Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Когда создавалась нынешняя Конституции РФ в 1993 году предусмотрели создание такого органа, который осуществлял конституционный контроль. Эта проблема была существенной, так как во времена СССР, а конкретно во времена до перестройки этого института не было, и вообще Верховные Советы не могли принимать неконституционные законы, в связи с этим они думали, что для конституционного контроля абсолютно достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Как пишет Баглай М. В., советская юридическая наука дружно критиковала западною конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов.
Конституционный суд РСФСР, который был создан впервые в нашем государстве осенью 1991г. и который вынес свое первое решение зимой 1992г., изначально задумывался как институт, который мог развиваться самостоятельно. Так как Конституционный суд начал свою работу еще при существовании СССР, его место и роль в системе правовых органов и в структуре власти изменялись. Изначально он выполнял только роль вспомогательного органа при Верховном совете СССР. Далее его наделили правом исследования фактов и в конкретной мере разрешили участвовать в процессе «правотворчества».
Но каким бы совершенным ни был парламент, иногда неизбежен факт, что он может принять закон, что будет не соответствовать или вовсе будет противоречить конституции. Причин может быть несколько, первое, так как законов и иных нормативно-правовых актов принимается много, и разрабатывают и принимают их парламентарии, что иногда некомпетентны в этой сфере, или у них разная степень квалификации. Второе, на принятие закона оказывают воздействие различные политические силы, зачастую которые ставят свои конъюнктурные или партийные цели выше других. Третье, человеческие ошибки.
Осознавая тот вред, что могут принести неконституционные и антиконституционные законы, разработчики нынешней конституции прибегли к опыту иностранных демократических государств, с более развитым институтом конституционализма, чтобы прибегнуть к мысли создания органа судебного контроля.
Сейчас существуют 2 главные модели конституционного правосудия.
Первая - конституционный контроль реализуется общей судебной системой. Учитывая это правом может быть наделен исключительно верховный суд или каждая судебная инстанция. Практически именно этот суд является основным реализатором и носителем этого права. Эта правовая модель считается «американской»: ее классический пример - США.
В государствах ЕС функционирует вторая модель. Здесь конституционное правосудие предоставлено специальному органу - конституционному суду. Он не возглавляет, как верховные суды, инстанционную систему.
В РФ для опоры введения этого института, приняли европейскую модель, а конкретно институт конституционного судопроизводства ФРГ.
Сейчас, на основании новой Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона «О Конституционном суде РФ», суд – это судебный орган конституционного контроля, который независимо и самостоятельно осуществляющий судебную власть с помощью конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ решает вопросы только конституционного права. Но среди отечественных правоведов много споров создает вопрос о надобности наделения Конституционного Суда РФ правом толкования не только Конституции, но и законов, в том числе иных нормативных актов, а также по собственной инициативе. Некоторые считают, что Конституционный Суд - это хранитель Конституции и должен придерживаться только ее текста, иные считают, что у Конституционного Суда должны быть полномочия активного правотворца, которые выражаются в использовании при необходимости защиты свобод и прав граждан как законодательных нормативных актов разного вида, так и прогрессивных норм международного права.
Федеральный Конституционный Закон «О конституционном Суде РФ» по этому поводу высказывается весьма однозначно. Однако, как показывает практика, Конституционный Суд РФ в своей работе основывается не только на Конституции, но и на обычных законах, в том числе на международных пактах о правах человека, основываясь на посылах самой Конституции. Верх в этом вопросе сегодня одерживают сторонники той позиции, уверенные, что, когда действуют, основываясь на разделении властей, Конституционный суд не должен поменять собой другие государственные органы, превращаясь в «суперинстанцию», однако своими решениями он должен в своем роде очерчивать грани «конституционного поля».
В курсовой работе представлен анализ функционирующего законодательства РФ, которое определяет место, роль, полномочия Конституционного Суда РФ. В данной работе рассмотрены вопросы: организация и структура Конституционного Суда РФ, Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти, статус судьи Конституционного Суда РФ, полномочия Конституционного Суда РФ, решения Конституционного Суда РФ, регламент деятельности Конституционного Суда РФ, право законодательной инициативы, принципы конституционного судопроизводства.
Работа Конституционного Суда вызывает большой интерес в научной литературе. Однако большое количество вопросов еще недостаточно изучены. В курсовой работе были использованы научные работы: Кокотова А.Н., Баглая М.В., Козлов Е.И., Кукушкина М.И., Кутафин О.Е. и пр. Главные источники при написании курсовой работы - законодательные акты РФ, и другие нормативно-правовые акты - Конституция РФ 1993 г., ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г., постановления Конституционного Суда РФ, а также Регламент Конституционного Суда РФ, принятый на пленарном заседании Конституционного Суда РФ, в том числе работы и статьи известных ученых - юристов.
Глава 1. Конституционный Суд РФ в системе судебной власти
Конституционный Суд был создан в РФ в 1991 г. До этого существовал Комитет конституционного надзора СССР, он функционировал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не было, так как считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а, чтобы осуществлять контроль за соблюдением Конституции абсолютно достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука сообща критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов.
Первый период российского Конституционного Суда, внесший конкретный вклад в определение нового конституционализма, закончился в октябре 1993 года. У Конституционного Суда в это время было право проверять конституционность и нормативных актов, и работу должностных лиц, что обычно втягивало его в борьбу между исполнительной и законодательной властью. Работа Суда, который стал в конце концов явным участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. В ближайшее время после принятия новой Конституции РФ СЗ РФ от 26.01.2009, №4, Ст. 445 основываясь на ней был принят Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г., поэтому силу утратил прошлый Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Новый Закон приобрел большие изменения в структуре и компетенции Суда.
В соответствии с законом, Конституционный Суд стал более самостоятельным в финансовом и организационном отношении, в том числе в кадровых вопросах. Существенное изменение произошло и в компетенции Конституционного Суда. Суд сейчас может осуществлять работу по собственной инициативе, что в прошлом Законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности решений и действий Президента и ряда иных высших должностных лиц страны. Из полномочий Суда удалена оценка правоприменительной практики. Эта оценка сейчас может применяться только для того, чтобы определить, какой смысл дается какому-либо закону в процессе его использования. Помимо этого, Конституционный Суд получил некоторые новые полномочия. Он получил право давать официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, более того, по жалобам на нарушение свобод и прав граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, который подлежит применению и применён в определенном деле. После завершения полного комплектования Конституционный Суд РФ возобновил свою работу.
Конституция РФ учреждает Конституционный Суд РФ в системе судебной власти, четко устанавливая его компетенцию, состав и юридическую силу решений.
Наиболее конкретное определение Конституционного Суда, как органа конституционного контроля с помощью специализированного судопроизводства, его полномочия, порядок его организации, статус судей и т.д. устанавливает Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» СЗ РФ 25 июля 1994г. №13, ст. 1447 функционирующий сегодня в редакции от 2 июня 2009 г. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который независимо и самостоятельно реализует судебную власть с помощью конституционного судопроизводства. Полномочия предназначены ему для защиты базы конституционного строя, основных свобод и прав гражданина и человека, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.
Одна из очень главных черт статуса Конституционного Суда РФ это то, что его призвали решать исключительно вопросы права, а это своеобразная преграда для вхождения его в политику. При реализации конституционного судопроизводства суд избегает исследования и установления фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию иных судов или других органов. Это значительно уменьшает полномочия Суда, однако создает конкретный водораздел с иными судами.
Полномочия Конституционного Суда РФ не имеют ограничений каким-то сроком, поэтому состав судей никогда не должен меняться единовременно, а суд – не должен закончить свою работу по каким-то причинам. Решения Суда обязательны на всей территории РФ для всех исполнительных, представительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, граждан и их сообществ, должностных лиц. Соответственно, нет должностного лица, органа государственной власти, в том числе главы государства, что имел бы право давать указания Суду, если Суд работает в пределах своей компетенции. Конституционный Суд осуществляет работу в соответствии с Конституцией РФ и Федерального Конституционного Закона, изменить которые достаточно сложно. ФКЗ определяет и цели, и структуру, а также принципы конституционного судопроизводства, так как не существует конкретного процессуального закона или кодекса для решения этого вопроса.