Фрагмент для ознакомления
2
вопросов, выявляющих в беседе с ребенком общую ориентацию детей в окружающем мире и запас имеющихся у них бытовых знания (Приложение Б).
До начала исследования для налаживания контакта с ребенком проводиться беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка. А 9-11 вопросы выявляют отношение к школе. Для выявления ориентировки в окружающем мире и запасе знаний используется вопросник, состоящий из 8 вопросов.
Ответы на вопросы 1-4 оцениваются «+», даже если ответ ребенка представлен в уменьшительной форме. Если в ответе на вопрос пять названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны, то он считается правильным. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда заканчивается зима» и т.п.
Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.п. Восьмой ответ можно засчитать как правильный, если ответ содержит фразы типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов: Высокий определяется при правильном ответе на 7-8 вопросов.
Средний – при правильном ответе на 5-6 вопросов.
Низкий – при 4 и меньше правильных ответов. Вопросы 9 -11 определяют отношения к школе.
Правильным следует считать ответ на девятый вопрос, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.п.
Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего. 28% детей в экспериментальной и 32% детей в контрольной группе находятся на высоком уровне общей осведомленности об окружающем мире. Это свидетельствует о том, что у родителей с детьми установлен контакт, родители помогают детям при выполнении домашнего задания, читают дополнительную литературу, отвечают на вопросы детей.
С учителем налажен контакт, общение с учителем идет от родителей. Вопросы, возникающие у родителей, разрешаются при общении с учителем. 64% детей в экспериментальной и 56% детей в контрольной группе находятся на среднем уровне осведомленности об окружающем мире.
Для них характерно то, что дети эпизодически получают помощь от родителей, в основном младшие школьники спрашивают учителя или других детей при затруднении в задании.
Родители взаимодействуют с учителем эпизодически, инициатива в общении исходит от учителя. 8% детей в экспериментальной и 12% детей в контрольной группе находятся на низком уровне осведомленности об окружающем мире, так как родители пускают на самотек обучение учащихся не контролируют обучение, с учителем не взаимодействуют. В данном случае если нет взаимодействия учителя с родителями. Как видно из таблицы большинство детей в экспериментальной группе находятся на среднем и низком уровне развития. Это послужило основанием для разработки и внедрения педагогических мероприятий.
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования
Результаты анкетирования показали, что 32% родителей считают, что им нужна помощь учителя. Они активно участвуют в школьных мероприятиях, помогают своему ребенку в обучении. С учителем налажен контакт. 56 % родителей считают, что им нужна частичная помощь учителя. Родители взаимодействуют с учителем эпизодически. Инициатива в общение исходит от учителя. 12 % родителей считают, что им не нужна помощь учителя. В данном случае родители заняты работой и обучение детей пустили на самотек.
Рисунок 1 – Результаты анкетирования родителей
В ходе проведения данного исследования были получены следующие результаты. 1.Общая осведомленность об окружающем мире. Характеристика оценки уровня общей осведомленности об окружающем мире приведена в таблице 1.
Таблица 1. Оценка уровня общей осведомленности об окружающем мире
Уровни Абс. %
Высокий 7 28
Средний 16 64
Низкий 2 8
Рисунок 2 - Оценка уровня общей осведомленности об окружающем мире.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство родителей нуждается в помощи учителя.
2.3. Программа развития межличностного взаимодействия в системе «педагог-родитель»
Социально-педагогическая работа с различными типами семей в контексте реализации ими функций должна предусматривать помощь в решении соответствующих проблем, противоречий внутрисемейных отношений, консультирование в случае невозможности или возникновения трудностей по выполнению определенных ролей (отцом, матерью) и тому подобное .
На сегодня социально-педагогическая работа с семьей в России имеет определенные достижения. Однако основное внимание социальных педагогов должно быть направлено на наиболее проблемные, неблагополучные, неполные семьи. Еще и до сих пор система этой работы не имеет четко определенной для российского общества программы реализации, отсутствуют комплексный, системный подходы к изучению соответствующих проблем.
Целью социально-педагогической работы с неполной семьей является обеспечение нормальных условий для функционирования неполной семьи, ее развития и удовлетворения потребностей ее членов. Задача социального педагога заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить определенный уровень самодостаточности семьи по получению социальных услуг и надлежащий уровень социального взаимодействия.
Дело в том, что в некоторых случаях, собственный потенциал семьи достаточен для того, чтобы, используя внутренние ресурсы, улучшить свое состояние по всем жизненно важным для нее показателям. Но не все семьи способны к этому. Поэтому возникает необходимость соответствующего анализа со стороны социального педагога, на основе результатов которого может разворачиваться впоследствии его соответствующая деятельность.
А.В. Антонов определяет ряд принципов работы социального педагога с неполной семьей. Среди них: индивидуальный подход, постоянный контакт с семьей в течение длительного периода времени, доверительные отношения между работниками службы, и членами семьи, необвинения (вместо него - реальная помощь, защита), уважение, деловое сотрудничество, ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи, гибкость в выборе методов, подходов и средств воздействия .
В социально-педагогической работе с неполной семьей реализуются все важнейшие функции деятельности социального педагога, среди которых, на наш взгляд, следует выделить: диагностическую, прогностическую, превентивную, правозащитную, социально-педагогическую, социально-бытовую, коммуникативную, нравственно-гуманистическую, организационную.
Реализация диагностической функции предусматривает изучение педагогом особенностей семейной микросреды, прогнозирование развития ситуации.
Прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объект работы (неполную семью) всех социальных институтов общества, формирование определенной модели поведения семьи.
Превентивная или социально-терапевтическая функция позволяет привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать всестороннюю помощь и поддержку семьи, чтобы предупредить дальнейшие возможные негативные последствия ее положения и поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – Изд. 2-е. – М.: Класс, 2009. – 208 с.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: [моногр.] / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2015. – 436 с.
3. Антонов А. В. Семейное единство, жизненный цикл семьи, взаимоотношения в семье. В кн. Социология семьи: Учебник / А. В. Антонова. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 186 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 304 с.
5. Видра Д.О. Помощь разведенным родителям и их детям. -М.: Академия, 2000. – 154 с.
6. Гиденс Е. Безудержный мир как глобализация изменяет нашу жизнь / Е. Гиденс. – М.: Альтерпрес, 2014. – 100 с.
7. Голод С. В. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. В. Голод. – Санкт-Петербург: ТООТК «Петрополис», 2014. – 151 с.
8. Голод С. В. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С. В. Голод // Социологические исследования. – 2016. - № 1. – С. 10-12.
9. Дети после распада брака родителей во Франции, России и Литве: отличаются ли отношения детей с отцом и матерью? /Эволюция семьи в европе: Восток-Запад/Под науч. ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. – М.: НИСП, 2010. 193 c.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с.
11. Зуйкова Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Европа, 2013. – 436 с.
12. Калинина Г. Трудные вопросы воспитания / Г. Калинина. – М.: Лепта-Книга, 2015. – 96 с.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования /О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2008. – 310 с.
14. Коренева Е. Развод неминуем // Здоровье. – 2004. – №7-8. – С.4
15. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л.Крюкова, М.Ф. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб.: Речь, 2012. – 240 с.
16. Кулишер М. Развод и положение женщины. Зависимость семейных отношений от общественного строя/ М. Кулишер. – М.: Либроком, 2012. – 304 с.
17. Левицкий В.М. Психология семейных отношений / В.М.Левицкий. – К.: Феникс, 201. – 266 с.
18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. [Учебн. пособие-практикум для студ. факультетов психологии ВУЗов] / А.Г.Лидерс. – М.: «Академия», 2007. – 432 с.
19. Михеева А.Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права, проблемы: Теоретические материалы к курсу «Социология семьи» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. – 55 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 608 с.
21. Олифирович Н.В., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Н. Психология семейных кризисов / Н.В.Олифирович, Т.А.Зинкевич-Куземкина, Т.Н.Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 260 с.
22. Свон-Джексон Э. Меж двух огней / подгот. Н. Михайлова // Семья и школа. – 2000. – №7/8. – С. 32-34.
23. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Я.Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 2007. – 265 с.
24. Столярчук О. А. С 81 Психология современной семьи: учеб.пособ. / О. А. Столярчук. – Кременчуг: ЧП Щербатых О. В., 2015. – 136 с.
25. Фромм Э. Искусство любить / Пер. С англ.; Под ред. ДА. Леонтьева. 2-е изд. // Э.Фромм. – СПб.: Азбука, 2012. – 224 с.
26. Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское: опыт вживания в проблему / Н.В. Хамитов. – М.: АСТ; Х.: Торсинг, 2014. – 444 с.
27. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. - М.: Владос, 2007. – 341 с.
28. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Мысль, 2017. – 765 с.
29. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – [3-е изд.]. – СПб.: Питер, 2016. – 656 с.