Фрагмент для ознакомления
2
Европейская модель развития рынка характеризуется большими гарантиями со стороны государства, сопровождающимися и высоким уровнем налогообложения. Самый высокий уровень централизации ВВП характерен для скандинавских стран, которые отличаются и большим объемом государственного сектора и высокими социальными гарантиями .
Итак, выбор вектора фискального регулирования, применения его инструментов определяется особенностями институциональной среды, а также фискальных традиций, которые складывались не одно десятилетие. Реализация механизма фискального регулирования предполагает использование двух основных групп рычагов – бюджетных и налоговых, действие которых реализуется через применение соответствующих инструментов.
Фискальное регулирование финансовых потоков должно быть адекватным не только интересам отдельных экономических агентов, но и государства в целом, соответствовать приоритетным интересам государственной экономической и социальной политики.
В свете сказанного, для перехода к стимулирующей бюджетной политике России необходимо решить следующие, на первый взгляд, взаимоисключающие задачи: снижение до уровня, способствующего росту производства, налоговой нагрузки и увеличение бюджетных доходов. Это говорит о сложности использования фискальной политики в качестве регулятора экономики. Применение неадекватной фискальной политики или строгая ориентация на опыт зарубежных стран может привести к непоправимым последствиям.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Характеристика тенденций фискальной политики РФ
Фискальная политика России в качестве основы содержит формирование доходной части бюджета.
Доходная часть федерального бюджета является источником финансирования его расходных обязательств, в таблице 1 представлено исполнение доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг.
Таблица 1
Исполнение доходов Федерального бюджета за 2017-2019 гг. (млрд. руб.)
Наименование
показателя 2017 год 2018 год 2019 год Темп роста 2019/2017, %
Доходы:
- в общей сумме 15089 19455 20171 133,7
- в % к ВВП 16,4 18,8 18,9 115,2
Нефтегазовые доходы:
- в общей сумме 5972 9018 7936 132,9
- в % к ВВП 6,5 8,7 7,3 112,3
Ненефтегазовые доходы:
- в общей сумме 9117 10437 12235 134,2
- в % к ВВП 9,9 10,1 11,6 117,2
Как можно увидеть из данных таблицы 1, в 2017 году в совокупности суммы доходов федерального бюджета в процентах к ВВП страны можно характеризовать как самый маленький показатель( на уровне 16,4% ВВП страны). За 2018-2019 гг. доля сумм доходов к ВВП страны стала выше, составив 18,8% в 2018 г. и 18,9% в 2019 г.
В 2018 г. сумма доходов бюджета государства бюджета по отношению к сумме ВВП составляла на 2,4% выше, чем аналогичный показатель 2017 года, однако при всем этом в совокупности объем нефтегазовых доходов страны стал ниже в 2018-2019 гг. на 12% (7936/9018*100-100), однако за три года наблюдается их увеличение на 32,9%, включая и сумм доходов, которые получены от выполняемых работ по проведению улучшения процедуры администрирования доходов. Изменение, которое носит последовательный характер, объема нефтегазовых доходов России находится в соответствии траектории изменения уровня цен на углеводородное сырье и рублевого курса к американскому доллару.
За 2019 г. удельный вес объема доходов нефтегазового сектора немного возрос в процентах к ВВП – всего на 0,1% до 18,9%, это также является обусловленным процессом отставания темпов роста уровня добычи полезных ископаемых от совокупного темпа роста экономики. Структура доходов федерального бюджета РФ представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов
в совокупном объеме доходов бюджета РФ за 2017-2019 гг.
Если принимать во внимание факторы изменение доходов бюджета, то очевидно, что удельный вес совокупности нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в период проведения анализа стала ниже с 39,6% в 2017 г. до 39,3% в 2019 г. За данный период также повысился объем ненефтегазовых доходов РФ в процентах к ВВП с 60,4% до 60,7% (небольшое снижение наблюдалось в 2018 году).
На рисунке 2 представлена структура нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Рис. 2. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета за 2017–2019 гг.
Рисунок 2 демонстрирует, что в структуре нефтегазовых доходов, начиная с 2017 года преобладает налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь с 58,3% до 66,7%, эти изменения характерны для реализации так называемого «налогового маневра» (рост ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат вместе со снижением пошлин на экспорт нефти сырой и нефтепродуктов).
На рисунке 3 представлена структура ненефтегезовых доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг.
Рисунок 3 демонстрирует преобладающую долю косвенных доходов в структуре доходов федерального бюджета.
Рис. 3. Структура ненефтегезовых доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг.
Так, удельный вес налога на добавленную стоимость снизился в целом за три года, но возрос за последний год с 47,6% до 49,5%. Относительно 2017 года удельный вес поступлений от акцизов в структуре совокупных ненефтегазовых доходов снизился с 10,8% до 9,1% (в качестве причины этого называют индексацию ставок каждый год, рост перечня товаров, облагаемых акцизами).
Удельный вес сумм налога на прибыль организаций увеличился за 2017-2019 гг. с 8,4% до 10,8% (в основе своей по причине централизации с 2017 г. 1% налога, а также роста в 2018 году норматива зачисления в федеральный бюджет сумм данного налога при исполнении соглашения по поводу разделы прибыльной продукции по проекту «Сахалин‑2» с 25% до 75%).
За рассматриваемый период 2017-2019 гг. удельный вес сумм ввозных таможенных пошлин стал выше с 6,4% до 7,6%, этому причина – рост уровня средневзвешенной ставки тарифа на импорт в итоге уменьшения по плану уровня ставок (по причине исполнения обязательств ВТО).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 г. - №31. – Ст.3825.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ ( в ред. от 12.11.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
3. Ахмадов М.М., Омарова М.А., Разаков М.М. Роль фискальной политики как инструмента регулирования экономики // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей XXIV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.197-199.
4. Васюнина М.Л., Гриневич М.В. Управление межбюджетными отношениями в Российской Федерации // Муниципальная академия. – 2019. - №1. – С.80-85.
5. Гинзбург М.Ю. Налоги и налогообложение. Практикум для СПО: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2019. – 118с.
6. Гришанова А.М. Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы // Экономическая наука сегодня: теория и практика: Сборник материалов IX Междун. науч.-практ. конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. – С.130-133.
7. Девятова А.А., Лапина А.К., Хашир Б.О. Фискльная политика государства как инструмент государственного регулирования экономики // NovaInfo.Ru. – 2018. – Т. 2. - №86. – С.87-93.
8. Зиновьева Е.Г., Усманов А.И. Тенденции и особенности управления внешним государственным долгом России // Современная модель управления: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции. – Магнитогорск: МГТУ, 2019. – С.23-27.
9. Кущенко А.С. Экономические основы и принципы функционирования системы государственных закупок // Образование, наука и бизнес – индикаторы развития цифровой экономики: Сборник научных трудов по материалам Междун. науч.-практ. конференции. – М.: Аудитор, 2018. – С.293-296.
10. Могусев Д.Г. Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты. Дефицит государственного бюджета и государственный долг // Мировая наука. – 2019. - №4. – С.396-399.
11. Павлова Л.Н. Фискальная политика и устойчивый рост экономики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2016. - №51(650). - С.71-74.
12. Рыльская Е.Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и социум. – 2019. - №5. – С.1080-1086.
13. Санеева М.М., Биткина И.К. Фискальная политика как инструмент макроэкономической стабильности России // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: Сборник материалов XIX ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ. – Волгоград: ВГТУ, 2019. – С.85-86.
14. Семакова Д.Д. Государственные закупки (правовое обеспечение деятельности государственного заказчика) // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. - №11. – С.800-809.
15. Сильверстова Т.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 531с.
16. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс] / СП РФ. – 1998-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html.
17. Федеральный бюджет [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. – 1998-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/183/.