Фрагмент для ознакомления
2
юрисдикционными полномочиями, и формирующими инфраструктуру осуществления правосудия в сфере административной юрисдикции, тогда как функция правосудия по делам об административных правонарушениях выполняется единственным субъектом - судьей и выражает тот специфический процессуальный смысл его деятельности, который обусловлен задачами правосудия по данным делам.
Не следует поэтому смешивать понятие функций производства по делам об административных правонарушениях с функциями правосудия по указанным делам.
2.2. Функции судебных органов в административно-деликтных правоотношениях
Административно-юрисдикционный процесс, выступая средством реализации административной ответственности, выполняет две основные функции: административного преследования и защиты. Раскрывая более подробно содержание функции административного преследования, К.И. Разоренов определяет ее как процессуальную деятельность субъектов административной юрисдикции, направленную на реализацию административной ответственности, осуществляемую на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях при помощи установленных нормами административно-деликтного законодательства процессуальных средств.
Из существования в административно-юрисдикционном процессе функции административного преследования исходит и А.С. Дугенец, выделяя при этом две группы субъектов административно-деликтных отношений: преследуемых и преследующих, к которым относит в том числе субъектов административной юрисдикции.
Все современные исследователи, так или иначе затрагивающие вопрос о функциях административно-юрисдикционного процесса, отстаивают идею о том, что, исходя из содержания принципа состязательности, обусловливающего двустороннюю направленность данного процесса, судьи, равно как и все иные органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют функцию административного преследования.
Другим важным следствием научного обсуждения указанной проблемы является утверждение о том, что отнесение к функциям административно-юрисдикционного процесса разрешения дела по аналогии с уголовным процессом не обосновано.
Для многих несудебных органов, в отличие от судей, рассмотрение подобных дел - лишь одна из функций, часть их работы, включающей также оперативно-исполнительную и правотворческую деятельность. При этом в большинстве случаев должностные лица административных органов не только рассматривают административно-деликтные дела, но и проводят по ним расследование и составляют протоколы об административных правонарушениях, которые являются основным доказательством по делу. Более того, протокол об административном правонарушении нередко составляется тем же должностным лицом, которое затем выносит постановление о назначении административного наказания, выступая своего рода судьей в собственном деле.
Таким образом, фактически положение несудебных органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях таково, что оно не обеспечивает их полную независимость в своих действиях и решениях, поскольку, будучи представителями органов исполнительной власти, они в известной мере оказываются не защищенными от влияния администрации. Отсюда следует, что как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и на стадии рассмотрения дела по существу административные органы продолжают оставаться на стороне обвинения, выполняя функцию административного преследования.
Другая ситуация складывается в том случае, когда дело об административном правонарушении рассматривает судья, основной функцией которого, характеризующей его как представителя органа судебной власти, является функция правосудия. В силу арбитражного характера правосудия, предполагающего наличие двух сторон и арбитра в процессе, обусловленных действием принципа состязательности, судья не может выполнять ни функцию административного преследования, ни функцию защиты. Он выступает в качестве независимого арбитра, не связанного ни с государственным органом, возбудившим дело об административном правонарушении, ни с лицом, привлекаемым к административной ответственности, ни с потерпевшим, если таковой имеется. Иное препятствовало бы независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует статья 120 Конституции РФ, а также нормы ратифицированных Российской Федерацией международных договоров (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах ).
Правовая позиция по этому поводу была сформулирована в ряде постановлений и определений Конституционного Суда РФ, с учетом которых утверждение о том, что главным предназначением судьи, определяющим его процессуальную функцию в производстве по делам об административных правонарушениях, является рассмотрение и разрешение дела, следует признать доказанным.
Так, в Определении от 23 ноября 2017 года N 2522-О Конституционный Суд РФ также отметил, что КоАП РФ, основанный на конституционных принципах осуществления правосудия, определяет порядок рассмотрения (пересмотра) судом дел об административных правонарушениях, который предполагает прежде всего строгое разграничение судебной функции разрешения дела и функции обвинения.
С учетом изложенного, ограничиться выделением в административно-юрисдикционном процессе двух функций - административного преследования и защиты - вряд ли возможно. Подобный подход правомерен лишь в том случае, если исходить из управленческой концепции административного процесса, отождествляющей его с процедурой несудебного разрешения индивидуально-конкретных дел. Для нас очевидно, что в настоящее время понятие функций административно-юрисдикционного процесса нуждается в уточнении. И главное, это их освещение с точки зрения современного представления об административном процессе, позволяющее разглядеть в нем не только правоохранительную и контрольно-надзорную административную деятельность, осуществляемую многочисленными должностными лицами органов исполнительной власти и иных исполнительно-распорядительных органов, но и его судебную составляющую.
Именно на уровне этих системно-структурных характеристик административно-юрисдикционного процесса и следует начинать новое обсуждение его функций. В этом смысле есть все основания относить к их числу:
- административное преследование, охватывающее процессуальную деятельность несудебных органов по выявлению административных правонарушений, расследованию и рассмотрению административно-деликтных дел, которую они осуществляют в силу возложенных на них процессуальных обязанностей;
- защиту прав участников административно-юрисдикционного процесса, осуществляемую лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законными представителями, защитниками, а также иными участниками процесса, в случае нарушения их прав в рамках этого процесса, в целях обеспечения своих интересов и в силу предоставленных им прав, которыми они могут воспользоваться или не воспользоваться по своему усмотрению;
- разрешение дел об административных правонарушениях, осуществляемое судьями во исполнение задач правосудия по делам об административных правонарушениях.
Если судебный административно-юрисдикционный процесс рассматривать в качестве института осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, суть которого состоит в разрешении дел, связанных с привлечением к административной ответственности, то в качестве основной функции правосудия в сфере административно-деликтных отношений можно назвать функцию разрешения административно-деликтных дел. Эту функцию можно выразить и другими объединяющими в единое целое фразами: «рассмотрение по существу», «судебное разбирательство». Ни выявление, ни пресечение, ни расследование административных правонарушений, ни изобличение лиц, их совершивших, ни привлечение их к административной ответственности не относится к функции правосудия.
Можно сделать вывод о том, что «судебное рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении» и есть главная функция правосудия в области административно-деликтных отношений.
Определяя содержание данной функции, необходимо в первую очередь обратиться к тем положениям КоАП РФ, которые регламентируют обязанность судьи:
- устанавливать обстоятельства, входящие в силу статьи 29.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делу об административном правонарушении;
- выяснять наличие или отсутствие предусмотренных статьей 24.5
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
9. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 898.
10. Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 1086-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
12. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2017 г. N 2522- // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, апрель, 2009. Утратил силу.
14. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Утв. ВС РСФСР 20.06.1984 // Свод законов РСФСР», т. 8, с. 401. Утратил силу.
15. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России, принятая ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.Утратил силу.
16. Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1959. С. 166 - 173.
17. Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002.
18. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М., 2003. С. 19.
19. Дусейнова Э.Г. Функция суда по разрешению уголовных дел в системе уголовно-процессуальных функций России и Казахстана: дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2004. С. 83 - 84.
20. Женетль С.З. Административный процесс и административные процедуры в условиях административной реформы: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 30.
21. Еропкин М.И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы советского административного права на современном этапе / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 1963. С. 60 - 68.
22. Панкова О.В. Административные дела и дела об административных правонарушениях как предмет административно-судебной юрисдикции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 5. С. 64.
23. Панкова О.В. Задачи и функции правосудия по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2019. N 12. С. 13.
24. Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. Л., 1966. С. 299 - 301.
25. Петрухин А.А. Судебно-административная юрисдикция: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 45.
26. Разоренов К.И. Функция административного преследования в административно-юрисдикционном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
27. Салищева Н.Г., Абросимова Е.Б. Федеральный конституционный закон «Об административном судопроизводстве: Общая часть». Инициативный проект с комментариями. М., 2002.
28. Смирнов В.П. Проблемы состязательности в науке российского уголовно-процессуального права // Государство и право. 2001. N 8. С. 59.
29. Советское административное право: Учеб. / Под ред. В.И. Поповой, М.С. Студеникиной. М., 1988. С. 87.
30. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Воронеж, 1998. С. 109.
31. Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство как способ повышения качества Российского государства // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. 2013. N 8. С. 83 - 114.
32. Стахов А.И. Новые подходы к пониманию административного деликта в системе административных правоотношений // Российский юридический журнал. 2019. N 4. С. 85.
33. Стахов А.И. Новые подходы к пониманию административного деликта в системе административных правоотношений // Российский юридический журнал. 2019. N 4. С.92.
34. Тузов Н.А. Выражение функций органов судебной власти в судебных актах // Журнал российского права. 2008. N 10. С. 95 - 104.
35. Тюрина А.А. Функция защиты в административно-юрисдикционном процессе: Монография. М., 2009. С. 89 - 90.
36. Хаманева Н.Ю. Административно-правовые споры: проблемы и способы их разрешения // Государство и право. 2006. N 11 С. 10.
37. Шергин А.П. Административно-деликтное право и законодательство (Статьи, выступления, размышления): Сборник научных трудов. М., 2015. С. 106.
38. Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. 1994. N 8 - 9.
39. Шишкина О.Е. Судебное разбирательство по делам об административных правонарушениях: поиск конституционных рамок и стандартов правосудия (на основе практики Конституционного Суда Российской Щепкин Д.Ю. Административные дела: понятие и классификация // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2013. N 1. С. 219.
40. Федерации» // Журнал конституционного правосудия. 2015. N 3 (45). С. 20.