Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы курсовой работы «Применение таможенных платежей в Российской Федерации как фактор развития отраслей экономики» обусловлен ее актуальность, поскольку в современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет важную роль в торгово-политическом механизме, так как оно применяется для защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому для проведения Россией эффективной политики необходим эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования. Таможенно-тарифная политика России должна подстраиваться под изменяющиеся внешние и внутренние условия, приобретая при этом более гибкий характер и приспосабливаясь к современной экономической ситуации. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентости.
Целью курсовой работы является анализ таможенных платежей в Российской Федерации в качестве фактора развития отраслей экономики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить сущность и виды таможенных платежей;
2. проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую использование таможенных платежей;
3. охарактеризовать признаки таможенных платежей;
4. провести анализ влияния изменений таможенно-тарифного регулирования России после вступления в ВТО на экономику страны;
5. выявить направления таможенно-тарифной политики на современном этапе;
6. проанализировать проблемы и перспективы развития применения таможенных платежей в Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является взаимосвязь налоговых платежей и уровня развития отраслей экономики.
Предметом курсовой работы являются налоговые платежи.
Данная работа состоит из трех глав. Первая глава представляет собой теоретическую составляющую. В ней рассматривается сущность, виды признаки налоговых платежей, а также правовой аспект данного вопроса. Вторая глава – это анализ влияния изменений таможенно-тарифного регулирования России после вступления в ВТО на экономику страны. В третьей главе рассматриваются проблемы и пути решения вопросов, касающихся применения таможенных платежей в Российской Федерации.
Далее перейдем к изучению теоретической составляющей данной работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1 Изучение сущности и видов таможенных платежей
В настоящее время государственный бюджет любой страны основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
«Таможенные платежи – это таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, пени и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации» [5,с. 47]. Таким образом, таможенные платежи взимаются со всех лиц, пересекающих таможенную границу в соответствии с таможенной процедурой. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант [2].
Существуют следующие виды таможенных платежей:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
5) таможенные сборы.
Классификация таможенных платежей представляет следующую структуру:
– таможенные пошлины (ввозная, вывозная, компенсационная, антидемпинговая, специальная);
– налоги (налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе, акциз, взимаемый при ввозе);
– таможенные сборы (таможенные сборы за таможенные операции, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение).
В таблице 1 представлена характеристика таможенных платежей по их видам.
Целесообразно рассмотреть каждый из видов таможенных платежей более подробно. Таможенные пошлины по характеру внешнеторговых операций делятся на импортные и экспортные. Самый большой перечень товаров облагается ввозными таможенными пошлинами. Они оплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа. Вывозные таможенные пошлины взимаются в основном с товаров, классифицируемых как сырье, таких как древесина и изделия из нее, древесный уголь, сырая нефть, нефтепродукты, неденатурированный этиловый спирт и др.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза, могут временно применяться специальные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах:
1) специальный сбор;
2) антидемпинговая пошлина;
3) компенсационный взнос.
Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин [1]. Правовые основы применения таможенных пошлин закреплены в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе". Порядок уплаты таможенных пошлин устанавливается Таможенным кодексом Таможенного союза. С 1 января 2018 года - Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Налог на добавленную стоимость - это форма вычета в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства и определяемой как разница между себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных к издержкам производства и обращения. Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, поскольку его бремя ложится не на производителя, а на конечных потребителей продукта. Налог на добавленную стоимость взимается с товаров при их ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Обязанность по взиманию налога на добавленную стоимость при ввозе товаров возлагается на таможенные органы. Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации [3].
Акцизный налог-косвенный налог, применяемый к товарам высокого спроса, включенный в цену товара и уплаченный покупателем на таможне
оформление ввоза товаров в Российскую Федерацию [3]. Акцизный налог взимается таможенными органами на подакцизные товары, перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации. Государство использует акцизы не только для формирования доходов бюджета, но и для регулирования спроса и предложения на определенные товары и услуги.
Правовое регулирование порядка применения акцизов и налога на добавленную стоимость осуществляется таможенным кодексом Таможенного союза и внутренним законодательством Российской Федерации. Что касается таможенного сбора, то это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенными операциями, хранением или сопровождением товаров.
Соответственно, можно выделить следующие виды таможенных пошлин:
1) таможенные сборы за таможенные операции-уплачиваются при декларировании товаров или совершении иных таможенных операций;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение-уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
3) таможенные сборы за хранение – уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Таможенные пошлины исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин самостоятельно, а также таможенными органами при предъявлении требований об уплате таможенных пошлин. Суммы, подлежащие уплате таможенных пошлин, исчисляются в валюте Российской Федерации-российских рублях.
Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации, ограничиваются примерной стоимостью услуг таможенных органов и не могут превышать ста тысяч рублей [4]. При подаче декларации в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от установленных ставок таможенных сборов за таможенные операции.
Вывозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, а также таможенные сборы подлежат перечислению в федеральный бюджет. Систематизируем вышеизложенную информацию и оформим в виде рисунка.