Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Право граждан на достойную жизнь» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема реализация права на достойный уровень жизни выступает одной из злободневных социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Более пятнадцати процентов населения (практически каждый седьмой) не имеет определенной возможности в абсолютной мере удовлетворить даже свои основные потребности. Проблема существующей бедности и государственной поддержки малоимущего населения продолжает оставаться острейшей, а сама задача уменьшения бедности признана одним из первостепенных направлений отечественной государственной политики.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, у которых ущемлено право на достойный уровень жизни.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, так как социологической диагностики не осуществлялось, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в рассматриваемой сфере социальной защиты граждан включают множество работ российских ученых-правоведов: Н.Н. Абакумова, Э.С. Бондарева, М.В. Букина, Н.И. Бусловская, Р.О. Гайдарова, Е.Е. Мачульская, Л.К. Миронова, Т.Д. Одинокова, В.В. Потапенко, Н.Л. Смирнова, А.К.Соловьев, Г.В. Сулейманова, Д.Ю. Федотов, А.Н. Филиппов, Г.Б.Челнокова, А.Ю. Червякова, Л.Е. Шевнина и др.
Целью курсовой работы является изучение особенностей права граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать определение прав граждан на достойный уровень жизни;
- обозначить основные формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;
- представить органы, обеспечивающие реализацию прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;
- рассмотреть механизм реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии права граждан на достойный уровень жизни.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы реализации права на достойный уровень жизни.
Методологические основы работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основной части (две главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ
1.1 Понятие прав граждан на достойный уровень жизни
Статья 7 Конституции РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное становление личности.
Необходимо иметь в виду, что под достоинством понимается публично-правовая, а также конституционная и международно-правовая ценность, которая универсальна по своему характеру и которая стоит в одном ряду с такими базовыми ценностями, как свобода, жизнь, здоровье и безопасность личности .
Опираясь на универсальное, интегрированное понимание этой ценности, можно понять, что достоинство, выступая публично-правовой категорией содержит три главных элемента.
Первый из них заключается в том, что достоинство человека - недопустимость для всех субъектов правоотношений как прямого унижения, а также умаления ценности гражданина как личности (запрет любых пыток и разнообразного насилия, иного жестокого либо унижающего человека обращения либо наказания, а также ущемление чести и доброго имени гражданина), но и посягательства на свободу и личное пространство человека, неаргументированного вмешательства в частную жизнь во всевозможных его проявлениях (запрет на нарушения личной неприкосновенности и частной жизни, неприкосновенности жилища, требования о неразглашении без согласия человека его личной и семейной тайны, о соблюдении тайны переписки, переговоров, личной корреспонденции и другие).
Второй элемент состоит в том, что достоинство человека – это возможность полноценной жизни человека, а также его свободного формирования (защищенность от нищеты, право на защиту здоровья, недопустимость без установленного добровольного согласия быть подвергнутым медицинским, научным либо другим опытам, право на достойный уровень жизни и прочие). Обязанности государства в данном значении подразумевают обеспечение осуществления человеком различных потребностей как биофизического, так и социального существа (индивида).
Третий элемент заключается в достоинстве человека, под которым подразумевают возможность защиты от разнообразных злоупотреблений властью при выполнении человеком его прав и свобод. В данном контексте достоинство человека - это уважение государством гражданина как личности.
Следовательно, опираясь на обширное определение достоинства как публично-правовой ценности, принцип уважения человеческого достоинства считается как признание ценности и уникальности каждого человека, так и формирование надлежащих условий для достойного существования, а также всестороннего развития непосредственно его как личности.
С позиции правового понимания принцип уважения достоинства гражданина выступает основной формой права, так как позволяет не только установить его суть, но также обеспечить его всестороннюю сбалансированность. Примером подобного понимания анализируемого принципа в отечественном праве выступает большая практика Конституционного Суда РФ. Высший суд отечественного конституционного правосудия объединяет уважение достоинства в основном со всеми видами прав и свобод человека в нашем государстве.
Принцип уважения достоинства человека является базой для защиты Конституционным Судом РФ большинства конституционных социальных и экономических прав. К примеру, анализируя обстоятельства возмещения вреда, который был причинен здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд РФ представил юридическую позицию о том, что размер возмещения обязан обеспечивать лицам, которые пострадали в процессе данной катастрофы, такой уровень жизни, при котором - не были бы поставлены под сомнение сами их прави на возмещение вреда, а также принцип уважения достоинства личности . В ином своем Постановлении Конституционный Суд РФ особо отметил, что на Российскую Федерацию как правовое и социальное государство, где ничто не может выступать основанием для умаления достоинства личности, возложена обязанность предоставить гарантии гражданам, который исполнили свой долг по защите Отечества, почет и уважение в обществе, а также необходимый уровень социальной защиты, который бы обеспечивал им условия для активной и полноценной жизни .
С уважением достоинства Конституционный Суд РФ рассматривает и реализацию права на жилище. Как отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ , закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики формируют долг государства осуществлять заботу о благополучии своих граждан, а также их социальной охране и обеспечении достойных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу каких-либо объективных причин не может автономно достичь нормального уровня жизни, он имеет право рассчитывать на поддержку со стороны государства и общества.
Конституционный Суд РФ в своих Определениях от 5 марта 2009 г. № 376-О-П и от 21 декабря 2011 г. № 1655-О-О отметил то, что федеральный законодатель установил для случаев признания жилого помещения в закрепленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии выполнения определенных требований жилищного законодательства касательно предоставления жилых помещений по соглашениям социального найма и необходимого подтверждения нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). При всем этом подобное правовое регламентирование сочетается с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
На практике, только в 2016 г. суды общей юрисдикции начали принимать во внимание отмеченные разъяснения Конституционного Суда РФ, а не использовать аналогию права при обеспечении жильем по анализируемому основанию.
Условия, необходимые для предоставления жилых помещений взамен признанных ветхими и аварийными , объективно учитывают особенности положения наиболее нуждающихся категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию, обеспечивает их права в жилищной сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 168.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. - 22.05.1995. - № 21. - Ст. 1929.
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
5. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904.
6. Федеральный закон от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 3. – Ст. 349.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
8. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 07.04.2003. - № 14. - Ст. 1257 .
9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3607.
10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6725.
12. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4350.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
14. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. – 1991. – № 21. – Ст. 699.
15. Закон РФ от 15 января 1993 г. № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 7. – Ст. 247.
16. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 25.08.2003. - № 34. - Ст. 3374.
17. Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» // Российская газета. - № 124. - 04.06.2014.
18. Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Официальные документы в образовании. - № 28. – 2011.
19. Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. - № 56. - 01.04.2006.
20. Закон Московской области от 30.12.2013 № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. - № 6. - 17.01.2014.
21. Закон Московской области от 25.09.2018 № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки» (принят постановлением Мособлдумы от 20.09.2018 № 4/61-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. - № 184. - 02.10.2018.
22. Постановление Правительства МО от 05.11.2014 № 936/43 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Московской области» // Информационный вестник Правительства МО. - № 2. - 26.02.2015.
23. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 47. - 30.12.2016.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П // Собрание законодательства РФ. - 08.07.2002. - № 27. - Ст. 2779.
25. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 03.05.2020.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 1655-О-О // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 03.05.2020.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 № 2-П // Собрание законодательства РФ. - 17.02.2014. - № 7. - Ст. 736.
28. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2018 № Ф04-5739/2017 по делу № А45-8114/2017 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 03.05.2020.
Учебная и специальная литература
29. Горбухов В.А. Основы социального управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2019. 224 с.
30. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. 5-е изд., испр. и перераб. М.: БЕК, 2015. С. 402.
Статьи в периодических изданиях
31. Арзамасцев Н.И. Совершенствование механизма реализации конституционного права граждан на жилище // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2015. № 1. С. 10.
32. Овчинников В.И. Компетенция местного самоуправления: проблемы оптимизации правового регулирования на современном этапе муниципальной реформы // Российское государствоведение. 2015. № 1. С. 56 - 58.
33. Плехотко К.К. Реализация права на жилище муниципальными образованиями в свете муниципальной реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 11. С. 16 - 20.
34. Синдеева И.Ю., Черникова Е.В. Становление института управления муниципальной собственностью // Современное право. 2015. № 10. С. 25.
35. Умнова И.А., Стальнова А.С. Конституционный принцип уважения достоинства человека: общие подходы в правопонимании и российская конституционная практика // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 15 - 20.
36. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1. С. 5 - 11.