Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что у детей данной категории возраста, игра – это ведущий вид деятельности. Даже при обучении в начальной школе, когда статус ребёнка сменяется с дошкольника на учащегося, учителя пользуются игрой в обучающих целях. На сегодняшний день разработано огромное количество дидактических игр для использования по разным учебным дисциплинам, если мы говорим про школу, а также и для воспитанников детских садов для формирования каких- либо умений, навыков или качеств.
Актуальность обозначенной проблемы связана с тем, что дидактическая игра даёт свои результаты, формируя у детей положительную мотивацию, познавательный интерес, что в целом способствует всесторонне развитой личности. Вопросы, рассмотренные в исследовании, являются актуальными, несмотря на то, что изучают её давно и в массово, поскольку мы можем констатировать положительные возможности и положительную динамику в развитии детей
В современном мире вопросы и проблемы спортивного развития и здорового образа жизни начинают занимать первые позиции.
В основе целевого компонента ФГОС дошкольного образования лежит формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности. Экологическое образование имеет большое значение в реализации данной проблемы. Ведущей целью спортивного развития является формирование начальной спортивной культуры, а именно положительного отношения ребенка к себе, к спорту и окружающим людям [21, с.35].
В связи с этим данная работа приобретает особую актуальность в теоретической области, так как до сих пор продолжаются научные поиски и исследования специалистов в области спортивного образования и воспитания. У философов, педагогов, психологов, (Алексеев С.В., Глазачев С.Н., Зверев И.Д., Мамедов Н.М., Михачев Б.Т., Моисеев Н.Н., Суравегина И.Т., Тарасов Л.В., Урсов А.Д. и другие) сложилось видение этого явления как начального этапа развития личности дошкольника. Полагаясь на деятельностный подход, в структуре спортивного развития дошкольника выделяются компоненты: спортивные умения и знания, ценностные ориентации, спортивное мышление, интерес к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст – сензитивный этап в развитии спортивной культуры личности. На данном этапе жизни ребёнок учится выделять себя из окружающего мира, у него развивается эмоционально-ценностная связь, формируются основы нравственных позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка со сверстниками. Благодаря вышеупомянутым изменениям и развитию дошкольника, происходит формирование спортивных знаний и представлений, норм и правил взаимодействия со сверстниками, воспитания чувства сопереживания и соперничества, активность.
Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.
Особое внимание ученых и практиков обращено к игре и данному виду деятельности, когда происходили активные преобразования и изменения в дошкольной педагогике, осуществлялся поиск путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с обучаемыми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и дитя. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре, это показали, что исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б) [29, с.45].
Данное исследование приобретает также актуальность в рамках практического подхода.
Возможности игры уникальны. Она позволяет ребенку проявлять себя с различных сторон, отражая и проецируя взаимоотношений окружающих, уточняют, расширяют и закрепляют свои знания об окружающем мире, учатся уважительному отношению, любви и беречь природу. Поэтому как средство познания ребенком действительности выступает игра.
Чтобы повысить обучающий эффект образования, педагоги- практики разработали принципы, содержание и методы спортивного воспитания дошкольников, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой[18, с.98].
Объект исследования – процесс спортивного воспитания дошкольников.
Предмет исследования – комплекс дидактических игр как средство спортивного развития детей дошкольного возраста.
Цель работы - теоретически обосновать комплекс дидактических игр как средство спортивного воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды ученых указанную проблему в литературе;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста.
3. Изучить дидактическую игру как метод спортивного воспитания детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс дидактических игр для спортивного развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
Практическая значимость работы состоит в том, что практическая разработка ( в виде комплекса дидактических спортивных игр) , может быть использована в воспитательном процессе в ДОУ, как воспитателями, так и преподавателями спортивных дисциплин.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
1.1.Взгляды ученых на проблему в научной литературе
Игра является у дошкольника, средством познания окружающей действительности. Понимание игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дошкольники отражают в игре различные стороны жизни, принимают различные социальные роли на себя, неявно изучают особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра - это сложное психологическое явление утверждал Эльконин Д.Б., оно дает эффект общего психического развития. Ушинского К. Д. считал, что в процессе игры ребенок «живёт», а эти следы имеют отражения в действительности. Игра учит ребенка соблюдать и подчиняться правилам, выстраивать свое взаимодействие с окружающими, развивает в ребенке личные качества, умственные способности, что особенно важно для становления ребёнка как школьника. Игра для ребенка - это серьезное занятие[21, с.35].
Эльконин Д. Б. обозначал значимость игры и считал, что – это сложное психологическое явление, оно дает эффект общего психического развития. По мнению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы такого проживания остаются глубже, чем следы действительной жизни. В игре ребёнок учится подчиняться правилам, что перекладывается на его поведение в обществе, в ней он учится правилам и нормам общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивает свои способности, интерессы, формируются мотивы, а также он учится строить свои отношения с природой. Игра – это серьезное занятие для ребенка.
Многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (В.А. Артемов, И.Е. Берлянд, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская и др.).
Проблема развития интереса у детей к занятиям физической культурой рассматривалась в работах следующих исследователей: Л. Н Волошиной, Н. Н. Кожуховой, Л. И. Лубышевой, Т. Л. Ощепковой, Н. К. Смирнова и др. Авторы отмечают наличие противоречия между востребованностью новых средств развития интереса детей к физической культуре и отсутствием их обоснования в современной теории и практике физического развития дошкольников.
Значение физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич, Л. Д. Глазырина, Виноградов П. А., Волошина Л. Н. и др.).
Интерес следует рассматривать как ценное свойство личности, содействующее ее творческой активности, целостному развитию, самодвижению.
Последнему, как известно, придавал большое значение П. Лесгафт. Он писал: «Если ребѐнок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно какой смысл, имеют его отдельные приемы, то действовать он будет механически – он не сумеет применить данный метод к частному случаю».
Ведущей в системе интересов является интерес к двигательной активности. Например, исследования М. П. Голощекиной и Л. Д. Глазыриной показали, что для умственного развития детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре необходимо формировать устойчивый интерес к двигательной деятельности, вызвать чувство радостного ожидания.
Авторы рассматривают интерес как важнейший фактор успешного обучения детей дошкольного возраста, который способствует тому, что учебно-воспитательный процесс становится более легким и плодотворным.
вания и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Бабаева, Т. И. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и [др.] – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 2009. – 190 с.
4. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 2010.
5. Грядкина, Т. С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство» [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. С. Грядкина; науч. ред.: Гогоберидзе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. - 160 с.
6. Дворкина, Н. И. Физическое воспитание детей 5–6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств [Текст] : методическое пособие / Н. Н. Дворкина, Л. И. Лубышева. - М. : Советский спорт, 2007. – 80 с.
7. Дмитрусева, Г. Три часа положительных эмоций [Текст] / Г. Дмитрусева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 23-27.
8. Желобкович, Е.Ф. Физическая культура для малышей [Текст] : кн. для воспитателя детского сада, 2-е изд. / Е. Ф. Желобкович. – М. : «Просвещение», 2010. - 224 с.
9. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков. - М. : И Ц «Академия», 2002. - 160 с.
10. Запорожец, A. B. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. Развитие произвольных движений [Текст] / A. B. Запорожец. - М. : Педагогика, 2008. - 296 с., ил.
11. Кособуцкая, Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников [Текст] / Г. В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. – С. 39 -41.
12. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова. - М. : Изд-во «Академия», 2008. – 352 с.
13. Курчанова, Е. И. Инновационные подходы к организации физической культуры детей на основе вальдорфских игр подвижного характера [Текст] / Е. И. Курчанова, С. В. Ефимова, Н. Е Игнатенков [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 2. – С. 83-88.
14. Лях, В. И. Двигательные способности [Текст] / В. И. Лях. // Физическая культура в школе. – 1996. - №2. – С. 23-27.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.
16. Организация двигательной деятельности детей в детском саду [Текст] : под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 176 с., ил.
17. Поляков, С. Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников [Текст] : Методическое пособие / С. Д. Поляков, С. В. Хрущев. – М., 2006. – 112 с.
18. Рунова, М. А. Особенности организации занятий по физической культуре [Текст] / М. А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С. 42-52.; №10. – С. 56-63.
19. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5- 7 лет [Текст] / М .А. Рунова. - М. : Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.
20. Сагайдачная, Е. А. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. А. Сагайдачная, Т. Л. Богина, Т. С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №3. - С. 16-28.
21. Семенова, Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С.9-11.
22. Соколова, Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников [Текст] / Л, А. Соколова. – Изд. Спб. : ООО «Издательство
«Детство - Пресс», 2015. – 80 с.
23. Соколова, Л. А. Детские олимпийские игры: занятия с детьми 2-7 лет [Текст] / Л. А. Соколова. - Волгоград Учитель, 2015. – 78 с.
24. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О. А. Соломенникова. – М. : – 2007. – 210 с.
25. Туревский, И. М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей (структура, онтогенез, тренировка) [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / И.М. Туревский – 2006. – 22 с.
26. Утробина, К. К. Подвижные игры для детей 5-7 лет [Текст] / К. К. Утробина. – М. : изд-во Гном, 2015. – 152 с.
27. Фарфель, B. C. Курс физиологии человека [Текст] / В. С. Фарфель. М. : Физкультура и спорт, 2004. - 368 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : Приказы и письма Минобр-науки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
29. Филиппова, С. О. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст] / О. С. Филиппова, Г. Н. Пономарева. СПб. : 2004. - 386 с.
30. Хайрутдинова, Ф. Ф. Подвижные игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения 09.09.2017).
31. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[Текст] : учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. / Д. В. Хухлаева.
- М. : Просвещение, 1984. - 208 с., ил.
32. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Шебеко. – М. : Издательский центр «Высшшая школа», 2010. - 288 с.
33. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М.: Академия, 2009. - 176 с.