Фрагмент для ознакомления
2
сторон). Данный подход определяет объективные (внешние обстоятельства) и субъективные (индивидуально-личностные) факторы запуска конфликта. Важным является то, что конструктивный исход конфликтной ситуации определяется наличием достаточного уровня сформированности конфликтологической компетентности, которая включает ряд личных и профессиональных качеств – рациональность мышления, развитая конфликтоустойчивость и ярко развитая эмпатия, адекватный уровень притязаний. Таким образом, проведенный анализ по проблеме систематизации подходов к изучению конфликтологической компетентности педагогов позволяет выделить 2 основных взгляда на раскрытие природы изучаемого явления: структурно-функциональный и причинно-следственный. Конфликтологическая компетентность понимается как интегральное качество личности, определяющее готовность к конструктивному разрешению конфликта и обеспечивающую осознание своей ответственности за принимаемые решения в процессе разрешения профессиональных конфликтов.
Глава 2. Эмпирическое аспекты коррекция склонности к конфликтному поведению
2.1. Проблемы и пути решения социальных конфликтов в процессе взаимодействия с подростками
В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия.
В детском коллективе (младший школьный возраст) межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремлении к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).
В коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети, которые часто бывают одаренными. Учителя относят их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. В работе по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций учитель может ориентироваться на следующие типы трудных детей:
1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблемы;
3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;
4. Всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;
5. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
6. Невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Тип поведения учителя при взаимодействия с подростками в конфликте может быть авторитарным, демократическим или анархически – попустительствующим.
Практическое задание: давайте попробуем определить, какую позицию, или какой тип поведения предпочитаете вы, как учитель. Предлагаю ответить на такие вопросы:
1. Какие качества необходимо воспитывать в детях?
2. Какие качества в детях Вашего класса более всего Вас огорчают?
(воспитатели письменно отвечают на два поставленных вопроса, затем анализируются их ответы с типом поведения в конфликтной ситуации между детьми)
Попробуем ответить на этот вопрос с помощью рассмотрения ситуации наиболее распространенной
Почти в каждом классе есть свой забияка и хулиган. Для него верно только одно правило: правда - на стороне сильнейшего. Остальные дети вынуждены подчиняться его требованиям, кто не согласен - получит подзатыльник. С таким ребенком сложно договориться, он верит только в один аргумент: в кулак. Что поделаешь, так его воспитали родители, или так на него повлияла «плохая» компания. Конечно же, стоит избегать драк и применения силы, доказывать же что-либо хулигану бессмысленно.
Выход один: научить других детей защищаться и постараться оградить их от общения с забиякой. Если он один - он слаб. Если же другие дети его поддерживают, дружат с ним, то он чувствует себя королем. Пусть пострадавшие от его унижений дети объединятся и создадут «оппозиционную» группу.
Если у драчуна есть постоянная жертва оскорблений, они часто ругаются и дерутся между собой, то тут можно поступить иначе. Стоит попробовать сдружить их. Например, посадить за одну парту или назначить в напарники по какой-нибудь работе. Пусть научатся сотрудничать - такой опыт очень пригодится им в дальнейшей жизни. Бывали даже случаи, когда после нескольких месяцев такой «операции» ребята стали настоящими друзьями.
Что же делать, если жертвой унижений стал тихий и необщительный ребенок.
Если постоянно защищать его от малейшей неприятности, то можно впасть в другую крайность: он никогда не научиться защищаться. В идеале ребенок должен сам решать свои проблемы.
«Главный итог от пребывания ребенка в коллективе, чтобы он ушел от внешнего контроля со стороны взрослых, чтобы он сформировал внутренний самоконтроль», - объясняет доктор педагогических наук, главный научный ученик НИИ семьи и воспитания Виктор Голованов.
Общими рекомендациями, благоприятствующими в работе с подростком могут быть следующие:
• Создание атмосферы взаимного доверия и уважения к личности каждого подростка, независимо от его культурного или какого-либо другого статуса.
• Необходимо помнить, что подростку с положительной самооценкой легче контролировать свое поведение, поэтому его необходимо поддерживать (хвалить за успехи и проч.).
• Развитие чувства самоуважения, при этом необходимо учить, как соотносить свои и чужие желания и можно ли одновременно удовлетворить все желания (учить подростка отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний);
• Разговоры о чуткости - что значит, дружба и как подростки могут считаться с интересами людей, которые им не нравятся;
• учить умению видеть правомерность не только своей, но и другой позиции, то есть самокритичности.
1. Уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий
2. Сглаживание, приспособление противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя
3. Компромисс – взаимные уступки обоих сторон
4. Эскалация (увеличение, рост) напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых)
5. Силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия
Практическое задание: Упражнение «Праздничный пирог»
Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
(психологом зачитываются варианты поведения, они записывают свой ответ, затем идет анализ и определение стратегии поведения)
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст]: Учебник для вузов. ЮНИТИ, 2012. С. 25
2. Батиев, Л. В. Закон и справедливость в философии Платона /Л . В. Батиев. // Правоведение. - 2005. - № 5. - С. 164 - 174 223
3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283226604/Bochaver_Hlomov_10-03pp149-159.pdf (дата обращения: 16.04.2020).
4. Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. 2020. № 5. С. 139–150.
5. Быковская Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образовани18. 2019. № 1. С. 221–229.
6. Вохменцева Н.В. Философия конфликта: Метод. указания по дисциплине "Деловое общение" (к разделу "Конфликты и способы их преодоления") / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. − Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 20 с.
7. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Серия: Философское наследие / редакция и вступит. статья В.В.Соколова. - М.: Изд-во «Мысль»,1964. – Т.2. - 752 с.
8. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
9. Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. - М.: Изд-во «Гардарика», 2000. – 320 с. - ISBN 5-8297-0044-1
10. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. - № 6 (Т. 1). - С. 119-123.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2009. – 624 с.
12. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский / Л.: Издво «Эго»,1991. – Т.2. – 1028 с. - ISBN 5-7042-0437-6
13. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life – 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal. 2015. с. 1073 – 1079.
14. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. – 144 с.
15. Игебаева Ф.А. Межличностный конфликт в организации и его последствия. // Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 249 – 252.
16. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии / Ф.А.Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. – 128с.
17. Игебаева Ф.А. Руководитель и его роль в предупреждении конфликтов в организациях // Развитие современного общества России в условиях новой экономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2012. – С. 39 – 42.
18. Игебаева Ф.А. Социальные конфликты и способы их решения. Социальноэкономическое развитие общества: система образования и экономика знаний. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2007. – С.33 – 35.
19. Кирсанов А.И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 32–41. doi:10.17759/langt.2019060405
20. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л.Г. Ионина. - Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. - 295 с.
21. Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2018. № 3 (73). С. 97–119.
22. Лидская Э.В., Мдивани М.О., Панов В.И. Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 62–71. doi:10.17759/exppsy.2019120405
23. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН. Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., допол. - М.: Азбуковик, 1999. - 944 с. - ISBN 5-902638-10-0
24. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Пер. с древне-греч.; Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи. - М.: Изд-во «Мысль», 1990–1994. – Т.3. – 830 с.
25. Попаденко Е.В. Альтернативные средства разрешения уголовно-правовых конфликтов: российский и зарубежный опыт: автореф. дисс… канд.юрид. наук. – Краснодар,2008. – 28 с