Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что эффективность деятельности предпринимательства, напрямую зависит от развития рыночных отношений и реальной экономической обстановки в стране. На примере развитых стран доказано, что, чем больше в стране эффективно конкурентоспособно работающих предприятий в строительстве, промышленности, в области высоких технологий и прочих отраслях, тем весомее вклад этих предприятий в ВВП, вследствие чего обеспечивается рост экономического развития страны.
В настоящее время государство признало способность бизнеса вносить существенный вклад в развитие экономики, ориентированной на инновации, посредством предоставления новых рабочих мест, насыщения потребительского рынка, улучшения социально-экономической сферы и благодаря ряду законодательных актов, регулирующих деятельность предприятий, способствует их развитию по сегодняшний день.
Проблематика исследования подтверждается тем, что сегодня в России власти в полной мере понимают необходимость и значимость развития предпринимательской инициативы. Проводится планомерная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, если учесть относительно небольшой опыт развития предпринимательских отношений, что обусловлено практически семидесятилетним запретом на ведение бизнеса в советский период истории нашей страны, и нестабильную экономическую и геополитическую обстановку, требуется продолжение формирования соответствующей институциональной базы и реализации на практике реальной помощи субъектам предпринимательства. В этой связи стимулирование населения к занятию предпринимательством, обеспечение устойчивого их развития, поддержка и защита являются задачами актуальными и значимыми.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей предпринимательства в России.
Задачами работы являются:
-раскрыть понятие и роль предпринимательства в России;
-дать критерии отнесения субъектов предпринимательства в законодательстве;
-оценить состояние и развитие предпринимательства в России и зарубежом;
-выявить актуальные проблемы развития предпринимательства на современном этапе;
-рассмотреть инструменты государственной поддержки предпринимательства в России;
-охарактеризовать механизмы налогового регулирования предпринимательства в России;
-раскрыть пути развития предпринимательства в национальной экономике
Предметом исследования является микроэкономика.
Объектом исследования является предпринимательство.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование налогообложения малого бизнеса в России и возможностью их применения в практике деятельности экономических субъектов.
Источниками информации послужили труды таких российских ученых как: Авилова А. В., Буров В.Ю., Власов В.А., Данилов А.И., Довгая О.В., Скороходова Т.И., Туренко Б.Г. и др., а также статистические данные Минэкономразвития и Федеральная служба государственной статистики.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрена роль предпринимательства в национальной экономике. Во второй главе проанализировано состояние и развитие предпринимательства в национальной экономике. В третьей главе проведены инструменты и государственная поддержка предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие и роль предпринимательства в России
Предпринимательство как вид экономической деятельности осуществляется субъектами рыночной экономики в определенных условиях, установленных государством.
Предпринимательство – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
В Гражданском кодексе дается наиболее полное определение предпринимательской деятельности, как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на постоянное получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].
Рассматривая более подробно социальные факторы малого предпринимательства как сектора экономики, можно отметить, что:
1. Развитие предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
2. Предпринимательство– не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала организации и ее способности расширять свою деятельность.
3. Объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
4. Сектор предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку [3].
Международная практика показывает, что развитие предпринимательства является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Особенностью предпринимательства является его универсальность. То есть, развиваясь и работая в собственных интересах, бизнес способствует развитию экономики государства в целом.
Предпринимательство – важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП, способствует поддерживанию нормальной конкуренции в экономике, создает социальную опору общественному устройству, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Возникновение и развитие предпринимательства обусловлено наличием объективных условий общественного развития, которые связаны, прежде всего, с характером и уровнем развития производительных сил и отношениями собственности. Исторически объективным условием функционирования предпринимательства является наличие рыночной экономической системы общества. В современных условиях развития рыночной экономики сектор предпринимательства выступает как одна из основных движущих сил общественного производства, и в частности формирования в ней целостного мелкотоварного уклада, объединяющего различные виды собственности: индивидуальную, кооперативную, муниципальную, совместную или смешанную и государственную.
Анализ теории и практики становление рыночных отношений хозяйствования показывает, что при всей специфике частного производства существует целый ряд экономических, производственно-технических, организационно – управленческих и социально-психологических факторов определяющих объективную необходимость и эффективность малого предпринимательства.
Среди экономических факторов, определяющих преимущество коммерческих предприятий и необходимость их функционирования, основными являются: высокая степень удовлетворения потребностей рынка, приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры; мобильность и гибкость в принятии управленческих решений; поддержание конкурентоспособности субъектов рыночной экономики [18, С.35].
Производственно - технические факторы, определяющие необходимость и эффективность предпринимательства, связаны с углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства, отказом от крупного массового производства в пользу индивидуального мелкосерийного выпуска товаров. Использование гибких производительных систем, позволяющих значительно ускорить переналадку производства, дает возможность сократить жизненный цикл изготовления изделий и в кратчайшие сроки освоить производство продукции в соответствии с потребностями товарного рынка, кроме того, в сфере малого предпринимательства гораздо быстрее осуществляется процесс разработки научных проектов и реализация достижений науки и техники.
Организационно-управленческий аспект функционирования малых предприятий обусловлен спецификой отношения к собственности, возникающего на предприятиях сферы малого предпринимательства. Единство прав собственности и непосредственного управления, обозримость предприятия, персонифицированный характер отношений между владельцем предприятия и каждым работником, особое значение руководителя в жизни предприятия обуславливают необходимость и эффективность сектора малого предпринимательства
1.2. Критерии отнесения субъектов предпринимательства в законодательстве
Основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. А наиболее общими показателями является численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой.
Согласно нормам Федерального закона, к субъектам малого бизнеса относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (ред. от 24.04.2020 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 01.04.2020 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Авилова А. В. Малое предпринимательство в контексте Российских реформ и мировой опыт : учебник. М. : ЮНИТИ, 2019. – 283 с.
5. Алексеева А.Н. Альтернативные источники финансирования малого и среднего бизнеса в России. A-economist.narod. [Электронный ресурс]. URL: http://a-economist.narod.ru/section2/2018-2019/alekseeva.htm
6. Буров В.Ю. Особенности влияния государства на деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Малый бизнес и предпринимательство. 2018. № 18. С. 19-23
7. Виленский А.К. Проблемы развития малого бизнеса в России. // Вопросы экономики. 2018. №7. С. 30
8. Власов В.А. Законодательное положение субъектов малого предпринимательства // Право. 2019. № 2. С. 23
9. Данилов А.И. Среднее предпринимательство и малый бизнес – М.: КНОРУС, 2019. С. 121
10. Довгая О.В., Миронова И.Б. Налоговое стимулирование деятельности малых предприятий. -М: Налоги, 2017. С. 87
11. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». М.: Финансы, 2017. С.21.
12. Колесников А.Л. Малый бизнес: эволюция понятий и проблема определения.// Вопросы экономики. 2018. № 18. C.55.
13. Клочков А.В. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России — М.: ЭКСМО, 2018. С. 90
14. Лапуста М. Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 224 с.
15. Манаев В. Роль малого предпринимательства в стабилизации ситуации на рынке труда // Экономика. - 2019. - №10. - С. 20-21
16. Мохов А. А. Кластерная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 118–135
17. Муравьева А.А. Малый бизнес: организация, экономика, финансы. – М.: Бизнес, 2017. С. 23.
18. Семеусов В.А., Тюкавкин-Плотников А.А. О признаках субъектов малого предпринимательства // Налоги. 2018. № 3. С. 35
19. Смирнова С.М. Анализ целесообразности применения систем налогообложения малыми предприятиями // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2018. № 15. С.8-10
20. Скороходова Т.И. Роль и значение малого бизнеса для экономики. // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: сборник материалов Международной научно-практической конференции (29 февраля 2019 года), Том II – Москва: Экономика и регионы, 2019. С. 26
21. Туренко Б. Г. Проблемы развития предприятий малого предпринимательства. — Москва: Экономика и налоги. 2019. – 113 с.
22. Хабриева М.Н., Миннигалеева, В.З. Методологические подходы к решению проблем развития малого бизнеса // Экономика и регионы. 2018. № 7. -с. 210
23. Тарасенко О. А. Аудит мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 2. С. 38–46.
24. Ежегодный обзор «Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы -https://www.iep.ru
25. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – RL:
27. Данные Минэкономразвития РФ Интернет – ресурс. Режимдоступа // http://www. economy.gov.ru
28. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Интернет –ресурс. Режим доступа // https://ofd.nalog.ru
29. Официальный сайт PricewaterhouseCoopers International Limited Интернет –ресурс. Режим доступа // https://www.pwc.com/
30. Специальные налоговые режимы в 2020 году (виды и нюансы) //https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/special_nye_nalogovye_rezhimy_vidy_i_nyuansy/