно В.М.Бехтерову паника – это психическая эпидемия кратковременного свойства, которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы прививается идея о неминуемой смертельной опасности, обусловленной складывающимися обстоятельствами [4, С.26].
Из-за состояния паники часто возникают серьёзные осложнения и проблемы, большинство из которых, заканчиваются нелепой смертью паникующего лица. Человек, испытывая безотчетный страх, стремится к необдуманным действиям, усугубляющим ситуацию. Характерной чертой такого состояния является его быстрое распространение: вместо одного паникующего человека можно получить неуправляемую, не отдающую отчета в собственных намерениях, толпу.
Специалисты относят панику к таким явлениям, которые с трудом поддаются исследованию. Это происходит из-за того, что непосредственно наблюдать панику невозможно, так как неизвестны заранее её сроки появления и к тому в самой ситуации паники сложно остаться наблюдателем. В любом случае человек, оказавшийся внутри такой панической системы, в той или иной степени ей поддаётся.
В качестве условий возникновения паники Д.В.Ольшанский выделяет:
-ситуационные (вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации)
-физиологические (голод, усталость, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники)
-психологически (неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, сильный испуг)
-идеологические и политико-психологические условия (размытое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы)[11, С.45]
Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, главным отличием которого будет являться эффект необычности. Такой стимул должен быть либо длительным и интенсивным, либо повторяющимся, чтобы развить у людей настоящую панику. Но в любом случае он должен привлекать к себе внимание и вызывать неосознанный страх. Весь процесс возникновения панического состояния можно разделить на несколько этапов:
1.Потрясение, ощущение сильной неожиданности и восприятие ситуации как кризисной и безысходной
2.Замешательство, в которое переходит потрясение, беспорядочные попытки интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего личного или чужого опыта
3.Страх одних отражается другими, что в свою очередь еще больше усиливает страх первых[7, С.103].
Таким образом, можно сделать вывод, что паника представляет собой стихийно возникающее состояние и поведение совокупности людей, которые оказались в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Амбарова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность и стратегии преодоления // Вестник ВЭГУ. Серия: Социально-общественные и экономические науки,2013. № 1 (63).
2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная психология. -М.: Академия, 2011,-224с
3 Галустова О. В. Социальная психология.- М.: А-Приор, 2012.-239с
4.Глухов В. П. Основы социальной педагогики и психологии. -М.: Секачев, 2011
5.Городничев А.В. Современные тенденции в терапии тревожных расстройств: от научных данных к клиническим рекомендациям // Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина – клинической практике), -М., 2012. – С. 669–702.
6.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011. -464 с.
7.Ефимова Н. С., Литвинова А. В. Социальная психология. М.: Юрайт, 2012
8.Караваева Т.А., Васильева А.А., Полторак С.В., Мизинова Е.Б., Белан Р.М.Критерии и алгоритм диагностики тревожно-фобических расстройств // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2015. №4. — С 117-123.
9.Крысько В. Г. Социальная психология. М.: Инфра-М, 2011.- 286с
10.Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. -СПб.: Питер, 2010.
11.Проблемы психологической безопасности / Под ред. А. Журавлевой, Н. Тарабриной. –Москва,РАН,.2012.-440с
12.Семечкин Н. И. Психология социальных групп. — М.: Владос-Пресс, 2011.- 287с
13.Социальная психология / Под ред. А. М. Столяренко. — М.: Юнити-Дана, 2009.- 532с
14.Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова. — М.: Юнити-Дана, 2011.-615с
15.Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Социальная психология. — М.: Юрайт, 2012.-592с
16.Тиганов А. С. Психиатрия: Руководство для врачей. В 2 томах // М.:Медицина,2012. С. 510-533
17.Федоренко П. Счастливая жизнь без панических атак и тревог. Эффективный метод избавления от ВСД, страхов и паники, которые мешают жить. — М.: АСТ, 2017
18.Холмогорова А.Б., Довженко Т.В., Гаранян Н.Г. Что такое паническое расстройство и как его лечить. Пособие для пациентов. — М.: Московское НИИ психиатрии МЗ РФ.
19.Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Акадимический Проект; Трикста, 2013 г. – 620 с.
20.Франчесетти Дж. Панические атаки. Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов. – М., 2014 г.- 264 с