Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время мотивация учащихся к образовательной деятельности является необходимым условием педагогического процесса. Движущие силы, благодаря которым ставятся цели и решаются задачи обучения, воспитания и развития, определяются интересами и потребностями учащихся. На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей меняются с большой скоростью, что не может не отразиться на развитии подрастающего поколения. Мотивация учащихся к образовательной деятельности во многом зависит, удовлетворяет ли эта деятельность их современным потребностям. Получение определённых знаний, развитие личностных качеств, принятие ценностей общества должно отвечать целям обучения.
Низкие результаты, показанные школьниками в определённой области, нежелание выполнять задачи, поставленные педагогом, часто являются следствием отсутствия мотивации к образовательной деятельности. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, педагог должен понимать, какие мотивы движут школьниками, уметь регулировать их.
В современной педагогике существует множество методов и приёмов, позволяющих совершенствовать качество образования посредством повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы, педагогу необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения с учащимися, а также регулярно повышать собственный профессионализм в выбранной области педагогики.
Проблема: какие мотивы являются наиболее эффективными для формирования успешности обучения?
Цель и задачи исследований. Основной целью данного исследования стало определение путей формирования положительной мотивации к успешной образовательной деятельности детей младшего школьного возраста.
В задачи исследований входило:
1. Рассмотреть понятие успешности в образовательной деятельности младших школьников
2. Определить сущность и значение мотивации
3. Выявить уровень мотивации к учёбе у детей младшего школьного возраста
4. Разработать серию нетрадиционных уроков для повышения мотивации младших школьников к школьному обучению.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования – формирование мотивов учения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: пути формирования положительной мотивации младших школьников к учебной деятельности необходимо выявлять после проведения специальных диагностических методик.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивов учения младшего школьника и их роли в успешности образовательного процесса
1.1. Понятие успешности в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Говоря об успешности младших школьников в учебной деятельности, необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности. Младший школьный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний[19].
Игровая деятельность в этом периоде входит в свой расцвет. Сюжетно-ролевые игры становятся основой коммуникативного развития и социализации, а также базой для развития лидерских качеств [17].
К этому времени также активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [8].
В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с родителями, воспитателями, друзьями и др. собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его развития его коммуникативных и лидерских качеств. От уровня его сформированности во многом зависит успешность в школьном обучении, вхождение ребёнка в новый коллектив [11]. Взрослые являются абсолютным авторитетом для детей младшего школьного возраста. Ребёнок учитывает замечания взрослого, что является благоприятным фактором для нравственного воспитания. Сам младший школьник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания[12].
Взаимоотношения с ровесниками младших школьников отличаются избирательностью. Преобладает общение со сверстниками своего пола. В группах детей появляются лидеры, возникают конкуренция и сотрудничество [4].
Развитие чётких представлений об интеллектуальных, физических и личностных свойствах не только сверстников, но и самого себя, сравнение результатов своей деятельности с результатами деятельности других детей подводит ребёнка к формированию его «Я-образа». Это следствие установления связей между индивидуальным жизненным опытом ребёнка и информацией, полученной в ходе общения. Далее происходит формирование «Я-концепции», под которой понимают «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)» [14]. В возрасте 7 лет ребёнок познаёт и анализирует собственные личностные качества, проявляемые, как правило, в значимых видах деятельности. В этом возрасте начинает проявляться потребность в самореализации и самосовершенствовании, что может выражаться не только вербально, но посредством определённых действий. Параллельно с познанием себя, старший дошкольник начинает себя оценивать с позиций своих авторитетов и идеалов. При этом ввиду ограниченности адекватной информации и своих возможностях и способностях ребёнок принимает на веру оценку себя другими людьми, отношение к себе и начинает оценивать себя через призму отношения к себе [6]. Вот почему характеристика взрослых имеет огромное значение для детской самооценки и личностной активности. Положительная самооценка ребёнка основана на ощущении собственной ценности, самоуважении, и положительного отношения ко всему, что входит в совокупность представлений о себе. Отрицательная самооценка определяет самоотрицание, неприятие себя, негативное отношение к собственному образу. Задача родителей и педагогов – создание условий для формирования адекватной самооценки, для понимания детьми адекватных собственных возможностей в различных сферах деятельности
Портрет успешного младшего школьника примерно такой: это ребенок, показывающий высокие результаты в учебной работе, проявляющий заметный познавательный интерес к обучению. Сэтим ребёнком, как правило, дети интенсивно взаимодействуют; на его предложения всегда отзываются; взаимодействие с ним сопровождается яркими, положительными эмоциями. [6]
Таким образом, младший школьный возраст – важный период детства, связанный с появлением значимых преобразований в психике ребёнка. Этими преобразованиями являются произвольность психических процессов – памяти, внимания, ощущения, восприятия и т.д. Также происходят изменения и в представлениях детей о собственной личности, на что оказывает воздействие комплекс сложных и содержательных отношений со взрослыми и сверстниками. Важная задача родителей и педагогов – грамотно поддержать данный процесс развития и создать условия для успешной социализации.
1.2. Сущность мотивации в педагогическом процессе
Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели. В педагогическом процессе данные факторы определяют эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей.
Философы, педагоги и психологи в разные времена занимались изучением мотивации. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих к различным действиям:
1. Материальные причины – причины, связанные с существованием материи, благодаря которой возникают все вещи.
2. Причины «начала движения» - эти причины определяются качествами, заложенными в человеке (например, ум Анаксагора).
3. Причины «окончания движения» - это причины, определяющие , ради чего совершаются все действия (например, благо Платона – конечная цель всякого движения).
4. «Сущность» по Аристотелю – нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и являющееся предметом науки [6, 16, 17].
Одна из наиболее популярных концепций мотивации – это концепция американского психолога Абрахама Маслоу, разработанная в середине прошлого столетия.
Абрахам Маслоу считал, что мотивация есть внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сформулировал основные постулаты, которые определяют человеческое поведение:
1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него возникают другие.
2. Удовлетворённые потребности теряют движущую силу мотивации.
3. Неудовлетворённые потребности побуждают к действию.
4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости [18].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rkomitet.ru/zakon/zak-002.html.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗ
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223 – ФЗ
Основная литература:
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
6. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
7. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
8. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
15. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
16. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
18. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
19. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
20. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
21. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
22. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
23. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
24. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
25. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
26. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
27. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
28. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
29. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
30. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
31. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
32. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
33. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
34. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
35. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
36. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.
Дополнительнаялитература:
37. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
38. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
39. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7
40. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.
41. Соколова, А. К. К взрослой жизни через творчество / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2001. №5
42. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
43. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481c.
44. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.