Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Восполнение трудовых ресурсов в условиях тяжелой демографической ситуации требует поиска новых методов ориентации на потребности экономики. Для современного рынка труда характерен возрастающий дисбаланс спроса и предложения, что формирует основной потенциал безработных. По данным федеральной службы по труду и занятости населения в 2015 году в Челябинской области коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,3; в то время как по России – 0,7.
Эксперты констатируют переизбыток выпускников гуманитарносоциальных профессий: политологов, социологов, экономистов, специалистов по связям с общественностью [8]. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» [7, с. 51]. Задача формирования конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного выпускника определяет необходимость использования в модели психолого-педагогического сопровождения соответствующих направлений работы, способствующих изменению качеств личности, затрудняющих профессиональное самоопределение учащихся (таких, как ригидность, безответственность, низкий уровень общительности).
Психолого-педагогическое сопровождение играет определяющую роль в личностном развитии учащихся и построении дальнейшей траектории обучения. Однако ситуация в сфере образования характеризуется тем, что в школах сокращаются ставки педагогов-психологов и возникает необходимость поиска новых путей организации процесса профессионального самоопределения школьников [21]. 4 Источником проблемы профессионального самоопределения учащихся в психолого-педагогической практике являются противоречия между: требованиями современного общества к профессиональному самоопределению учащихся и недостаточным развитием у них личностных качеств, актуальных для профессионального самоопределения (умение делать выбор и обосновывать его), отсутствием представлений о путях получения профессии; слабой ориентированностью существующей системы образования на активизацию профессионального самоопределения и необходимостью учащихся выбирать профиль дальнейшего обучения в старшей школе; необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе предпрофильной подготовки и поиском путей (программ психолого-педагогического сопровождения, программ факультативов, программ спецкурсов) активизации профессионального самоопределения учащихся в рамках перехода на стандарты второго поколения [30].
Цель проекта – теоретически обосновать и дать практические рекомендации по активизации самоопределения обучающихся старших классов на основе применения авторской технологии А.Н. Тубельского
Задачи:
1. Уточнить сущность и структуру понятия «активизации самоопределения обучающихся старших классов на основе применения авторской технологии А.Н. Тубельского».
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности обучающихся старших классов в становлении самоопределения.
3. Дать рекомендации по практическому применению авторской технологии А.Н. Тубельского в активизации самоопределения обучающихся старших классов.
Объект исследования: процесс активизации самоопределения обучающихся старших классов.
Предмет исследования: особенности активизации самоопределения обучающихся старших классов на основе применения авторской технологии А.Н. Тубельского.
Глава 1. Теоретические основы активизации самоопределения обучающихся старших классов на основе применения авторской технологии А.Н. Тубельского
1.1. Уточнение сущности и структуры понятия «активизация самоопределения обучающихся старших классов на основе применения авторской технологии А.Н. Тубельского»
"Каждый человек, говорил А. Н. Тубельский, является на свет со своим предназначением, смутным, непроявленным еще образом своего «я». И задача истинной школы состоит в том, чтобы создать такие условия, которые бы помогли ребенку, растущему человеку прояснить и проявить этот заданный природой или богом образ самого себя. В этом суть образования. И этому служит созданная А. Н. Тубельским вместе с юными и взрослыми сотрудниками школа самоопределения."
Основными ключевыми ценностями школы и детского сада были и остаются уважение к человеческой личности, внимание к индивидуальности ребенка, выстраивание сотрудничества, диалога в отношениях между всеми участниками образовательного процесса.
Главная цель «Школы самоопределения» – создание системы благоприятных условий для наиболее полного раскрытия личности, ее самопознания, саморазвития, самоопределения в современном мире.
Образ школы, отвечающий этой цели:
1. Школа развивающаяся; открытая изменениям, не противоречащим ее ценностям и целям:
– возможность общего проектирования образовательного процесса всеми его участниками (педагогами, учащимися, родителями и администрацией), выработки новых правил, форм, способов;
– профессиональный рост педагогов и усовершенствование образовательного процесса через профессиональные дискуссии, споры, анализ ситуации и внутреннюю демократическую экспертизу;
– способы поддержания детской инициативы по улучшению и изменению школьной жизни, в том числе в учебном процессе;
– проектирование и осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере образования.
2. Школа с демократическим укладом и сильным самоуправлением:
– коллегиальное управление школой (директор разделяет властные полномочия с органами самоуправления);
– поддержание уклада школьной жизни, обеспечивающего становление демократического, правового сознания учащихся и их осознанной гражданской позиции (совместное нормо-творчество, начиная с дошкольной ступени; наличие школьной Конституции – сборника выработанных совместно правил общей жизни, возможность ее изменения и дополнения);
– активизация имеющихся форм самоуправления (Управляющего совета, Совета родительских комитетов, Суда Чести) и поиск новых форм, способствующих повышению гражданской активности;
– организация работы школьных СМИ.
3. Школа, построенная на гуманистических принципах, взаимном уважении всех участников образовательного процесса:
– сохранение атмосферы доверия, взаимоуважения;
– разработка форм взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, - и выпускников, направленных на создание детско-взрослого образовательного сообщества.
4. Школа, где создаются условия, ориентированные на индивидуальные потребности ребенка:
– гибкость и индивидуальный подход в отношении требований к ребенку, включения его в разнообразную деятельность;
– предоставление учащемуся возможности выбора материала, способа освоения, направления и содержания деятельности, партнера;
– превалирование оценки динамики продвижений ребенка над нормативной оценкой;
– возможность обучения по индивидуальным планам и программам;
– поиск оптимальных способов работы с детьми с ОВЗ;
– создание условий для личностного и профессионального самоопределения в старшей школе.
5. Школа с особой организацией учебного процесса, в котором возможно проявление и наращивание субъектности ребенка и педагога:
– возможность и учителю, и детям влиять на ход конкретного занятия или проекта;
– поддержка интересов ребенка, его идей, инициатив;
– наращивание опыта выбора с целью самоопределения;
– повышение роли самооценки, рефлексии своей деятельности, без отметочная система оценивания в начальной школе;
– разработка и реализация модели школы полного дня, где первая и вторая половины дня связаны между собой и позволяют осуществлять проектную деятельность использовать материальные и организационно-педагогические ресурсы школы, возможности семьи и привлеченных специалистов для развития творческих сил ребенка.
6. Школа, реализующая новое содержание образования, основанное на идеях ФГОС:
– реализация системно-деятельностного подхода;
– акцент на универсальные учебные действия;
– активная учебно-познавательная деятельность;
– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
– организация условий для “перевода” наработанного опыта нестандартной организации образовательного процесса, отвечающего новым ФГОС, в программы, рекомендации, сценарии занятий, а также адаптации существующих программ подзадачи школы;
– преемственность принципов педагогической работы на разных возрастных ступенях и взаимодействие педагогов при переходе детей с одной ступени на другую.
7. Школа, которая включает возможности города и страны в образовательный процесс:
– поиск возможностей, подходящих с точки зрения педагогических задач и интересов детей;
– включение этих возможностей в основное и дополнительное образование;
– использование технологии образовательных путешествий как важной составляющей образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - М.: Академия, 2001. – 428 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
3. Бендюков, М. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда [Текст] / М. Бендюков, И. Соломин. – СПб., 1998. - 334 с.
4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: речь, 2003. – 236 с.
5. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2001. – 384с.
7. Бондаревский, В. Формирование нравственного сознания старшеклассников [Текст] / В. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1991. – 352 с.
8. Бурлачук, Л. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2004. – 427с.
9. Гейжан, И. Ф. Теория и практика профессиональной консультации [Текст] / И. Ф. Гейжан. – М., 1991.
10. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка [Текст] / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3. - С. 21-27.
11. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И.Головаха . – Киев, 2000. – 142 с.
12. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы [Текст] / К.М. Гуревич. - М., Академия, 2002. – 423 с.
13. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2003. – 222 с.
14. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 2004. – 365с.
15. Зеер, Е. Ф. Психология профессий [Текст] / Е.Ф. Зеер. – Екатринбург, 2007. – 115 с.
16. Иванова, Е. М. Психологическая системная профессиография [Текст] / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. – СПб., 2000. – с. 65 – 68, 270 – 279.
18. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А.Йовайша. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
19. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. - 512 с.
20.Климов, Е. А. История психологии труда в России [Текст] / Е.А. Климов, О.Г. Носкова. - М.: «МГУ»,1992.
21. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 246с.
22. Корнеева, Л. Н. Профессиональная психология личности [Текст] / Л.Н. Корнеева. - СПб.: Питер, 2007. – 237 с.
23. Кузьмина, Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А.Деркач. - М.: РАУ, 1993. – 158с.
24. Леонтьев, А. Н. Проблемы психологии деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова и Д.А.Леонтьева. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 136-150.
25. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. – 2001. - № 1. – С. 57-66.
26. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова - М.: Знание, 1996. - 308 с.
27. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости [Текст] / Т.Л.Павлова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
28. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. – М., 1986. – 262с.
29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Текст]. - Самара: Дом «БАХРАХ», 1998. – С. 641 – 648.
30. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2007. – 102 с.
31. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 1998. - 152 с.
32. Психология труда [Текст] / Под ред. Карпова А. В. - М.: ВладосПресс, 2005. – 351 с