Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой экономической и социальной значимостью проблемы карьерного продвижения, важным местом, которое она занимает в жизни человека на протяжении его сознательной жизни.
Труды, посвященные карьере и ее четкому толкованию, в доперестроечный период были довольно редким явлением и в основном базировались на понятиях, подогнанных под существующую в то время авторитарную систему социалистического бытия. Развитие России за последние годы заставляет в корне изменить отношение к карьере и требует рассматривать ее как творческий процесс, от которого во многом зависит эффективность развивающегося российского менеджмента и бизнеса в целом.
Только в последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности. То, что раньше считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же девиантное проявление карьеры, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации ее конкурентоспособности.
Инструменты построения карьеры – совокупность механизмов, с помощью которых осуществляется управление карьерным ростом. Первым из таких инструментов является индивидуальный план карьеры. Индивидуальный план развития работника (ИПР), или индивидуальный план карьеры (ИПК) – документ, содержащий описание целей работника относительно своего служебно-профессионального продвижения на длительный срок (от 5 лет), а также те меры, которые он должен предпринять для достижения этих целей. ИПР позволяет систематизировать информацию о развитии сотрудника, он необходим для контроля и учета мероприятий по работе с кадровым резервом и развитию каждого конкретного сотрудника. Выполнение ИПР и ИПК являются показателями эффективной деятельности не только самого работника, но и его руководителей и являются свидетельством уровня развития системы управления деловой карьерой во всей организации.
Степень изученности темы исследования. В научной теории управления карьерой необходимо отметить фундаментальные научные исследования российских ученых, чьи труды внесли большой вклад в разработку теоретических и методологических вопросов развития карьеры в частности - Музыченко В.А., Спивак В.В., Кротова Н.В., Травин В.В., Цветаев В.М., Цыпкин В.А. и другие.
Проведенный анализ публикаций позволил автору сделать вывод о том, что, несмотря на относительную разработанность темы развития карьеры, в современной отечественной экономической литературе пока отсутствует комплексный анализ и описание составления индивидуального карьерного плана. Необходимость дальнейшего реформирования и совершенствования технологии на современном этапе экономического развития, а также актуальность настоящей курсовой работы предопределили выбор объекта и предмета курсовой работы, ее цели и задачи.
Объект исследования: трудовая деятельность человека.
Предмет исследования: индивидуальный карьерный план как профессиональный и личностный рост.
Цель исследования: изучить особенности индивидуального карьерного плана и варианты его выполнения менеджером по работе с клиентами.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи курсовой работы, поэтапное решение которых определило структуру работы:
- раскрыть понятие карьеры; изучить факторы построения карьеры;
- выявить современные проблемы построения карьерного плана;
- проанализировать принципы планирования и построения карьеры;
- определить особенности построения индивидуального плана менеджера по работе с клиентами.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Общий объем работы: 35 страниц печатного текста. Список использованных источников содержит 20 наименований.
ГЛАВА 1 Карьера как стратегия трудовой жизни
1.1 Карьера. Факторы построения карьеры
Карьера – один из феноменов, заслуживающий пристального внимания и в контексте научного знания, и со стороны общества . Причиной этого является то, что в разные исторические периоды в это понятие вкладывали неодинаковое значение, да и отношение к тем, кто стремится построить свою карьеру, также изменилось.
В контексте современной социально-экономической ситуации актуальными для психологической науки становятся проблемы, связанные с развитием карьеры, поскольку этот процесс дает возможность человеку реализовать свои профессиональные способности, развиваться как профессионал. Актуальной перспективой самореализации личности, ее профессионального формирования является развитие карьерных наклонностей.
Карьерные ориентации – более конкретизирована стратегия самореализации молодого человека. Одним из важных аспектов профессионального развития является сознательное планирование карьеры, влияющее на профессиональное развитие человека. Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с выявления сотрудниками своих потребностей, интересов и потенциальных возможностей, на основе чего с учетом перспектив организации объективных личных данных формулируются основные цели карьеры.
Затем самостоятельно или с помощью руководителя и после консультации специалиста по работе с персоналом определяются варианты продвижения по службе как в собственной фирме, так и за ее пределами, и необходимые для этого усилия. Стремление к развитию карьеры работником выступает необходимой составляющей личностного и профессионального становления личности.
Иерархия факторов, способных оказывать влияние на выбор карьерной ориентации и карьерный рост представителей различных профессий, представляется одной из основных проблем разных направлений психологии (Рис.1).
Рис. 1 Факторы карьерного развития
На сегодняшний день понятие карьеры все еще окончательно неопределенно. Карьера – это явление только профессиональной деятельности, отражающее последовательность занимаемых ступеней в производственной, имущественной или социальной среде.
По определению И.А.Климашина, карьера - более широкое понятие, чем просто продвижение по служебной лестнице в процессе работы на одном предприятии. Современная карьера включает в себя серию различных работ, выполняемых в результате перемещения между различными организациями .
В других источниках карьера характеризуется как индивидуально осознанная позиция и поведение человека, связанные с его трудом, опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни.
Карьера понимается как сложное социально-психологическое явление, выражающееся в чередовании подъемов и спадов профессионального и личностного развития. Карьера может охватывать различные сферы деятельности человека и иметь нелинейный характер является одним из представителей зарубежной психологии, который предложил наиболее развернутую теорию карьеры. По Д. Сьюперу, наиболее важной детерминантой профессионального пути человека является его представление о собственной личности - «профессиональная Я-концепция».
Итак, карьерный рост как процесс, исследуемый учеными и практиками, получил широкую трактовку. В. Данюк определяет карьеру как успешное должностное продвижение работника в области общественной, служебной, научной и деятельности. А.С.Гусева под термином «карьера» понимает последовательность должностей, которые занимает работник в течение жизни .
В.С. Спивак понятие «карьера» трактует так: «Это индивидуальные изменения позиции и поведения, которые связаны с опытом работы и всей трудовой деятельности человека». Н.В.Кротова определяет, что карьера – это быстрое, успешное, прогрессивное продвижение избранным трудовым (профессиональным) путем, что предполагает достижение уважения, известности, славы в своем кругу и/или материальной выгоды собственными силами за счет максимального использования своих способностей, профессионального мастерства и личных качеств .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2011. – 368 с.
2. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2009. – 496 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2014. – 528 с.
4. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом. Серия «Высшее образование» / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 352 с.
5. Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С. Гусева, В.А. Иглин, Б.В. Лытов и др. – М.: ОАО Экономика, 2009. – 321 с.
6. Иванченко, Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента /Л.А.Иванченко. – М.: Мысль, 2013. – 287 с.
7. Климашин, И.А. Адаптация: Методика, технология, опыт.// Справочник по управлению персоналом / И.А.Климашин. – М.: «Типография «Новости», октябрь 2011. – № 4. – с. 3
8. Кротова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 320 с.
9. Мельников, А.Ф. Изучение человеческих ресурсов (французский опыт) / А.Ф.Мельников, А.Л.Татарець // Актуальные проблемы государственного управления. – 2001. – № 2. – С.122 - 136.
10. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 528 с.
11. Поликанов, Д.В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе / Д. В. Поликанов // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – №5. – С.32-46
12. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб; Питер, 2010. – 416 с.
13. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 512 с.
14. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие / В.В, Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2009. – 272 с.
15. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2013. – 528 с.
16. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. / – М.:ИНФРА-М, 2012. – 638 с
17. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники и учебные пособия» / – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 512 с.
18. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 423 с.
19. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент: Учебник / В.М. Цветаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 160 с.
20. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 446 с.