Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация персонала в современной организации представляет собой неотъемлемую часть социальной политики управления людьми и охватывает современные технологии предоставления работникам дополнительных выплат, услуг и всевозможных льгот.
Мотивация работников занимает одно из основных мест в управлении персоналом, потому как она представляет собой прямую причину их поведения. Руководители организаций, функционирующих в условиях развития бизнеса сегодня, видят, что наибольший вес для работников и их эффективной работы, приобретают мотивационные аспекты. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание, что мотивирует и стимулирует данного человека и попытаться предложить ему именно те мотивационные факторы, которые подходят ему больше. Если руководитель знает особенности каждого члена своего коллектива, и знает что движет человеком, что побуждает его к высоким результатам осуществления своей трудовой деятельности, представляется возможным постараться подготовить действенную систему мотивации и управления коллективом. Для создания эффективной системы мотивации и стимулирования персонала, руководитель должен постоянно проводить опрос и мониторинг, чтобы понимать, что движет человеком, в какой момент привычные мотиваторы и стимулы перестают работать, и что еще хочет получать сотрудник, для осуществления своей профессиональной деятельности.
Суть мотивации сотрудников сегодня заключается в познании и определении индивидуальных интересов каждого члена коллектива, предоставлении им возможностей раскрыть весь свой потенциал в процессе достижения целей организации.
Главная цель системы мотивации — это извлечение предельно высокой эффективности от использования имеющихся в наличии трудовых ресурсов, что дает возможность улучшить корпоративную продуктивность и прибыльность деятельности предприятия.
В тоже время, точной картины о соотношении отдельных качеств мотивационной сферы персонала сегодня и наиболее эффективных способов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает. Тот фактор, который в настоящее время мотивирует определенного человека к интенсивному труду, на следующий день возможно будет не эффективен для данного человека.
Ни один человек наверняка не имеет возможности утверждать, как детально работает система мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор, когда он сработает и почему. Управляющий предприятием обязан сам подбирать как стимулировать каждого рабочего для достижения целей фирмы. Если данный выбор сделан правильно, то руководитель приобретает шанс координировать действия большинства работников и коллективно реализовывать потенциальные возможности группы людей на благо процветания фирмы и общества в целом.
Изучение способов и направлений использования механизма мотивации труда в нынешней рыночной среде характеризует одну из весьма актуальных и трудоемких задач.
Актуальность данной курсовой работы обусловливается трудоемким процессом формирования рациональной системы мотивации и стимулирования труда персонала на практике, потому как старания приспособить классические теории мотивации к ныне сложившимся условиям деятельности работников организаций во многом не систематизированы, что усложняет применение новейших технологий и методов мотивации. Проблематичность разработки действенной системы мотивации персонала на практике обусловливается еще и слабой изученностью мотивационных аспектов работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства.
Объект исследования – ООО «ТриКатушки».
Предмет исследования - система мотивации персонала организации.
Цель курсовой работы - разработать мероприятия направленные на совершенствование системы мотивации в ООО «ТриКатушки».
Данная цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и значение управления системой мотивации трудовой деятельности персонала организации;
- изучить факторы, оказывающие влияние на систему мотивации и стимулирования труда персонала;
- рассмотреть современные методы мотивации и стимулирования и оценка их эффективности;
- проанализировать систему мотивации персонала в ООО «ТриКатушки», дать оценку уровню удовлетворенности персонала действующей системой мотивации и стимулирования;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации в ООО «ТриКатушки» и рассчитать их экономическую эффективность.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты управления системой мотивации персонала организации
1.1. Сущность и значение управления системой мотивации трудовой деятельности персонала организации
Мотивация (от лат. movere) — подталкивание к выполнению каких-либо операций; психофизиологический процесс, определяющий поведение человека в той или иной ситуации, уровень его активности и устойчивости, указывающий ему направление; а также это способность человека полностью или частично удовлетворять все имеющиеся на сегодня потребности.
Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщённое представление (видение) вещественных или возвышенных вещей, выступающих в роли главных ценностей для человека, определяющих назначение его деятельности, приобретение которых становится смыслом деятельности. Мотив у субъекта наблюдается в виде определенных своеобразных волнений, определяющихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных вещей, либо отрицательными, вызванными неполнотой сложившегося в данный момент положения.
Психологи, социологи, философы в течении последнего столетия делают попытки для описания и классификации мотивов – стимулов, определяющих деятельность каждого отдельного взятого человека [3,5].
Мотивация - это комплекс процессов, отвечающих за побуждение и деятельность каждого.
Мотивация - повторяющийся процесс безостановочного обоюдного влияния и преображения, в котором субъект действия и ситуация, обоюдно оказывают большое влияние друг на друга и следствием которого представляется фактически отмечаемое поведение человека.
Мотивация – это желания и побуждения, активизирующие индивидуальную инициативность и характеризующие ее содержание.[1]
Мотивация – это силы, имеющиеся внутри и вне человека, пробуждающие в нем интерес и твердость в исполнении поставленных задач.[4]
Мотивация - это наиважнейший фактор повышения эффективности деятельности всех сотрудников организации и всей организации в целом.[6]
Смысл мотивации состоит в том, чтобы, опираясь на систему потребностей работников, сделать возможным полное и эффективное приложение их трудового потенциала для скорого достижения целей организации.
Разработка эффективной системы мотивации - важнейший показатель профессионального мастерства руководителя организации.
Руководители чаще всего понимают, что надлежит вдохновлять людей трудиться на благо организации, но в то же время полагают, что для этого довольно простого материального вознаграждения. В определённых ситуациях, подобная политика может быть успешной и приносить свои плоды, несмотря на это, она не верна. Сегодня все чаще специалисты отмечают, что людей больше мотивирует нематериальная мотивация, чем просто деньги.
Люди, осуществляющие сегодня свою профессиональную деятельность в современных организациях, чаще бывают куда более образованны и обеспечены, чем в прошлом, в связи с этим, мотивы их трудовой деятельности намного глубже и серьезнее для осуществления влияния на них. В настоящее время отсутствует единый рецепт формирования механизма действенной системы мотивации работников к труду. Результативность системы мотивации, как и многие другие проблемы в управленческой деятельности, чаще всего связаны с конкретной ситуацией. [3]
Для активизации деятельности персонала руководители оказывают влияние на работников благодаря методам мотивации, которые представлены на рисунках 1 и 2 [3,4].
На рисунке 2 рассмотрим неэкономические методы мотивации.
На практике все данные методы используются как единая система, оказывая синергетический эффект на действия подчинённых.
Говоря о мотивации в современных реалиях бизнеса, где каждый играет какую-либо роль, необходимо рассмотреть особенности мотивации в соответствии с разными типами сотрудников (см. приложение 1).[18,19,20]
Рассматривая систему мотивации, чаще всего мы останавливаем свой взгляд на материальной мотивации, а нематериальной мотивации уделяем меньше внимания, но это неправильно, так как на сегодня, все чаще многие сотрудники говорят о нематериальной мотивации, как более эффективном методе, и каждый говорит, что его мотивирует и стимулирует.
Рассмотрим же способы нематериальной мотивации в зависимости от психотипов сотрудников (см. Приложение 2).[18]
Верно спланированная, стабильно функционирующая на всех без исключения индивидуальных ступенях мотивационная система предстает одним из основных факторов, обеспечивающих успешную деятельность организации.
Постановка системы мотивации – это совокупность процессов, потому как обзор практики работы компаний не дает возможность определить универсальный мотиватор. В рамках данного процесса, в зависимости от изначальной диагностики компании осуществляется задействование того или иного метода мотивации (рисунок 3). [6]
Исследуя систему мотивации, необходимо также говорить и об основных ее теориях и моделях, которые прямо или косвенно применяются сегодня в современных организациях.
Мотивационные стимулы работаю только в случае регулярного применения как внешних, так и внутренних мотиваторов, их взаимосвязи и учета персональных качеств и потребностей персонала.
Далее рассмотрим основные факторы, влияющие на систему мотивации и стимулирования.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на систему мотивации и стимулирования труда персонала
В настоящее время существуют разные подходы к определению и классификации факторов, влияющих на стимулирование труда персонала.
В нынешних экономических условиях создание и развитие всеохватывающей системы мотивации персонала является для многих организаций главным звеном в системе управления большинства организаций. Каждая организация старается определить, на основе проводимых опросов, в какой мере мотивированы сотрудники, так как от этого находится в зависимости их настроенность на цели организации, а также возможность добиваться и гарантировать требуемый результат, потому как это представляет собой базу успешной работы организации в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2017.
2. Беляцкий Н.П., Ройш П., Суша Н.В. Техника работы менеджера. – Мн.: Книжный дом, 2017.
3. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2017. - 873 c.
4. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.
5. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 482 c.
6. Минева О.К. [и др.] Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. 160 с.
7. Управление персоналом организации: учебник / О. К. Минева, И. Н. Ахунжанова, Т. А. Мордасова; под ред. О. К. Миневой. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 160с.
8. Шапиро С.А. Основы трудовой мотивации (для бакалавров). М.: КноРус, 2016. С. 10
9. Абашкина Г.А., Тарханова Е.С. Мотивация как фактор повышения производительности труда персонала // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: ПДЗ, 2018. С. 34-37.
10. Адамская Л.В., Ковалев А.С. Мотивация и стимулирование в управлении персоналом // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 17–19.
11. Исмагилов Н.С. Механизм мотивации персонала // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 4. - С. 25-28.
12. Колесникова А.Н. Роль управления мотивацией трудовой деятельности в системе управления персоналом.// Экономика и социум. 2019. №10 (65). С. 212-216
13. Коноплёва Т. Методы повышения мотивационной стороны работы персонала в управлении предпринимательской деятельностью // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2017. - С. 289-291.
14. Мергембай А.К. Управление мотивацией персонала в организации. Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 150-152
15. Павленко О.В. Критерии оценки и формирование современных систем мотивации труда в условиях рыночной экономики // Экономика, управление, финансы: матер. IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Зебра, 2015. С. 143–146.
16. Селезнев Е. Формирование эффективной системы мотивации труда компании // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2016. - С. 406-407.
17. Симченко Н.А., Кретинина К.А. Инновационные аспекты мотивации персонала в деятельности предприятий // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2016. - С. 413-414.
18. Хохлова Е.Д. Современные подходы к мотивации персонала организации // Молодой учёный. - 2019. - №46. - С. 364-366.
19. Цибаева М.Л. Мотивация персонала в практике управления современной организации // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 4 (43). С. 74–78.
20. Демидова М. Работники в Google зарабатывают до 13 млн руб. в год URL: //https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-platyat-vgugl/ (дата обращения: 19.05.2020).
21. Цели управления мотивацией персонала и показатели ее эффективности // Директор по персоналу. URL: http://www.hr-director.ru/ article/66218-qqq-16-m8-03-08-2016-upravlenie-motivatsieypersonala-v-organizatsii (дата обращения: 19.05.2020).
22. Цехановская Ю.В., Бадаш А.С. Мотивация персонала // Молодой ученый. 2018. № 16. С. 175—177. URL: https://moluch.ru/archive/202/49506/ (дата обращения: 19.05.2020)