Фрагмент для ознакомления
2
приобретает содержание государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.
Несмотря на то, что безработица относится к категории неизбежных явлений в условия рынка, не поддающихся устранению из экономической и социальной жизни, попытка ее устранения ведет негативным последствиям экономического развития общества.
Безработица молодежи - особенно сложная часть вышеуказанной проблемы, последствия которой отражаются на демографической и социально-экономической ситуации в стране.
В условиях возобновления неопределенностей по поводу темпов глобального экономического роста, безработица среди молодежи снова находится на подъеме. Молодежная безработица – одна из главных проблем европейского региона и большинства развивающихся стран. Постсоветские страны, к сожалению, не исключение. В трех из них – Армении, Грузии и Украине – уровень безработицы среди молодежи вполне сопоставим с африканскими и латиноамериканскими странами.
При этом истинные масштабы молодежных проблем на рынке труда гораздо больше, так как ту работу, которую население все-таки удается найти, едва ли можно назвать достойной. Трудоспособная часть населения России сталкивается с нарушением своих прав, соглашаются на неполную занятость и готовы трудиться в неформальном секторе. Экономический кризис еще больше усугубил ситуацию.
Глобальный экономический рост в 2016 году, по данным МВФ, составил 3,1%, что на 0,5 п.п. ниже показателя, прогнозированного в конце 2015 года. Поскольку рост мировой экономики ускорился в четвертом квартале 2016 года и ожидается, что эта динамика будет сохраняться, то сейчас МВФ прогнозирует повышение мирового роста до 3,6% в 2018 году .
Особенно ярко выражена проблема в сфере занятости молодежи. В настоящее время положение молодежи на рынке труда весьма неустойчиво, молодым людям трудно найти рабочее место в силу специфики социально-психических характеристик, отсутствия опыта работы и необходимых для нее навыков, переоцененности своих возможностей и достоинств, а также других причин. Кроме того, молодые люди 15-29 лет составляют около 35% трудоспособного населения. Именно поэтому проблема молодежной безработицы является актуальной в современном мире.
Очевидно, что молодежная безработица – социально-экономическое явление, при котором лица в возрасте 15-29 лет ищут работу и готовы приступить к ней, но не могут реализовать свое право на труд, тем самым лишаясь возможности располагать основными средствами существования. Данный вид маргинальной безработицы – это своеобразный индикатор социального положения молодежи, показывающий ее конкурентоспособность и то, насколько она адаптирована на рынке труда.
В современном российском обществе безработица среди молодых людей также является одной из национальных проблем. В первую очередь это связано с тем, что молодежь – это будущее общества, а ее трудовая деятельность является средством социального обеспечения различных категорий населения.
По данным статистики молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23 % (в январе 2015 г.), в том числе в возрасте 16–20 лет — 28,2 %, 20–24 лет — 14,0 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 16–20 лет (28,2 %) и 20–24 лет (14 %). В среднем уровень безработицы среди молодежи в возрасте 16–24 лет в январе 2015 г. составил 15,1 %, в январе 2016 г – 28,4% .
Скрытая безработица среди молодежи не дает реальной картины молодежной безработицы. Как утверждают специалисты, молодые люди отдают предпочтение самостоятельному поиску работы, прибегая к помощи знакомых, СМИ, обращаясь в кадровые агентства. В центры занятости молодежь обращается крайне редко.
При анализе безработицы молодежи следует учитывать разные категории молодежи, что характеризует особенности их трудоустройства.
Как показывает мониторинг Минобрнауки, 75 процентов выпускников трудоустроены. Росстат в 2017 году проводил выборочное наблюдение трудоустройства выпускников образовательных организаций. Вот его подсчеты: 139,6 тысячи молодых людей в возрасте 20-24 года (то есть только что окончившие вузы) не имеют работы. В ходе исследования выявлено, что безработица среди выпускников вузов 2015 года в 5 раз больше, чем в целом по стране (5 процентов). Также среди выпускников от 25 до 29 лет (то есть предыдущие выпуски) Росстат выявил 152,1 тысячи безработных. Проблема отличается не только со "свежим притоком", но и с тем, что до него — две выпускные "волны" дают в общем зачете 291,7 тысячи молодых людей с дипломами и без работы .
Также есть такая проблема как отток молодежи из города. Самыми основными причинами такого поворота событий является то, что в тех или иных населенных пунктах, а в основном в селах, нет работы, то есть все вакансии заняты. Или же есть работа, но слишком маленькая заработная плата.
1.3. Государственное управление занятостью в РФ
Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в себя:
• выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
• проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
• оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
• создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
• формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
• проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
• организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.
Важной проблемой реализации государственных целевых программ и оценки их эффективности является сложность учета работников, которые трудоустроены в организациях не официально. На данный момент государству не удается стимулировать работающих граждан выйти из «тени».
Предлагаемые меры, в частности, принятие закона о самозанятых или расширение безналичной формы расчета, не оказали должного эффекта. Для этого есть два весомых основания: закон о самозанятости охватывает небольшую аудиторию самозанятых, а сами граждане не имеют стремления к постановке на учет, потому что у них нет уверенности в том, какие дальнейшие действия ожидать от государственных органов управления.
В области трудового законодательства работодатели действуют по-разному. Так, 60 % предприятий официально оформляют всех своих сотрудников; 22 % – большинство; 13 % – меньшинство. Полностью «черных» работодателей на рынке всего 5 %.
Несмотря на все статистические данные, исследования и прогнозы, зарплаты продолжают «уходить в тень». Так, к примеру, в 2013 г. доля «серых» зарплат на рынке составляла 35 %, в 2015 г. произошел подъем до 59 %. То есть практически каждый второй работодатель скрывает часть зарплаты своих сотрудников от налогов. При этом доля «белых» зарплат в России постепенно сокращается, на сегодняшний день она уменьшилась уже более чем в полтора раза – 29 % в 2015 г. против 47 % в 2013 г. Для эффективности проведения политики теневой экономики на предприятиях работодатели используют различные схемы оплаты труда. Как показывает практика, самым распространенным видом оплаты труда является именно «серая» (у 29 % работодателей).
В последние два года около 30 % небольших предприятий полностью либо частично «ушли в тень» в части выплат зарплат. Что же касается «белой»
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Государственная целевая программа Российской Федерации «Содействия занятости населения на 2013-2020 гг.» // Консультант плюс
Научная и периодическая литература
3. Бреусова А.Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2015. - №2 - С.128-136.
4. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мониторинг трудоустройства выпускников в системе оценки деятельности вуза // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 23-27.
5. Гаджиев Г.М., Рамазанов С.А., Маитханова К.Д. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательной среды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -2015.- № 1 (30). - С. 57-64.
6. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке // Проблемы развития территории. - 2015. - №3 (77) С.143-159.
7. Зайцева Т.М., Булатова А.Г. Перспективы трудоустройства выпускников вуза (на материалах АЛТГУ) // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 1-3 (20).- С. 21-23
8. Карманова О.А., Куницына Л.П. Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет») // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Философия, социология, культурология, социальная работа.- 2014. - № 4. - С. 21-27
9. Коробейников А.М. ««Оценка эффективности регионального развития». Сборник «Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах» [Текст] / Коробейников А.М. // - СПб.: 2013.
10. Кретова К.Д. Муниципальные социальные программы как способ развития региона // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №2. - С.15
11. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы трудоустройства молодых специалистов // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. - 2014. - Вып. 2. - С. 43-52.
12. Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием государственных образований [Текст] : отчет о НИР / Т. В. Ускова, Н. В. Ворошилов, А. Н. Чекавинский, С. А. Кожевников. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 181 с.
13. Сычева В.О. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути их решения // Вестник ПАГС. - 2016. - №4 (55). - С.91-97
Интернет-ресурс
14. Болдышева Н. О. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда. [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IEU/7/3.pdf (Дата обращения 26.12.2017)
15. Выучится на безработного // https://www.kommersant.ru/doc/3342820 (Дата обращения: 05.01.18)
16. Молодежная безработица: современные тренды и последствия // http://rescue.org.ru/ru/news/analytics/5338-molodezhnaya-bezrabotitsa-sovremennye-trendy-i-posledstviya (Дата обращения: 12.01.18)
17. В Чеченской Республике сокращается безработица // https://gorodrabot.ru/news/104911
18. В Чеченской Республике самая большая неформальная занятость населения // http://vesti95.ru/2019/03/v-chechenskoj-respublike-samaya-bolshaya-neformalnaya-zanyatost-naseleniya/