Фрагмент для ознакомления
2
Также довольно популярен подход, изложенный К. А. Грандоняном, представляющий гражданское общество как «справедливое демократическое экономически развитое общество, цель которого - оптимальное удовлетворе-ние позитивных интересов и потребностей человека достигается путём реали-зации потенциала свободной активной инициативной личности с по¬мощью различных инструментов» .
Данная тема также была освещена в работе Беловой О.В., которая рас-смотрела измнения в политической системе общества. Весь ход развития со-временного гражданского общества определен в ещё одной работе, автором которой является А.Ю. Иванова.
Отметим, что все исследователи гражданского общества, так или иначе, рассуждают о присущих ему признаках и характеристиках.
Так, Ю.В. Березутский дает характеристику гражданского общества через следующие признаки:
1) сами люди, их активность, реализуемая посредством гражданских инициатив;
2) совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, имеющая свою спе¬цифику и реализуемая посредством различных институтов и структур гражданского общества;
3) реальная возможность «...влиять на принятие управленческих решений, касающихся жизни граждан» .
Также интересным представляется то, что для функционирования гражданского общества во всей его полноте необходимо: отделение политики от экономики и от социальной сферы; невмешательство властьимущих в со-циальную жизнь; политический централизм и экономиче¬ский и социальный плюрализм.
Любопытно, что некоторые правоведы отмечают наряду с таким рас-пространенным при¬знаком гражданского общества, как институциональный характер, зависимость общества от государственной воли, что является чрез-вычайно дискуссионным моментом
Подводя итог, в отношении сущности и характеристик гражданского общества следует признать, что гражданское общество является исследова-тельским явлением, объ¬единяющим в себе противоположные подходы к его рассмотрению: от недостижимого идеала, до вполне четкой характеристики общества, наблюдаемого в конкретный исторический период развития.
Столь большой разброс возможностей для изучения формирует инте-рес у исследователей различных научных областей: философии, юриспру-денции, экономики, политологии, социологии.
Таким образом, единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов опре¬деление гражданского общества вряд ли возможно найти; во-вторых, сколь бы много ни было характеристик гражданского общества, в большинстве своем они сводятся к следующему: ос¬нова — активная лич-ность, которая на основе неукоснительного соблюдения всеми участника¬ми общественных отношений норм права реализует собственные и обществен-ные интересы посредством общественных институтов и структур.
§ 3. Особенности взаимодействия правового государства и гражданского общества
Большинство авторов сходятся во мнении, что существующий полити-ческий режим зависит от того, как между собой взаимодействуют граждан-ское общество и государство. Например, такой автор, как Зеленков М.Ю. утверждает, что если «государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство, тогда возникает демо-кратический режим». Похожей позиции придерживается и Шляхтун П.П., который говорит о том, что «от степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства». Другие авторы, Балашов А.И. и Рудаков Г.П., в своем учебнике подчеркивают, что «политической основой гражданского общества и правового государства является высокая степень развития демократии в стране» .
Таким образом, наличие демократии в стране подразумевает под собой сильное правовое государство и развитое гражданское общество. В этой свя-зи, с точки зрения не последнее значение имеет сущность политического ре-жима.
Сам по себе демократический режим предполагает полную подкон-трольность государственной власти воле народа конкретного государства.
Как известно демократический режим предполагает следующие черты:
- народ, его воля, права и законные интересы каждой личности обозначаются как высшая ценность для государства;
- равенство и свобода граждан;
- неприкосновенность частной собственности;
- свобода вероисповедания;
- верховенство закона;
- выборность органов государственной власти;
- принятие любых политических решений большинством голосов с учетом интересов меньшинства;
- соблюдение принципа разделения законодательной, исполнитель-ной и судебной власти;
- осуществление правосудия только судом на основе презумпции невиновности;
- существование политической оппозиции и плюрализма;
- развитое гражданское общество, когда граждане могут влиять на власть при помощи множества общественных организаций;
- развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и уполномоченных на решение местных проблем.
Таким образом, для реального достижения идей и принципов правово-го государства гражданское общество взаимодействует с политическим ре-жимом именно путем своего участия в этих направлениях деятельности. При этом государственная власть всеми силами поддерживает участие населения во всех этих вопросах.
Для наиболее полного взаимодействия гражданского общества и пра-вового государства все принципы демократического политического режима должны быть четко всесторонне регламентированы законодательством. Кроме того, законодательство должно действовать реально, а не быть фор-мальными юридическими нормами. Государственная власть должна быть гарантом исполнения закона, а гражданское общество должно иметь воз-можность реагировать на случаи неисполнения закона, указывая органам власти на их ошибки в применении правовых норм. По мнению большинства авторов, гражданское общество выступает в роли исполнителя системы про-тивовесов в целях недопущения всякого произвола со стороны правового государства.
Только при тесном сотрудничестве с институтами гражданского обще-ства может увеличиться эффективность осуществления функций государства.
Многие авторы считают, что уровень развития гражданского общества напрямую зависит от степени доступности и качества образования населения государства; от качества процесса социализации личности на каждом этапе становления. Также он зависит от развития общественных коммуникаций и инфраструктуры; от формирования высокой культуры населения; от регули-рования качества сведений, предлагаемых СМИ с точки зрения морали; от максимального обеспечения возможности общественности влиять на выдви-гаемые законодательными органами программы реформ и законопроекты. Немаловажным в этом списке является наличие и поддержание в государстве определенной национальной идеи, сохранение исторического и культурного наследия. Для правильного развития гражданского общества нужно обеспе-чивать повышение правосознания и привитие правовой культуры у людей не позднее, чем на этапах формирования личности (начиная со школы).
Обеспечивая постоянное развитие всех этих направлений, государство формирует наиболее высокоразвитое гражданское общество, отличающееся высоким уровнем правосознания и правовой культурой.
Из ряда теорий следует, что в наибольшей степени связь гражданского общества и государства проявляется через демократические права и свободы личности. В настоящее время изменения экономико-социального и политиче-ского уровня становления общества говорят об избрании института защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основной тенденции в фор-мировании демократического правового государства .
Исходя из характеристик демократического режима, наиболее важны-ми для взаимодействия общества и государства являются такие права как:
- избирательные права;
- право на создание партий;
- право на создание любых общественных организаций (в т.ч. по-литических, правозащитных, религиозных и иных);
- право законодательной инициативы (в т.ч. участие в обсуждении законопроектов и разработке политических программ);
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12дек. 1993 г// Российская газета от 25 декабря 1993.
Научная литература
2. Белова О.В. Массовые политические коммуникации как фактор становления и развития гражданского общества в современной России. дис. ... канд. политолог. наук: 23.00.02 / О.В.Белова. – Саратов 2007. –228 с.
3. Березутский Ю.В. Социальная активность граждан как фундамент развития граждан¬ского общества / Ю.В. Березутский // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – № 2 (79).– С. 109–117.
4. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосудар-ственной системе обеспечения национальной безопасности современной Рос-сии / А.М. Воронов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – № 1. – С. 33-41.
5. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России / З.Т. Голенкова // Социологические исследования. – 1997. – № 3. – С. 25–36.
6. Грандонян К.А. Современное гражданское общество: понятие и признаки / К.А. Грандонян // Информа¬ционная безопасность регионов. – 2010. – № 1 (6). – С. 15–18.
7. Дзыбова С.Г. К вопросу о понимании права человека в современ-ной теории государства и права / С.Г. Дзыбова, Е.А. Парасюк // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Религиоведение, фило-софия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – Вып. 1. – С. 175-179.
8. Дзыбова С.Г. Правовая система и гражданское общество: меха-низмы взаимовлияния / С.Г. Дзыбова, Е.А. Парасюк // Российская юстиция. – 2016. – № 6. – С. 2-5.
9. Дулич Л.М. Правовое государство в современной России / Л.М. дулич // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и высшего образования в современных условиях сборник научных статей по материа-лам международной научно-практической конференции: в 2 томах. – 2016. – С. 72-77.
10. Иванов. А.Ю. Особенности становления гражданского общества в современной России: Социально–философский анализ. дис. ... канд. фило-соф. наук: 09.00.11 / А.Ю. Иванов.– Красноярск 2002. – 153 с.
11. Кривошаева А.И. Основные проблемы становления правового государства в России / А.И. Кривошаева, В.Ю. Собянина // Сборник науч-ных трудов по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 137-140.
12. Сидоренко Г.И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / ГИ. Сидо-ренко // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 749–753.
13. Уваров А.А. Теоретико-правовые вопросы функционирования современного гражданского общества в России / А.А. Уваров // Российская юстиция. – 2016. – № 10. – С. 7-10.
14. Эпов А., Суковатов Г.В. Становление правового государства в России его особенности и проблемы / А. Эпов, Г.В. Суковатов // Материалы XII межвузовской студенческой научно-практической конференции. – 2016. – С. 135-139.