Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровый образ жизни, правильное питание и гимнастика - вот три «кита», на которых строится восточная наука и здоровье. На Востоке гимнастике уделяют много внимания и времени. Так, в Китае практически все население страны от мала до велика по утрам выходит на улицы и занимается по одной из многочисленных оздоровительных систем; почти в каждой семье из поколения в поколение передаются традиции выполнения тех или иных упражнений, секретные приемы кунг-фу, методы иглоукалывания, вырабатывается своеобразная семейная акупунктура . Все это дает впечатляющие результаты. Средняя продолжительность жизни мужчин в Китае достигает 80 лет, а в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах России колеблется от 48 до 60 лет.
Все восточные оздоровительные системы основаны на использовании внутренней энергии «ци». Энергия «ци» циркулирует внутри позвоночника. Если позвоночник смещен, энергия фонтаном бьет наружу.
Восточные оздоровительные системы бесконечно разнообразны. Они включают и гимнастические, и биоэнергетические упражнения, упражнения по саморегуляции и развитию психики многие другие. Любая система позволяет не только развивать силу и ловкость, совершенствовать тело и психику, но и излечивать многие заболевания. Более того, каждая из систем благодаря теснейшей связи с философией способствует формированию у человека таких качеств, как благородство, мужество, высокая духовность, развивает мышление.
Целью данной работы является рассмотрение восточных систем и средств оздоровления.
Задачи:
1) Рассмотрение специфики и характеристики восточных оздоровительных систем.
2) Описание йоги, у-шу, цигун как основных восточных практик оздоровления организма.
3) Характеристика аюрведы как восточной системы питания и оздоровления.
Объект исследования – восточные системы оздоровления. Предмет исследования – особенности применения восточных систем оздоровления на практике.
1 Восточные оздоровительные системы: специфика, характеристика
1.1 Роль восточных оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни
Восточные оздоровительные системы представляют собой комплексные направлений культуры Востока, которые соединяют в себе функции оздоровления, лечения, образования и тренировки, которые влияют не только на отдельные органы и системы, но и на весь человеческий организм в целом, на его духовные, нравственное, физическое здоровье .
Специфика восточных оздоровительных систем – это отношение к проблеме Высшего «Я», объединяющего все стороны и формы проявления бытия во всех учениях философии и мировоззрения – это комбинация с Абсолютом, познание себя как части Абсолюта и контроль своего психофизического состояния, которые представляются методологическим фундаментом восточных оздоровительных систем – даосизма, буддизма, индуизма, конфуцианства.
Рассматриваемый подход связан со многими особенностями теоретических, методологических, практических основ применения восточных оздоровительных систем. Крайне важной характеристикой восточных оздоровительных систем является неразрывность союза самосознания того, кто занимается медитацией. Есть статическая медитация (в положении сидя). А есть динамическая медитация.
Восточные оздоровительные системы включают в себя:
1) медитативные практики;
2) восточные оздоровительные гимнастики,
3) восточную медицину;
4) восточные единоборства.
Специфика восточных оздоровительных систем заключается в применении разных медитативных практик. Последние представляют собой специальные методики, которые применяются в разных областях культуры Востока и искусства и предназначены для расширения умственных, психических человеческих возможностей, для достижения озарения и прозрения в итоге длительного размышления в состоянии углубленной концентрации ума и психики.
1.2 У-шу
У-шу представляет собой комбинацию комплекса гимнастических упражнений, которые включают в себя элементы акупрессуры. Данные комплексы имеют оздоровительное и лечебное, профилактическое назначение. Это и спорт, и искусство ведения войны, и тренинг психики, и изобразительное искусство. То есть это интегрированная философская система, которая определяет взгляд на мир и даже на образ жизни .
Условно в у-шу можно выделить три направления:
1) оздоровительное,
2) спортивное
3) военно-прикладное.
Каждое последующее направление включает в себя предыдущее как важную часть. Поэтому можно сказать, что у-шу боевой направленности – это вершина.
У-шу оздоровительной направленности содержит в себе комплексы гимнастических упражнений, основные движения для тела, упражнения на отработку пластики перемещения, упражнения на дыхание и комплексы массажа, комплексы формальных упражнений – тао, которые объединяют все составляющие.
Занятия у-шу совершенствуют силу, координацию движений, характеризуются оздоровительным и профилактическим значением, влияют положительно на развитие тела и психики, доступны людям разным уровнем подготовки. Освоение комплексов гимнастики и основных движений помогает освоить навыки целенаправленного применения силы при выполнении разной работы поднятие, перенос и перекладывание тяжести), развивает координации движения и ловкость.
Данные упражнения можно применять как производственную гимнастику для снятия усталости и придания бодрости при напряженном физическом, умственном труде. Большая часть упражнений не требует дополнительного пространства, специальных условий.
У-шу – это традиционный китайский вид спорт. Как система упражнений она сформировалась из потребности в подготовке к труду и ведению военного дела. Применение у-шу сочеталось с философской основой, которая определила теорию и методика овладения упражнениями.
Еще в III веке нашей эры знаменитый врач Хуа То сформулировал гимнастику «игры пяти зверей», основой которой были движения пяти животных: аиста, оленя, медведя, обезьяны и тигра. Врач говорил о том, что человек, который постоянно применяет гимнастику, не будет болеть.
Все виды у-шу подразделяются на два направления: внутреннее (мягкое) и внешнее (жесткое). Первое связано с принципами даосизма. Второе связывается с принципами буддизма.
В мягком направлении основной акцент делается на развитие энергии, на управление энергией «ци», которая усиливает приемы рукопашного боя. Обучение создается на представлении, в котором отражено единство макрокосма и микрокосма, адаптационные принципы к природе, спонтанности и естественности.
Основные положений мягкого направления нашли отражение в философском труде Лао-Цзы.
Лао-Цзы разработал основные требования к занятиям у-шу:
1) полное спокойствие;
2) исключение всех мыслей и желаний, мешающих концентрации внимания;
3) естественность протекания внутренней деятельности организма.
1.3 Цигун
Гимнастика цигун является важным элементом восточной народной медицины и рассматривается как одно из главных средств для поддержания и укрепления здоровья в пожилом возрасте, а также лечения многих болезней.
Цигун - обобщающее название созданных в Китае систем закалки и совершенствования возможностей укрепления психики и тела, лечения и укрепления здоровья посредством дыхательных упражнений, направленных на стимуляцию жизненной энергии .
Гимнастика цигун состоит из двух взаимосвязанных и одновременно протекающих компонентов: физического - дыхательных упражнений - и психологического - медитативных упражнений. Физический компонент можно, в свою очередь, разделить на два взаимосвязанных процесса: контроль за дыханием, контроль за положением тела, а психологический компонент несет в себе контроль за сознанием.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Айзенстайн Ч. Йога питания. За пределы диет и догм – к естественному образу жизни / Ч. Айзенстайн. – М.: ООО Издательство «София», 2017. – 240 с.
2) Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. – Женева : Всемирная организация здравоохранения, 2016. – 15 с.
3) Долгих С.Н. Основы рационального питания : [метод. рек.] / С.Н. Долгих, Г.В. Степанова. – Луганск: ЛГПУ, 2000. – 21 с.
4) Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. М., 2016.
5) Зубков В.А. Йога для всех и каждого. М., 2016.
6) Иваничев Г. А. Мануальная терапия: Руководство. Атлас. Казань, 2016.
7) Карни Л. В. «Цигун»,- М:. 2010 г.
8) Классическая йога: Йога-сутра Патанджали и Вьяса Бхашья. М., 2017.
9) Кукалев С. В. Опыты йоги. Пособие по развитию таланта. СПб., 2016.
10) Кукалев С. В. Тайны Хатха-йоги: 163 вопроса "почему?" с ответами. Ростов-на-Дону, 2017.
11) Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика : / А.Г. Сафронов. – Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2017. – 256 с.
12) Толчева А.В. Влияние оздоровительной практики хатха-йога на организм занимающихся / А.В. Толчева // Актуальные проблемы экологии и здоровья человека : матер. междунар. науч.-практ. конф. – Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2013. – С. 30–33.
13) Толчева А.В. Статико-динамические аспекты физических упражнений хатха-йоги / А.В. Толчева // XXII Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» / Министерство образования Московской области ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» [и др.] – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 94–98.
14) Шаталова Г.С. Здоровье человека и целебное питание / Г.С. Шаталова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2017. – 384 с.
15) Эберт Д. Физиологические аспекты йоги / Д. Эберт. – [пер. с нем. Р.С. Минвалеев]. – Leipzig: Veb Georg Thieme, 2015. – 166 с.