Фрагмент для ознакомления
2
имеют прямого отношения к спорту (радио и телеканалы, спонсоры, производители спортивных товаров и др.). Деление спорта на: профессиональный и любительский.
3 – многообразие спортивных споров, не даёт выработать единую классификацию, следовательно, не позволяет дифференцировать их на практике, избрать более эффективные способы их разрешения [7].
Урегулирование спортивных конфликтов может происходить различными способами: участие посредников; переговоры; арбитражные процедуры и др.
Главное, при выборе защиты найти индивидуальный подход. При решении конфликта, необходимо учитывать его специфику, его субъект. Так, определив существенные признаки спортивных споров, можно дать им такое определение: «спортивные конфликты» – являются разногласием субъектов, которые участвуют в спортивных отношениях по поводу взаимных прав и обязанностей, а также их разногласия, которые возникают из отношений, не являющиеся спортивными, но оказывающими влияние на обязанности и права спортсменов как субъекта спортивных отношений.
Под спортивными отношениями можно понимать комплексные отношения между обществом, которые возникают между субъектами физической культуры и спорта, в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности [8]. В спорте, а точнее, в сфере конфликтов главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсменов на разных этапах соревнований играет их тренер. Задача тренера, это не только спортивные достижения спортсменов команды, но и воспитание всесторонне развитых, образованных людей, которые способны к использованию культурного достояния общества и саморазвитию [26].
Вовремя не разрешенный конфликт внутри спортивной команды может привести к её распаду. Командная игра является самой трудоёмкой. Каждый член команды должен ладить друг с другом, должна присутствовать поддержка, понимание. При возникновении конфликта внутри команды, вся команда начинает «распадаться» [5].
В спорте, существует множество громких примеров конфликтов, как среди команд, так и среди огромных федераций спорта. Конфликтные отношения – взаимозависимая деятельность противоборствующих субъектов [2].
Конфликтная ситуация – такое состояние отношений, которое характеризуется столкновением противоположных интересов. Спортивный конфликт - это форма проявления противоречия, характеризующаяся острым столкновением взаимодействующих субъектов спортивной деятельности (спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, спортивных и связанных с ними организаций), их интересов и отношений [6].
2.2.Методические рекомендации по решению конфликтных ситуаций среди спортсменов
В процессе изучения спортивных конфликтов важно, опираясь на рассмотренные семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать методологические принципы самой конфликтологии:
1. Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии.
Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех одиннадцати отраслей конфликтологии. Роль системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии выполняет психология.
2. Принцип преемственности. Требует максимально полного знания всего, что сделано по проблеме конфликта. Важно знать и понимать исторический аспект науки, знать результаты основных исследований, проведенных ранее, разбираться в существующих концепциях и теориях.
3. Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно объяснить их динамику, прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному регулированию. Соблюдение данного принципа предполагает:
Знание и учет основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов.
Знание и учет основных тенденций в изменении социальных и внутриличностных конфликтов, которые связаны с историческим развитием человека и общества
Выявление не только динамики, но и эволюционных предпосылок и тенденций возникновения и развития конкретных конфликтов.
4. Принцип личностного подхода. Этот принцип формируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов практически всех уровней.
Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются.
Современная спортивная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.
1. Наблюдение – прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения спортивных конфликтов различного уровня – от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.
Однако наблюдение как метод изучения спортивного конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативное эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.
2. Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в команде, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом команды своего отношения к окружающим по предложенным критериям [25].
Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых командах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.
3. Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент – анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание [28].
4. Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении спортивных конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. [http://sportguardian.ru/article/2749/konfliktologiya_konflikti_v_sport e]
2. [http://sportwiki.to/]
3. Алексеев С. В. «Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 1055 с.
4. Алексеев С. С. «Гражданское право» / С. С. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 536 с. 5. Алешкин, Н. И. «Личностные особенности участников с трудностями в общении. Дис. .канд. псих, наук» / Н.И. Алешкин. — СПб., 1997. — 163с.
6. Антропов, Ю. Ф. «Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков» / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. М.: Изд - во ин-та Психотерапии, 1999. - 298с.
7. Анцупов А. Я. «Конфликтология. Схемы и комментарии» - СПб.: Питер, 2013 – 304 с.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология: Учебник для студ. Вузов». – М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.
9. Анцупов, А. Я. «Конфликтология: Учебник для ВУЗов» / А.Я. Анпупов, А.И. Шипилов М: ЮНИТИ, 1999. - с.50-54.
10. Богданова Д. Я. «Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива: Лекция для студентов ИФК» / Д.Я. Богданова; ГДО-ИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1977. - 43с.
11. Бородкин Ф. М. «Внимание: конфликт!» / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. — Новосибирск: Наука, 1983.- 141с. 44
12. Васильев H. H. «Тренинг преодоления конфликтов» / H.H. Васильев. -СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 174с.
13. Василюк, Ф. Е. «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций» / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. 1995. -№ 3. - С.90-101
14. Василюк, Ф. Е. «Психология переживания» (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200с.
15. Волков И. П. «Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов» / И.П. Волков // Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. - 288с.
16. Выготский Л. С. «История развития высших психических функций» / Л.С. Выготский // Сборник сочинений: в 6-ти т. Т-4. М: Педагогика, 1984.- с.249-253.
17. Галкин В. В. «Конфликты в спорте. Понятие и виды» / В.В. Галкин. - М.: Проспект, 2010. - 113 с.
18. Гиссен Л. Д. «Психология и психогигиена в спорте» / Л.Д. Гиссен. — М.: ФИС, 1991.- 149с.
19. Гомельский А. Е. «Управление команды» / А.Е. Гомельский. М.: Физкультура и спорт. - 1976. - 160с.
20. Горбунов Г. Д. «Психопедагогика физического воспитания и спорта». Авториф. Дис. .докт. пед. наук / Г.Д. Горбунов;ГДОИФК им. П.Ф. Лес-гафта- СПб.: 1994.-58с. 21. Горбунов Г. Д. «Психопедагогика спорта» / Г.Д. Горбунов. — М.: ФиС. 1986.-208с.
22. Гусов К. Н. «Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта» / К. Н. Гусов, О. А. Шевченко. - М.: Проспект, 2011. - 95 с.
23. Дмитриев А.В. «Конфликтология». – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. 45
24. Ильин Е.П. «Психофизиология физического воспитания» (факторы влияющие на эффективность спортивной деятельности): Учебное пособие / Е.П. Ильин.-М.: Прсвещение, 1983.-223с.
25. Ильич С. Н. «Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы (гражданско-правовой аспект)»: Автореферат диссертации / С. Н. Ильич. - Минск, 2013. - 22 с.
26. Исаев Д. И. «Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей» / Д.И. Исаев. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512с.
27. Кильмашкина Т. Н. «Конфликтология. Социальные конфликты» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЗАКОН И ПРАВО. – 2013. – 287 с.
28. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) - М. : Айрис-пресс, 2004 - 64 с.
29. Корнелиус Х., Фэйр Ш. «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты». – М., 1992.
30. Котарбинский Т. «Трактат о хорошей работе» / Т. Котарбанский. — М.: Экономика, 1975. С. 75.
31. Краев Ю.В. «Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов». Автореф. дис.канд. исихол. наук / Ю.В.; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1999. - 22 с.
32. Миляков, Н. В. «Правовая характеристика и система спортивных арбитражных судов (САС) в международном спортивном движении» / Н. В. Миляков. - М. : Инфра-М, 2008. - 383 с.
33. Научная библиотека ций: http://www.dissercat.com/content/konflikty-v-sporte-i-sotsialnopsikhologicheskii-trening-kak-sredstvo-ikh-razresheniya#ixzz5EqX9iULc
34. Решетникова И. В. «Гражданское право и гражданский процесс в современной России: учебник» / И.В. Решетникова. - Екатеринбург; М., 2009. - 565 с.
35. Скотт Д. Г. «Конфликты и пути их разрешения». – Киев: Внешторгиздат, 1991. 46
36. Столяров В. И. «Социология физической культуры и спорта: учебник»/ В.И. Столяров. - М.: Физическая культура, 2005. - 311 с.
37. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О физической культуре и спорте в РФ» - «Российская газета», 08.12.2007 - № 276.
38. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». М.: Академия, 2003. – 480с.
39. Шакарян М. С. «Соотношение судебной формы защиты с иными формами защиты субъективных граждански прав: сб. науч. Трудов» / С.М. Шакарян. - М., 2005. - 567 с.
40. Шаповаленко И. В. «Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)». Москва, 2005.
41. Шарков Ф. И. «Общая конфликтологтя» - М.: Дашков и К. – 2015. – 240 с.
42. Шкуричева Н. А. «Формирование позитивных межличностных отношений». – М.: Маска, 2008. – 226 с.