Фрагмент для ознакомления
2
На момент расцвета авторской песни в 60-х годах облик авторской песни довольно сильно изменился – от наивности и простоты в своих текстах авторы-исполнители пришли к произведениям более сложным: развернутым балладам, песням диалогам, песням-репортажам. Так оформился свой музыкальный стиль. Однако авторская песня так и была явлением довольно локализованным и всеобщее признание получило только творчество Владимира Высоцкого.
К 70-м годам в авторской песне всё больше чувcтвуется вкус разочаровани и утраты социального оптимизма, все больше в текстах встречается ярко выраженная социальная критика наравне с глубокими личностными переживаниями. Атмосферы коллективизма больше нет, песни больше не выполняют функцию объединения так, как раньше на слётах. Однако тиражирование песен нисколько не сократилось на фоне изменившихся произведений. [7, c. 196]
Творчеству Владимира Высоцкого также были свойственны социальные мотивы, исповедальная лиричность и в какой-то стпени даже театральность. Однако в сравнении с остальными произведениями жанра, обычно не имеющими как такового надрыва в текстах и исполнении, с легкими нотками правды, распространяемой локально, творчество Высоцкого создавалось им «на всю страну», он «всякий раз пел на всю страну, знал, что в момент исполнения посылает песню в огромный мир. Это простейшее обстоятельство радикально изменило самую песню и характер пения, песня обрела силу набата и сокрушительного взрыва» [12, c. 10-23]. Для авторской песни очень важен стиль исполнения самого автора и зачастую во время исполнения тех же самых произведений другими исполнителями или под другой аккомпанемент терялась и до сих пор теряется многое, зависящее от интерпретации исполнителя. Также и с творчеством Владимира Высоцкого, его манера исполнения, очень своеобразная и выразительная, сделала его авторскую интерпретацию узнаваемой и уникальной. И если у каждого автора жанра были какие-либо песни, предназначенные для группового исполнения и это говорило о принадлежности автора-исполнителя к движению самодеятельной песни, то у Высоцкого таких песен не было.
Творчество Владимира Высоцкого развивалось как бы в противовес жанра: в романтический период развития Владимир писал в дворовом, блатном стиле, оппозиционном по своему духу и недовольном массовой официальной культурой. [8, c. 204-215] Высоцкий не относил себя к обществу авторов самодеятельной песни и по мнению мноих исследователей, Высоцкий крайне уникален, так как особенности бардовского жанра получили в его творчестве совершенно иную концентрацию, выражаясь необычными для жанра материалами, героями и тематиками. «Творчество Высоцкого – непрерывный диалог с обыденным сознанием, которое он сделал поэтической реальностью, своей художественной материей» [13, c.100-150].
Авторская песня была своеобразной формой самопознания для городской интеллигенции, однако в творчестве Высоцкого нет и намека на рефлексирующих интеллигентов: в песнях есть и жаргон, и неверные речевые обороты, просторечные по своей сути, «блатные» интонации. Именно это стало причиной такой широкой известности во всех слоях населения, что крайне нетипично для авторской песни.
Цель авторской песни в художественном смысле – это доведение музыкального строя до момента, когда он начнет «говорить», либо доведение стихотворной интонации до уровя мелодии, естественные мотивы которой становятся душевным резонатором. Авторам, как поэтам, конечно важно было выразить себя в словах и потому музыка чаще всего имела значение второстеенное. Высоцкий также считал музыку ритмическим сопровождением своих стихов. [9, c. 75-102] Однако становясь из стихотворения песней, слова образуют определенную мелодию, которую позже невозможно забыть и очень редко когда кому-то удавалось подобрать мелодии более удачные.
Авторское отношение и понимание произведений открывается через исполнительские интонации, которые позволяют обнаружить многоплановость произведения, которую нельзя увидеть на бумаге. В творчестве Высоцкого значение интонации – одно из ключвых, так как она «ломает ритм, высвечивает рифмы (они слышны только при явной голосовой подаче), наполняет пафосом и лиричностью нарочито стертую обыденно-бытовую лексику, позволяет переосмысливать традиционные банальные образы» [8, c. 200].
Однако не только интонирование имеет художественное значение, голос поэта, его тембр также вляиют на органичность песни. И здесь «охрипший баритон» Владимира Высоцкого обнащают трагичность его поэзии, передают ее натянутость, жесткость, крик. В сравнении- голос Булата Окуджавы очень соответствовал лиричности и гармоничности творчества – он был спокойным, мягким, почти всегда с оттенками счастья.
Театральность также играет очень важную роль в образе автора и его подаче. И если Булат Окуджава исполнял свои песни с ярко выраженным собственным лирическим я, то Юлий ким и Владимир Высоцкий использовали свои актерские навыки чтобы не просто петь свои песни, а играть их. «Я пишу песни от имени людей различных, – говорит В. Высоцкий. – Думаю, что стал это делать из-за того, что я актер. Ведь когда пишу – я играю эти песни. Пишу от имени человека, как будто я его давно знаю, кто бы он ни был...» [8, c. 201]. И так Владимир исполняет свои песни от лица моряков, рабочих, шоферов, алкоголиков и прочих героев простого, рабочего класса, это позволяло простым людям отождествлять себя с лирическими героями его песен, а отождествление вызввает доверие и любовь.
Вывод по главе: творчество Владимира Высоцкого, несмотря на то, что его приписывают к авторскому жанру, по сути своей достаточно уникально и выходит далеко за рамки бардовского движения. Своеобразная интонационная подача, выбор приземленной лексики, простых, народных персонажей и актерская игра самого атора-исполнителя сделали его песни массово популярными и позволили им завоевать любовь простого народа.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО В. ВЫСОЦКОГО ТОГДА И СЕЙЧАС
2.1 Социальные мотивы в творчестве Высоцкого
К изучению творчества Владимира Высоцкого всегда подходили достаточно серьезно, и никто не поспорит о его гениальности как барда, поэта, актера. И многие исследователи склоняются к тому, что основой становления гениальности стала некая социальная замотивированность. Творчество Высоцкого во многом характеризуется спецификой социальной среды, в которой оно становилось. Советское общество «тормозило» порывы творчества и едва ли позволяло таланту автора развиваться, однако Владимир принял это общество и создал в своих песнях образ «советского человека» - простого рабочего, которого он видел повсюду и о которых знал по рассказам. Все они, со своими недостатками и особенностями, манерами речи и привычками, противостоянием социальному режиму – нашли свое отражение в творчестве гения. В творчестве Владимира Высоцкого прослеживается вызов к несправедливости, советская действительность (часто не очень тонко) иронизируется. Высоцкий иронизирует неуместную учёность и витиеватость:
Товарищи ученые, доценты с кандидатами.
Замучились вы с иксами, запутались в нулях.
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
«Товарищи учёные» [10, c. 20-21]
Трудовой человек в СССР довольствовался малым, да и особо завышенных запросов не имел, однако если система давала сбой, то рабочий
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Люди идут по свету / Сост. Л. Беленький. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 400 с. (нотно-текстовое издание)
2. Авторская песня: Антология / Сост. Д. А. Сухарев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
3. Наполним музыкой сердца / Сост. Р. Шипов. — М.: Советский композитор, 1989. — 254 с. (нотно-текстовое изд.)
4. Джагалов Р. «Авторская песня как жанровая лаборатория социализма с человеческим лицом» / Авторизованный пер. с англ. А. Скидана / Новое литературное обозрение. — 2009. — № 100.
5. Городницкий А. «Атланты держат небо…» — М.: Эксмо, Яуза, 2011.
6. Баранова Т. «Я пою от имени всех...» // Вопр. лит. 1987. №4.
7. Каримов И. М. «История московского КСП». — М.: Янус-К, 2004
8. Солнышкина Е.И. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики B.C. Высоцкого // Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы международной научной конференции Ч. 1. Литературоведение. – Ставрополь, 2003.
9. Гильбер И. Искусство петь // Театр. 1974. № 6.
10. «Среди нехоженых дорог одна — моя» / Сост. Л. Беленький. — М.: Профиздат, 1989. — 440 с. (нотно-текстовое изд.)
11. Грушинский. Книга песен / Сост. Вит. Шабанов. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1990. — 368 с. (нотно-текстовое изд.)
12. Берег надежд: песни ленинградских авторов. 1950—1960-е годы. — СПб: Бояныч, 2002.
13. Поющая душа. Песни ленинградских авторов. 1970-е годы. — СПб: Всерусский собор, 2008.
14. Антонова М.В. Особенности создания cказочного мира в поэзии В.С. Высоцкого.
15. Алейников В. Имя времени: О неофициальной литературе 70-х гг.: Литературные воспоминания. // Новое литературное обозрение. 1998. – №1.
16. Батов В. Владимир Высоцкий: психогерменевтика творчества / М-во культуры РФ; Рос.ин-т культурологии; Междунар. Пед. акад. – М., 2002.
17. Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998.
18. Толстых В. В зеркале творчества: (Вл. Высоцкий как явление культуры) // Вопр. философии. 1986. № 7.
19. Орловский С. П. Альтернативный подход // Авторская культура песен: Сб. статей (ж. «Релга»).