Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что за последние годы в менеджменте российских предприятий отношение к продукту как к основной категории бизнеса существенно изменилось. Его перестали воспринимать только как объект планирования производства. Сегодня товар стал основой происходящих бизнес-процессов. Стал очевиден его статус – объект привлечения средств покупателей, имеющий определенную стоимость, обеспечивающую прибыль и финансовое развитие предприятия.
Являясь основным элементом системы «маркетинг-микс» - продукт – предмет товарной и коммуникационной политики компании. Его совершенствование, обновление, определение цены, мест продаж и методов продвижения составляют ключевые аспекты маркетинговой деятельности компании.
В сфере услуг создание нового направления или проекта – особенно сложный вид деятельности, определяющий высокий уровень вовлеченности управленческого звена или владельцев бизнеса в изучение рынка и разработку и реализацию программ продвижения. Именно поэтому проведение исследований в этой области и создание методологической базы особенно актуально.
Цель исследования – осуществить анализ процесса вывода нового продукта на рынок.
В соответствии с поставленной целью, предполагается решить ряд задач:
- провести анализ рынка мотопроката в России;
- рассмотреть практический пример управления вывода нового продукта на рынок на примере «YUNAN MototourRussia» с маркетинговым и производственным планом.
Степень изученности темы является достаточно высокой, что обосновано наличием большого количества теоретических и прикладных исследований по данной тематике.
Предметом исследования являются различные аспекты управления созданием и выводом на рынок нового продукта.
Объект исследования – бренд «YUNAN MototourRussia».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию процесса вывода новых продуктов на рынок.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами, шестью параграфами, заключением и списком литературы.
Методы исследования: анализ, синтез, метод сбора информации, метод обобщения, системный подход.
1.АНАЛИЗ РЫНКА МОТОПРОКАТА
1.1. Рынок мотопроката
Любая компания заинтересована в создании новых товаров и услуг, чтобы модернизировать существующий ассортимент, а также привлекать новых потребителей, выходить на новые рынки сбыта, повышать конкурентоспособность.
Создание нового товара или проекта – это разработка функционально или эстетически новых, оригинальных продуктов, модернизация. Улучшение потребительских свойств продуктов, создание новых торговых марок продуктов путем проведения организацией своих собственных научно-технических исследований и конструкторских разработок .
Первоначальным этапом вывода нового продукта на рынок является исследование данного рынка.
Сам по себе рынок мотопроката тесто связан с рынком продажи мотоциклом и мотобайков.
Начнем с того, что потребность в услуге мотопроката возникает не только у туристов и романтиков, но и у деловых автомобилистов, чей автомобиль находится в ремонте. Они признаются, что с радостью взяли бы вместо подменного автомобиля мотоцикл. Чаще всего салоны мотопроката предлагают на любое количество дней напрокат родстер BMW K 1300 R, спортбайк K 1300 S, S 1000 RR, R 1200 GS, R 1200 RT и K 1600 GTL. Во многих городах России такая услуга отсутствует, и о перспективах ее появления пока ничего не известно.
Одна из причин – проблемы со страхованием двухколесной техники. Для самих страховщиков это тоже невыгодное направление, поэтому многие из них отказываются предоставлять услуги «мотопрокатчикам».
Очевидно, что рынок мотопроката России находится еще только на стадии зарождения, но уже некоторые игроки только начинают формировать свое предложение. Однако в ближайшем будущем предполагается активная конкуренция на данном рынке.
Можно выделить следующие особенности рынка мотопроката в России:
- низкий уровень конкуренции (в небольших городах – одна-две компании),
- в городах федерального значения – не более 10 компаний.
Следующая особенность - сочетание бизнеса и деятельности некоммерческих организаций, неформальных байк-сообществ, так как управлять таким бизнесом может лишь тот, кто хорошо разбирается в мотоциклах и является фанатом их использования.
Далее, часто компании мотопроката являются подразделением или используют активный туризм, предлагая клиентам интересные туры на мотоциклах.
Проведем анализ основных сегментов рынка (таблица 1).
Таблица 1 – Основные сегменты рынка мотто-проката
Название сегмента Описание сегмента Доля сегмента
Байкеры-профессионалы Фанаты мото-байка, разбирающиеся в мотоциклах. Для них мотоцикл – выражение стиля жизни. Они объединяются в группы и часто становятся владельцами и создателями мотоклубов и мотопрокатов. Преимущественно мужчины старше 35 лет. 64%
Мотобайкеры – любители (начинающие) Это те, кто только начинают интересоваться культурой байкерства, их интересуют мотоциклы и все что с ними связано. Они являются владельцем мотоцикла или в ближайшее время планируют его приобрести. Это динамично растущий сегмент. Преимущественно мужчины старше 25 лет. 30%
Сопровождающие байкеров Члены семьи байкеров, просто интересующиеся байкерством, но не управляющие мотоциклом. Они являются участниками мероприятий мотобайкеров как наблюдатели и фанаты, посещают мототуры. Преимущественно женщины. 6%
Таким образом, именно эти три сегмента являются частями целевой аудитории компании по мотопрокату, с дополнительной функцией организации мото-туров. Все эти сегменты заинтересованы в покупках мото-туров и, чаще всего, являются платежеспособной и активной целевой аудиторией.
Мировой рынок мотопроката находится в сильной зависимости от объема и структуры продаж мотоциклов, повторяет его тенденции. Глобальный рынок мотоциклов (двухколесной мототехники) завершил 2018 год с объемом продаж 61,9 млн единиц, что на 1,8% выше, чем в предыдущем году. Рекордной пока остается цифра 67,4 млн, она была достигнута в 2014 году.
Рынок продвигают вперёд продажи в Индии, которые составили 21,5 млн экз. (+8,5%). Это треть мирового рынка мотоциклов. За последнее десятилетие индийский рынок вырос более чем в два раза.
Второй по величине рынок — китайский — падает. В 2018 году он потерял 9,3% при 15,5 млн продаж, и прогноз на 2019 год снова отрицательный.
На третьем месте — рынок Индонезии (6,38 млн экз.; +8,4%). Сейчас он находится на стадии восстановления и пока далек от своих рекордных показателей, которые были зафиксированы несколько лет назад (7,8 млн).
Четвертое место — у Вьетнама (3,39 млн экз.;+3,5%). Объемы продаж на этом рынке в 2018 году — его новый рекорд.
Пятая позиция в рейтинге принадлежит Пакистану, это один из быстрорастущих мировых рынков. Здесь реализовано 1,9 млн экз. (+6,6%). Это гигантский рывок для страны, которая превысила планку в 1 млн мотоциклов в год — совсем недавно, в 2015 году. В прошлом году Пакистан обогнал Таиланд, который на 6-м месте (1,78 млн экз.; -1,2%).
На седьмой строчке рейтинга — быстрорастущий рынок Филиппин (1,59 млн экз.;+35%) .
В состоянии быстрого восстановления после глубокого кризиса находится рынок крупнейшей страны в Южной Америке — Бразилии, она занимает 8 место. В стране реализовано 957 тыс. единиц мототехники (+17,6%). Далее идёт Тайвань, которая резко потеряла в продажах в конце года (762 тыс. экз.).
Если посмотреть произошедшие за год изменения в мировом рейтинге «ТОП-30», то можно отметить, что Шри-Ланка (16 место) по объему реализованных мотоциклов обогнала Японию, Перу (19 место) — опередила Францию и Италию, а Эквадор (26 место) очень быстро растет (+31%).
На данный момент можно сказать, что глобальный рынок мотоциклов умеренно растёт и, если не будет резких прорывных технологий, покажет незначительный рост и в ближайшие годы.
Первые регионы, достигшие насыщения рынка с тенденцией снижения продаж — это самые богатые страны мира: Северная Америка, Япония и Европа. Эти регионы теряют объемы продаж на глобальном рынке в пользу развивающихся стран — таких, как Китай, Индия, страны АСЕАН и Южной Америки.
Однако, в последние годы на рынках Китая и АСЕАН начали обсуждать или вводить новые правила на рынке двухколесных транспортных средств, направленные на ограничение трафика и выбросов. Китай сразу потерял глобальное превосходство на рынке и начинает терять в продажах, в то время как рынок АСЕАН все еще растет, поражая рекордными результатами в 2018 году. Но среднесрочная перспектива и по этому рынку не предполагает положительной динамики .
Основными локомотивами мирового рынка мототехники на данном этапе являются Центральная и Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланка).
Начало 2019 года оказалось негативным для мирового рынка мотоциклов (двухколёсных транспортных средств), продажи в первом квартале упали на 5,4% до 14,1 млн единиц. Азия Почти все рынки в этом регионе (исключая АСЕАН) в этом году сокращаются. Всего реализовано 8,8 млн единиц (-9,9%). Падение зафиксировано на крупнейших мировых рынках в Индии и Китае. Другие рынки также теряют объемы, в том числе наиболее быстро растущий в последние годы рынок Пакистана. Снижаются