Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики, укрепление взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности и потребителями товаров и услуг усиливают необходимость выявления противоречий в процессах ценообразования, совершенствование ценовой политики и поиск новых методов по повышению эффективности их эффективности.
Этап формирования цены в рыночных условиях выступает важным элементом развития хозяйственного механизма производств, обеспечивает уравновешивание спроса и предложения, влияет на интересы и потребности общества. Поэтому при формировании рациональной цены нужно учитывать зависимость между структурой производства и объемам, а также платежеспособность населения.
Особенности формирования и совершенствования ценовой политики государства на товары и услуги является актуальной проблемой, ее решение дает возможность обеспечить конкурентоспособность национального производства на высоком уровне, а также способствовать социально-экономическому развитию государства.
В результате неэффективного использования методов ценообразования или неиспользования этих методов вообще, происходит негативное влияние на экономику страны и развитие производства.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы ценообразования занимают главное место в социально-экономическом развитии страны. Поэтому решению этих вопросов уделяют внимание ученые всех стран мира, в том числе и отечественные ученые пытаются определить особенности формирования, пути совершенствования и перспективы развития ценовой политики. Среди выдающихся зарубежных деятелей в области исследования ценообразования следует выделить научные труды Ф. Візера, Ф. Котлера, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса.
На теоретическом и методологическом уровне проблемы ценообразования рассматривают в своих трудах такие известные отечественные ученые, как В. В. Герасименко, Л. М. Круковская, Я. В. Литвиненко, Есть. В. Переверзева, А. Г. Пєнцова, В. М. Тарасович, А. Д. Чудаков. Авторы в своих работах анализируют основные инструменты, методы и принципы формирования цены, применяемые в рыночных условиях, а также принципы, обеспечивающие согласованную деятельность между различными маркетинговыми субъектами.
Основой целью данного исследования является анализ государственной политики регулирования цен относительно определения путей ее совершенствования и оптимизации в современных условиях хозяйствования. Определенная цель требует решения следующих задач:
- исследовать методы и факторы, влияющие на формирование цен (внешние и внутренние);
- осуществить анализ факторов, влияющих на формирование государственной политики ценообразования;
- рассмотреть основные сферы влияния ценовой стратегии.
Объектом исследования в данной работе выступает ПАО "Старый хлебозавод". Ведь данное общество производит продукцию, а следовательно и устанавливает цену на нее. Поэтому данная проблематика непосредственно касается этого хлебозавода. Вышеперечисленные недостатки действующего механизма ценообразования, а также предмет и объект исследования привели следующую структуру курсовой работы, а именно: в первом разделе данной работы - "Ценообразование в рыночных условиях" рассмотрены теоретические основы цены, а именно: систему цен и их функции; факторы, влияющие на уровень цен; методологию и основные методы ценообразования; во втором разделе - "Анализ действующего механизма формирования цены и его влияния на эффективность предприятия" рассмотрена деятельность и механизмы формирования цен на ПАО "Старий хлебозавод", а именно: дана общая характеристика предприятия; проанализированы процедуру ценообразования; проведен анализ механизма влияния цены на прибыль и рентабельность; в третьей главе данной курсовой работы - "Пути совершенствования системы ценообразования" рассмотрены экономико-математические модели ценообразования; освещены вопросы государственного регулирования относительно процесса ценообразования.
Итак, чтобы понять весь процесс ценообразования рассмотрим систему цен и их функции на примере ПАО "Старий хлебозавод".
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность цены и ее значение для экономики
Развитие социально-экономических отношений в современном мире требует обязательной государственной поддержки почти во всех экономических процессах, что происходят. Поскольку государство в данных процессах выступает как единая система совокупности законодательной, исполнительной и контрольной базы, что создает условия для социально-экономического развития, а также обеспечивает стабильные условия для осуществления международного сотрудничества государства. В большей степени все это возможно, только при условии надлежащего государственного регулирования процессов ценообразования, поскольку цена выступает главным индикатором и инструментом эффективности государственного регулирования экономики.
Мировой опыт развитых стран показывает, что государство выступает главным звеном в обеспечении взаимосвязи между производством и общественными потребностями, устанавливает контроль между всеми субъектами рынка, этим самым обеспечивает эффективное конкурентную среду, развитие здоровой конкуренции, создаются оптимальные условия для развития хозяйственной деятельности. Такие условия дают возможность производству перейти на уровень инновационного развития, внедрять новые технологии, проводить модернизацию производства, сократить затраты, повысить качество товаров и услуг, увеличить уровень спроса, содействовать развитию инвестиционного климата. Именно рациональное ценовое регулирование со стороны государства обеспечит надлежащие условия для этого и защитит от инфляции в случае дефицита товаров, усиление монополий и рост цен на сырье [1].
Основной целью деятельности национальных производителей является установление цен с учетом затрат, изменений рыночной структуры, исследование конкурентной среды и чувствительность потребителей к ценам. Все это нужно для формирования стратегии развития субъектов предпринимательской деятельности и решения проблем ценообразования:
- определиться с методами ценообразования;
- приспособление цены к рыночной среде, которая постоянно меняется;
- эластичность спроса и влияние изменения цен на потребителей;
- влияние конкуренции на ценовую политику [6].
Кроме выше перечисленных проблем ценообразования существуют так называемая система «откатов» и большое количество посредников, эти два компонента также в значительной степени влияют на повышение цен. Следует выделить, что деятельность большинства отечественных предприятий осуществляется на устаревшей нормативно-правовой базе.
Основная ошибка большинства производителей заключается в том, что не уделяется внимание разработке ценовой стратегии, которая должна соответствовать общим стратегическим целям фирмы. Поэтому основными этапами являются формирование стратегических целей относительно позиционирования товаров на целевом рынке. Такие предварительные действия дают возможность сформировать среду для развития и внедрения ценовой стратегии.
Рынок и цена - категории,обусловленные товарным производством. При этом основным является рынок. Рынок - это устойчивые, постоянные связи между субъектами рыночных отношений, опосредованные механизмом стоимости, товарно-ценовых отношений, ценообразования, спроса и предложения и другими составляющими сферы обращения товаров.
Функции цены отражают ее экономическую сущность, назначение и роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.
Учетная функция или функция определения и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного определения стоимости. Цены показывают чего стоит обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, контактирующих изделий на изготовление продукции, и характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и величину прибыли [21, с. 97 ].
Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к определению величины затрат. Рыночная цена может значительно отличиться от затрат. Правильное определение приведенных затрат, их общественная значимость определяется только на рынке, при непосредственном соприкосновении потребителя и покупателя, интересы которых совпадают.
В учетной функции цена служит определением всех стоимостных показателей ВВП, ВНД, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирмы, а также качественных показателей рентабельности, производительности труда, фондоотдачи.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутреннего планирования.
Сущность стимулирующей функции цены заключается в спонукальному или стимулирующему ее воздействии на производство и потребление разных товаров. Цена заинтересовывает производителя величине прибыли, что есть в ней.
Таким образом цены могут стимулировать или препятствовать выпуску и потреблению определенных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они продают продукцию. С помощью цены можно стимулировать или тормозить сам процесс производства, получать НТП, сократить затраты ресурсов, улучшить качество продукции, изменять структуру производства и потребления [23, с. 96 ].
Стимулирование осуществляется путем повышения уровня продукта в цене, за надбавки или скидки к ней.
- Распределительная функция цены связана с отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция заключается в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении НД между отраслями хозяйства, секторами экономики, различными формами собственности, фондами накопления и потребления определенными социальными группами населения.
Распределительная функция цены проявляется также через акцизы на определенные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет на обще государственные нужды.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ардзинов, В.Д. Ценообразование в строительстве и оценка недвижимости: моногр. / В.Д. Ардзинов. - М.: Питер, 2017. - 840 c.
2. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование / А.С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2016. - 332 c.
3. Бузырев, В. В. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве / В.В. Бузырев, А.П. Суворова, Н.М. Аммосова. - М.: Феникс, 2017. - 256 c.
4. Букинистическая торговля. - М.: Издательство МПИ, 2016. - 236 c.
5. Бушуев, В. В. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз / В.В. Бушуев, А.А. Конопляник, Я.М. Миркин. - М.: Энергия, 2015. - 344 c.
6. Вальтух, К. К. Общий уровень цен. Теория. Статистические исследования / К.К. Вальтух. - М.: Янус-К, 2016. - 220 c.
7. Газман, В. Д. Ценообразование лизинга / В.Д. Газман. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 544 c.
8. Герасименко, В. В. Ценообразование / В.В. Герасименко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 422 c.
9. Гладких, И. В. Ценовая стратегия компании. Ориентация на потребителя / И.В. Гладких. - М.: Высшая школа менеджмента, 2015. - 472 c.
10. Головкин, А.Н. Налоговый контроль за ценами / А.Н. Головкин. - М.: Проспект, 2017. - 728 c.
11. Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования. ФЕРм 81-03-08-2001. Часть 8. Электротехнические установки. - М.: ФГУ ФЦЦС, 2016. - 584 c.
12. Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования. ФЕРм 81-03-ОП-2001. Общие положения. - М.: Корина-офсет, 2017. - 152 c.
13. Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования. ФЕРм 81-03-Пр-2001. Приложения. - М.: Корина-офсет, 2016. - 342 c.
14. Евдокимова, Т. Г. Ценообразование / Т.Г. Евдокимова, Г.А. Маховикова. - М.: Вектор, 2017. - 224 c.
15. Ермолаев, Е. Е. Организация и факторы ценообразования системы логистики рассредоточенного строительства / Е.Е. Ермолаев, С.Б. Сборщиков. - М.: Стройинформиздат, 2016. - 200 c.
16. Краев, А. О. Рынок долговых ценных бумаг: моногр. / А.О. Краев, И.Н. Коньков, П.Ю. Малеев. - М.: Экзамен, 2017. - 512 c.
17. Крэм, Тони Классная цена. О секретах умного ценообразования / Тони Крэм. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 540 c.
18. Куликов, А. Г. Цены на предметы потребления в СССР. Выпуск V / А.Г. Куликов, Н.А. Смотрина. - М.: Государственное издательство торговой литературы, 2016. - 614 c.
19. Куликов, А. Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах / А.Л. Куликов. - М.: ТК Велби, Проспект, 2018. - 200 c.
20. Лабзунов, П. П. Управление ценами и затратами в современной экономике / П.П. Лабзунов. - М.: Книжный мир, 2015. - 288 c.
21. Левитас, Александр Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии / Александр Левитас. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 320 c.
22. Липсиц, И. В. Коммерческое ценообразование / И.В. Липсиц. - М.: БЕК, 2015. - 368 c.
23. Майзенберг, Л. И. Проблемы ценообразования в развитом социалистическом обществе / Л.И. Майзенберг. - М.: Экономика, 2017. - 192 c.
24. Майкл, В. Марн Ценовое преимущество / Майкл В. Марн, Эрик В. Регнер, Крейг К. Завада. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 320 c.
25. Салимжанов, И. К. Ценообразование / И.К. Салимжанов. - М.: КноРус, 2017. - 304 c.
26. Салимжанов, И. К. Ценообразование. Учебник / И.К. Салимжанов. - Москва: Высшая школа, 2016. - 304 c.