Фрагмент для ознакомления
2
Необходимо добиваться от каждого школьника понимания принципов действия того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: что? Для чего? Почему? Постепенно, взрослея, ребенок самостоятельно начнет выделять опасность в окружающей действительности.
Белая К.Ю. [5] определяет, при взаимодействии педагога с детьми младшего школьного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших школьников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей. Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества - грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.
Соловьева Е.А. [4] отмечает, что в группах младшего школьного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.
Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода. Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у школьников.
Белая К.Ю. [4] говорит, что в группах младшего школьного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например, как поступить, если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников основам безопасного поведения на дорогах при профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
2.1 Состояние работы в ДО по обучению младших школьников безопасному поведению на дорогах.
Состояние работы в ДО по обучению младших школьников безопасному поведению на дорогах характеризуется тем что педагоги начинают знакомить малыша с окружающим его миром и подстерегающими на дорогах опасностями как можно раньше. Показывать ребенку основные элементы дорог: проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, обочину. Объясняйте их назначение понятными ему словами. Расскажите малышу о светофоре, объясните, для чего меняются цвета.
По пешеходным переходам переходите спокойно, на зеленый свет, крепко взяв ребенка за руку. Педагоги объясняют ему, почему опасно перебегать дорогу: ни взрослый человек, ни тем более ребенок не могут бегать быстрее машин. Расскажите ему, что и пешеходы тоже являются участниками дорожного движения. И они, и автомобилисты должны вести себя вежливо по отношению друг к другу.
Малыш вполне способен заметить, пристегнулся ли взрослый ремнем безопасности до начала движения, убрал ли мобильный телефон и не отвлекается ли он на что-нибудь во время движения. Поэтому, как ни банально, обучение детей ПДД родителям надо начинать с себя.
Обучение ребят дошкольного возраста ПДД во время поездки проводите в форме занимательной игры с разбором дорожных ситуаций. К примеру, почему, садясь в машину, он должен занять именно детское кресло и обязательно пристегнуться ремнем безопасности. Комментируйте и разъясняйте ребенку понятными ему словами ваши или чьи-то действия.
Обучение ребят дошкольного возраста ПДД в детском саду– это комплексная система мероприятий по формированию у них основ безопасного поведения на улице. Дети приходят в дошкольное учреждение с разным багажом уже усвоенных ими знаний. Задача воспитателя-педагога – сделать так, чтобы обучение стало интересным для всей группы.
В ДОУ разработана собственная программа обучения детей правилам дорожного движения в соответствии с ФБОУ и календарным планом методической работы. Следуя разработанным методическим рекомендациям по обучению ребят ПДД, педагоги проводят их обучение правилам дорожного движения, постепенно переходя от простого к сложному – от игры к решению ситуационных задач.
Методы и задачи обучения ПДД в детском саду
Эффективность процесса обучения детей зависит от того, насколько четко взаимодействуют в процессе все компоненты методической системы обучения.
Цель – обеспечение безопасности жизни детей путем получения ими знаний и навыков правил дорожного движения.
Содержание – программа обучения правилам дорожного движения, учебные материалы, стандарты ФГОС.
Методы:
• словесные (беседы, чтение, заучивание стихов);
• игровые (дидактические игры, обучающие, настольно-печатные, подвижные игры);
• наглядные (обучение по картинкам, демонстрация обучающих видео);
• практические (спортивные игры с элементами ПДД и сюжетно-ролевые постановки).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 136 с.
2.Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста. М.: Детство-Пресс, 20013.
3.Актуальные проблемы современной педагогики. Роль семьи в воспитании подростка [Электронный ресурс]: материалы международной заочной научно-практической конференции / под ред. С. Д. Якушевой, Т. В. Буревич.URL:http://sibac.info/files/2010_05_15_Pedagog/Yakysheva_Burevich.pdf. 4.Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность школьников. - М.: Просвещение, 2009
5.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у школьников. (http://iknigi.net/avtor-kseniya-belaya) - электронная книга
6.Белая, К. Ю. Формирование основ безопасного поведения на природе / К. Ю. Белая . – М. : Мозаика-Синтез,2015 . – 64 с.
7.Веракса, Н. Е. Программа «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса . – М. : Мозаика-синтез, 2015 . – 368 с.
8.Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф. Виноградова. М.: Академия, 20013. - 152 с.
9.Денисенкова Н. Ваш ребёнок познаёт мир. // Школьное воспитание
10.Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005.
11.Князева О. Мои помощники. // Школьное воспитание № 2/ 2000
12.Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник младшего воспитателя школьного учреждения. № 6. 20011.
13.Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина . – М. : Творческий центр «Сфера» . – 2004
14.Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. - СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 20011
15.Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Психолого-педагогические технологии создания виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия: мат. международной научно-практической конференции / Екатеринбург, 21-23 мая 2013 г. / УрГПУ, 2013.
16.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин; Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
17.Михайлов, Л.А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ / Л.А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. № 8.
18.Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова . – Минск : Ансар, 1995
19.Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. ? 2014. № 8.
20.Мухина B.C. Детская психология М: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
21.Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Гардарики, 2009.
22.Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина // Школьное воспитание. – 1997. – №3. – С.32.
23.Науменко, Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /Ю.Л. Науменко // Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. ? М., 2005.
24.Немсадзе, В. Детский травматизм. Кн. для родителей: Опыт понимания, лечения, профилактики / В. Немсадзе, Г. Амбернади.- М.: Советский спорт, 1999. - 270 с.
25.Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления школьников. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2014
26.Основы безопасного поведения школьников: занятие, планирование, рекомендации [Текст] / Автор-составитель О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 226 с.
27.Основы безопасного поведения школьников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. — сост. О. В. Чермашенцева. Волгоград: Учитель, 2008. 207 с.)
28.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа школьного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
29.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система СОШ. - Волгоград: Учитель, 2009