Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выживание российских компаний в условиях нестабильной среды – важная стратегическая задача мирового масштаба. Малые и средний бизнес и без того находится в весьма уязвленном положении. Сложившийся кризис в мировой экономике серьезным образом удалил по многим отраслям и сферам деятельности. Пандемия, которая послужила неким катализатором в плане спада продаж, сокращения численности персонала, а также многие другие факторы коренным образом повлияли на дальнейшее развитие предпринимательство.
Правда, с другой стороны, любой кризис - как известно, время возможностей. Компании, у которых обнаружились недоработки в плане оргструктур, стратегического планирования, маркетинга, логистики закрылись. Правда, в то же время появились новые игроки, которым сложившаяся ситуация пошла во благо.
Объектом исследования является ООО «Текстильное предприятие Восток». Специализирующейся на производстве и последующей продаже товаров из текстиля компании за сравнительно короткий промежуток времени удалось выйти в лидеры по ряду экономических показателей. В то же время у данной организации, как и у многих других, отмечаются проблемы, вызванные недостаточной эффективностью действующей организационной структуры, используемых приемов и инструментов стратегического и операционного менеджмента.
На сегодняшний день ТПВ («Текстильное предприятие Восток», сокр.) является одним из ведущих предприятий текстильной промышленности; занимается профессиональным производством и последующим сбытом 20; всех льняных тканей в России. Ассортимент предприятия насчитывает свыше сотни разнообразных скатертей, салфеток, тканей для кухонного и постельного белья. Всего на предприятии трудятся выше 5000 сотрудников.
Особая гордость – производственный отдел, где находится самое сердце предприятия – ткацкий и отделывающих цех, в которых ткань проходит самую тщательную обработку и строгую проверку при неусыпным контролем службы качества. Благодаря отлично налаженным бизнес-процессам внутри компании, профессионализму топ-менеджмента, правильно организованной системе информационно-методического обеспечения, отличной корпоративной культуре компании удалось в самые короткие сроки выйти в лидеры рынка по показателям маржинальная прибыль, выручка, валовая прибыль.
Цель курсового проекта – разработать рекомендации по совершенствованию организационного проекта реализации принципа социально-экономического равновесия на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. изучить и систематизировать теоретические аспекты изучаемой тематики и проблемы организации;
2. дать характеристику изучаемой организации и ее организационной структуры;
3. провести анализ факторов внутренней и внешней среды изучаемой организации;
4. сформулировать и обосновать наиболее соответствующие тематике и результатам проведенного анализа направления совершенствования организационной структуры изучаемого предприятия;
5. отразить и описать предложенные изменения в действующей организационной структуре и регламентах;
6. оценить уровень возможных конфликтов в процессе реализации предложенных мероприятий.
Курсовой проект содержит 30 страниц, 6 рисунков, 6 таблиц, 7 литературных источников.
1.Теоретические основы формирования организационной структуры на предприятии
1.1 Современные организационные структуры по управлению предприятием: понятие и классификация
Единых рецептов по использованию типовых оргструктур управления не существует. Обычно даже однотипные предприятия применяют различные оргструктуры. Например, в корпорации “Дженерал Моторс” ее стратегические хозяйственные единицы (“Шевроле”, “Понтиак” и др.) используют различные оргструктуры управления маркетингом. Речь скорее идет о применении неких общих принципов построения оргструктур управления маркетингом - при предположении, что их материализация может осуществляться достаточно по-разному.
Следует также отметить, что небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции часто используют более централизованные структуры. Гибкость оргструктур управления, т.е. умение быстро и своевременно реагировать на изменения различного рода, является необходимым условием адаптации организации к новым реалиям жизни. Это своего рода ответ на невозможность четко предвидеть и прогнозировать изменения.
При этом одним из основных принципов организации управления менеджментом в крупных компаниях является максимальное приближение мест принятия ключевых решений к подразделениям, где занимаются практическим маркетингом (где что-то производят и сбывают). Поэтому в высших для крупной организации эшелонах управления (в штаб-квартирах) какие-либо маркетинговые подразделения могут вообще отсутствовать.
1.2 Виды современных организационных структур: преимущества и недостатки
Любая оргструктура[2] управления предприятием может строиться на основе следующих размерностей (одной или нескольких): функции, географические зоны деятельности, продукты (товары) и потребительские рынки. Исходя из изложенного выделяют следующие принципы организации подразделений маркетинга: функциональная организация, географическая организация, продуктовая организация, рыночная организация и различные комбинации перечисленных принципов.
Функциональная организация (рис. 1) - организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована, исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.).
Функциональная организация является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга, которому помимо маркетинговых проблем приходится решать также много других вопросов), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.
Географическая организация - организационная структура управления предприятием, в которой специалисты сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными затратами времени и средств на разъезды.
Продуктовая (товарная) организация - организационная структура управления, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов компании для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.
Рыночная организация - организационная структура управления предприятием, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.
В зависимости от того смысла, который вкладывается в понятие «рынок», в оргструктуре могут быть выделены подразделения, ориентированные на конкретных потребителей - например, на рынок женской, мужской и детской одежды, если предприятие производит ткани для пошива одежды. Возможно выделение рынков по отраслевой принадлежности, например, рынок машиностроительных, строительных и других предприятий. В таких рыночных подразделениях осуществляются все необходимые функции управления и менеджмента.
Функционально-продуктовая организация (рис. 2) - организационная структура управления предприятием, в которой функциональные службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию планов предприятия отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует для функциональных служб предприятия и контролирует их выполнение (что возможно на принципах внутреннего хозрасчета).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Анализ деловой активности. Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов - М.: Инфра-М, 2017. - 320 с.
2. Балашов, А.П. Теория менеджмента: учеб. пособие. М., 2019- 315с.
3. Белентьева Е.С. Научно-производственное партнерство. Взаимодействие науки и текстильных предприятий и новые сферы применения технического текстиля / Белентьева Е.С. - М.: Бос, 2018. - 484 с.
4. Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов М.: Инфра-М, КУРС, 2017.-448 с.
5. Жаркова Н.Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предприятий текстильного и швейного производства /Н.Н. Жаркова. - М.: Инфра-М, 2016. - 96 с.
6. Ковальчук, А. В. Мануфактурная промышленность Москвы во второй половине XVIII века. Текстильное производство / А.В. Ковальчук. - М.: Едиториал УРСС, 2017г.-432 с.
7. Мормуль Н.Ф. Экономика предприятия. Теория и практика. Учебное пособие / Н.Ф. Мормуль - М.: Омега-Jl, 2017. - 192 с.