Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день каждый четвертый человек нашей планеты покидает привычные места обитания и отправляется в путешествие. Однако это не просто путешествия, а деловая поездка.
Это довольно новое явление для экономики нашей страны. Большое значение деловому туризму начали уделять именно в конце прошлого столетия. А в 90-х гг. он вообще стал самой высокодоходной отраслью всей туристской индустрии.
Актуальность данной работы заключается в том, деловой туризм в последние годы набирает все большую популярность и актуальность, обуславливая необходимость комплексного исследования и анализа его развития.
Цель: провести анализ развития делового туризма в городе Санкт – Петербург, разработать тур.
Задачи заключаются в следующем:
1. Изучить понятия делового туризма;
2. Рассмотреть территориальный аспект развития делового туризма;
3. Изучить особенности развития делового туризма в городе Санкт-Петербург;
4. Разработать туристское предложение.
Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей международного туристского обмена.
К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также с целью проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и наладки оборудования.
К числу туристов относят водителей, которые перевозят товары по странам, агенты, руководители туристских организаций, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды.
Деловой туризм представляет собой комплекс мероприятий, включающих не только организацию деловых поездок сотрудников компании, но также организацию и проведение выставок, семинаров, конференций и оказание сопутствующих услуг.
Любопытно, что в английском языке, который является международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин tourism в сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное понятие — business travel.
Деловой туризм в международной практике часто обозначается английской аббревиатурой MICE, точно отражающий структуру этого вида туризма (М —Meetings; «встречи», I — Incentives, «поощрительные поездки»; С — Congresses, «конгрессы» или Conferences, «конференции»; Е — Exibitions, «выставки» или Events, «события»).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
1.1 Сущность делового туризма: понятия и общая характеристика
Под деловым туризмом понимаются поездки, в течение которых туристы (или люди) отправляются в другие города в деловых целях. Всеобщая интеграция, набирающая все большее значение в последнее время, позволяет перенаправить целевые ориентиры зарубежных поездок в интересах компании, в которой работает человек, повышается интерес проведению переговоров, стремлению найти новые каналы сбыта своей продукции.
Можно предположить, что деловой туризм довольно быстро развивающееся направление туристкой индустрии. Конечно, стремление сочетать деловые поездки и желание посетить культурные объекты в другом городе существовало очень давно и много лет. Однако только в конце прошлого века идеи такого сочетания вышли на уровень нового, наиболее востребованного делового туризма.
Наряду с понятием "деловой туризм" часто можно встретить такую аббревиатуру как MICE, точно ображающую структуру делового туризма и расшифровывается как: "Meetings; Incentives; Conferences; Exibitions - Встречи; Стимулы; Конференции; Выставки".
В основе MICE-поездки лежит большое количество встреч и мероприятий, которые планируются заранее. В программу тура обязательно включают культурную и экскурсионную программу.
«Следует отметить, что в последние годы стремительно развиваются и приобретают всё новые разновидности все вышеупомянутые виды деловых поездок. Так, инсентив-туризм характеризуется появлением большого количества разнообразных бизнес-тренингов, которые проводятся в разных странах и направлены на профессиональную рекреацию и раскрытие индивидуальных деловых качеств и способностей. Тот же инсентив-туризм среди новинок предлагает принципиально новые релаксационные методики отдыха, направленные на быстрое и эффективное восстановление сил, израсходованных в процессе трудовой деятельности»[4, c.12-13].
В последние годы значительно расширились страны, в которые едут в деловых целях. Чаще всего едут в Индию, Таиланд, Хорватию, Чехию, Тунис. Неизменным лидером по – прежнему остается Германия. Все важные переговоры, обмен опытом, знаниями, последними достижениями науки и техники осуществляются только в бизнес - туризме.
К числу организаторов деловых поездок относятся крупнейшие туристические фирмы, имеющие многолетний опыт по разработке, реализации и продвижении туров.
Глобализационные процессы, протекающие в мировой экономике, смогли превратить деловой туризм не только в одну из наиболее перспективных отраслей, но и позволили признать деловой туризм экономическим феноменом прошлого века.
По многочисленным экспертным заключениям, доля делового туризма будет расти. Только к 2020 году ожидается значительное увеличение деловых поездок вплоть до 1,6 млрд., что дополнительно сможет обеспечить порядка ста тысяч новых рабочих мест.
1.2 Деловой туризм – феномен индустрии туризма
Современный деловой туризм слишком многосторонен. В структуре делового туризма порядка 73% занимают корпоративные поездки, в рамках которых туристы могут принимать участие в различных мероприятиях, проводимые различными корпорациями. В структуру делового туризма также входят и инсентив-туры, главная цель которых – замотивировать сотрудников, которые занимаются продвижением товаров.
Поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций, составляют около 16% рынка делового туризма.
Стоит отметить, что инсентив – туризм выделяю как отдельная часть туризма пользуясь которым чаще всего работодатели стимулируют и поощряют своих сотрудников. Его также часто используют с целью повышения производительности труда в компаниях.
Существует некоторый ряд причин, по которым очень сложно на самом деле подробно рассматривать особенности развития делового туризма. Вот некоторые из них:
Прежде всего, такие туристы не указывают цели визита, они, как правило, не выделяются в отдельную группу. Также хотелось бы отметить то, что большинство компаний тщательно скрывают эти статьи расходов. Еще один важный момент это то, что расходы на такие инсентив-поездки объединяют с расходными статьями и за счет этого трудно оценить доли расходов.
Среди компаний лидируют фармация, информационные технологии, финансовые, парфюмерные компании. Как правила в путешествия отправляются высшие должностные лица компаний. А некоторые и вовсе привлекают своих дилеров.
«Для организации инсентив-туров для своих сотрудников компании пользуются услугами специалистов в этой области (например, в Великобритании 53% организаторов имеют штат менее 20 человек, а 19% - более 100 человек). Роль таких специалистов более широка, чем коллег из обыкновенных туристских агентств. Они подключаются на ранних этапах процесса награждения и тесно работают с клиентом (компанией) при решении вопросов повышения производительности труда, проблем мотивации и других маркетинговых вопросов с помощью награждения путешествиями»[5, с. 65].
«Сотрудничество обычно начинается с анализа дел у своих клиентов и определения вида вознаграждения, а также изучения устремлений представленных к награде работников. После выполнения этих функций специалисты проводят внутреннюю рекламу программы продвижения, мониторинг деятельности работников и выявляют победителей. Организация и проведение путешествия для победителей являются заключительным этапом их работы. Эти компании тесно сотрудничают с местными операторами, как и компании по проведению встреч. Так, местные операторы организуют многие практические мероприятия, т. е. трансферт из аэропорта до отеля, проведение экскурсий, банкетов и др., однако расходы на эти мероприятия составляют малую часть оборота организаторов инсентив-путешествий»[1, с. 45].