Фрагмент для ознакомления
2
указанных задач в высших учебных заведениях страны следует ввести обязательный курс основ российского права, пересмотрев федеральные государственные образовательные стандарты по всем неюридическим специальностям. Далее рассмотрим значимость юридической науки для законности и правопорядка.
2.2. Соотншение правопорядка и общественного порядка
Несмотря на некоторую дискуссионность вопроса о понятии правопорядка, в большинстве случаев современные исследователи склоняются к тому, что он не сводится к простой совокупности действующих в обществе правовых норм, то есть это не просто объективное право. В силу того что речь идет именно о порядке, основанном на праве, согласимся с выводом о том, что нормы в их осуществлении вместе с конкретными правами и обязанностями, с сетью правоотношений и составляют правопорядок. Близкие по смыслу определения правопорядка можно встретить в различных юридических источниках. Так, в частности, в Большом юридическом словаре правопорядок определен как основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. При этом авторами отмечено, что как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, исполнения юридических обязанностей всеми гражданами и организациями. В контексте рассмотрения вопроса о связи правопорядка с правовыми нормами следует упомянуть и согласиться с Л.С. Явичем, который утверждал, что как самостоятельное юридическое явление правопорядок мог сложиться лишь с появлением объективного права в форме хорошо развитого законодательства, представленного целым рядом отраслей.
По сути, об этом писали и другие авторы. Так, Н.Г. Александров писал, что, говоря о правопорядке, следует иметь в виду не элементарную сумму правоотношений, а такую их совокупность, при которой гарантируется возможность осуществления субъективных прав и обеспечивается строгое исполнение юридических обязанностей и которая устанавливается в результате требований правовых норм. Данный ученый понимал под правопорядком такой порядок в волевых общественных отношениях, регулируемых правовыми нормами, который устанавливается посредством обеспечения точного выполнения юридических обязанностей участниками правоотношений и в реально гарантированном осуществлении их субъективных прав.
Эти же свойства правопорядка выделял С.С. Алексеев, понимавший под ним состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное практическое осуществление требований законности.
В.М. Корельский и В.Д. Перевалов определяют правопорядок как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Таким образом, следует согласиться с получившим наибольшую поддержку в науке теории государства и права подходом к рассмотрению правопорядка как организации общественной жизни на основе права и принципа законности, а также как состояния упорядочения общественных отношений правовыми нормами.
Весьма ценным представляется и выработанное в современной науке теории государства и права понимание правопорядка как поликонтекстуальной категории, обозначающей одновременно и фактическое состояние упорядоченности общественных отношений нормами права, и некоторую идеальную модель их упорядоченности, то есть тот результат, к которому стремится государство, регулируя правовыми нормами общественные отношения. Такой подход актуализирует проблему достижения соответствия фактически сложившегося правопорядка тому результату, к которому стремится государство посредством принятия правовых норм и претворения их в массовое (правомерное) поведение субъектов.
В контексте выявления сути и нормативной основы внутреннего трудового распорядка как части правопорядка также заслуживает внимания и аспект соотношения понятий "правопорядок" и "общественный порядок". Ученые в области теории государства и права справедливо утверждают, что правопорядок есть часть общественного порядка, "но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права". Подробно об этом пишет Л.И. Спиридонов, который отмечает, что правопорядок есть результат реализации юридических норм проведения в жизнь принципа законности, а также что правопорядок - это общественный порядок, закрепленный юридическими нормами. При этом Л.И. Спиридонов отмечает, что понятие правопорядка уже понятия общественного порядка, так как "право закрепляет лишь общественные отношения, которые способствуют функционированию общества как целого. Правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности".
Таким образом, если общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении членами общества всех социальных норм, то правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении субъектами права исключительно правовых норм. Из этого следует, что поддержание общественного порядка осуществляется с помощью всех социальных норм, а правопорядок, в силу того что он складывается только на основе правовых норм, охраняется только специальными государственно-правовыми мерами. При этом особо следует подчеркнуть теоретическую и практическую ценность современных исследований, посвященных изучению влияния общественного порядка на правовое регулирование и его результат.
В юридической литературе сформулированы и иные различия между общественным порядком и правопорядком. Так, отмечается, что они:
1) не совпадают по своему происхождению (общественный порядок возникает вместе со становлением общества, а правопорядок - с возникновением права);
2) по-разному обеспечиваются (правопорядок обеспечивается особым аппаратом государственного принуждения, а общественный порядок - общественным мнением, негосударственными средствами воздействия);
3) при их нарушении возникают разные последствия (при нарушении правопорядка применяются юридические санкции, а при нарушении общественного порядка - более широкий спектр мер воздействия, в том числе морального характера);
4) общественный порядок по объему, содержанию, элементному составу шире правопорядка.
Все эти вопросы имеют и практическое значение. Так, можно привести в пример обеспечение конституционного правопорядка, что является одной из важнейших составляющих деятельности уполномоченных государственных органов. В свою очередь, конституционный правопорядок призван гарантировать конституционную законность и спокойствие в обществе и государстве. Участие в обеспечении конституционного правопорядка институтов гражданского общества - негосударственных субъектов позволяет повысить эффективность этой деятельности.
Актуальность взаимодействия органов полиции и общественных объединений обусловлена тем, что через это взаимодействие осуществляется "внутреннее управление элементами государственно-общественной системы, определяется роль общественных организаций в этой системе обеспечения общественного порядка и их влияние на эффективность деятельности всей государственно-общественной системы обеспечения общественного порядка". С точки зрения организационных типов взаимодействия государственных органов с общественными организациями основными государственными субъектами по обеспечению общественного порядка на федеральном, региональном, местном уровне являются центральные и территориальные подразделения федерального органа - Министерства внутренних дел РФ.
Многочисленные примеры создания в отдельных субъектах Российской Федерации на добровольной основе объединений граждан с целью обеспечения общественного порядка в местах их проживания свидетельствуют о пробуждающемся гражданском правосознании населения, стремлении граждан организовать систему общественного контроля за правоохранительной деятельностью государства, проявлении их самостоятельности и желания обеспечить дополнительные гарантии
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Заключена 18.12.1979. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII.- М., 1983. С. 26 - 36.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
8. Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» Российская газета», N 65, 27.03.2013.
9. Адмиралова И.А. Реализация полицией административно-правовых средств обеспечения прав и свобод граждан. М., 2016. С. 5.
10. Ашиткова Т.В., Бессарабов В.Г. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. N 3.
11. Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в Российской Федерации: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 2017. С. 4.
12. Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
13. Грищенко А.Н. К вопросу об охране и защите прав и свобод граждан в деятельности полиции // Современное право. 2017. N 8. С. 31.
14. Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной функции // История государства и права. 2012. N 14. С. 33.
15. Зорькин В. Сон права рождает произвол // Российская газета. 2017.06.06.
16. Кононов А.М. О некоторых актуальных задачах совершенствования административно-правового регулирования сферы охраны общественного порядка в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 24.
17. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017.
18. Пивоваров А.С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 52 - 54.
19. Потапенкова И.В. Административно-правовой статус подразделений и служб полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. М., 2014. С. 25.
20. Рябцев В.П., Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции // Российская юстиция. 2016. N 10. С. 6.
21. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 623 с.
22. Шибина А.В. Некоторые проблемы обеспечения законности в сфере здравоохранения, связанные с реализацией репродуктивных прав // Медицинское право. 2015. N 6. С. 40.
23. Чистобородов И.Г. Органы внутренних дел как субъект административно-правового обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: Монография. М., 2014. С. 147 – 148.