Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любое предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его «внутренней средой». Действует же предприятие во «внешней среде». Все факторы внутренней и внешней среде могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность. Именно стратегия определяет вектор развития и не позволяет отклониться от курса, ориентированного на достижение наиболее выгодного положение и оптимальных коммерческих и рыночных результатов.
Строительная отрасль в России является одной из самых сложно развивающихся и инерционных. Высокий уровень зависимости от сезонности, погодных условий, технологической оснащенности и необходимости соответствия жестким стандартам безопасности, большое количество участников бизнес-процессов не позволяет управленцам в данной сфере сконцентрировать свое внимание на адаптации традиционных и уже не всегда эффективных методов продвижения к современным условиям. Однако, потребность в разработке базовой стратегии здесь особенно очевидна. В связи с этим представляется важным исследовать всю совокупность проблем, с которыми сталкиваются специалисты, формируя генеральную стратегию развития именно в строительной отрасли.
Проблемами стратегического планирования деятельности предприятия в свое время занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как: Дурович А.П.; Филип Котлер; Папирян Г.А.; Джеймс Мейкенз; Рогов Г.К.; Азар В.И.; Джон Боуэн; Розанова Т.П.; Ригер А.; Карпова Г.А.; Соундерс Дж.; Гаранин Н.И. и другие.
Объект исследования – ООО «Стройгазконсалтинг» г.Санкт-Петербург.
Предмет исследования – методы и технологии разработки базовой стратегии развития организации на примере строительной компании СГК (Стройгазконсалтинг).
Цель данного исследования – осуществить анализ видов, методов и технологий разработки базовой стратегии организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
- изучить сущность и роль стратегического планирования в развитии современной компании;
- рассмотреть виды базовых стратегий;
- представить характеристику деятельности компании ООО «Стройгазконсалтинг»;
- выявить особенности стратегического планирования в конкурентном окружении ООО «Стройгазконсалтинг»;
- провести анализ действующей базовой стратегии развития компании;
- выявить направления совершенствования процесса разработки базовой стратегии компании.
Информационная база исследования: при написании данного исследования использовалась специальная научная и учебная литература, отраслевые отчеты, официальные данные Министерства экономического развития, отраслевые отчеты, а также статьи из изданий периодической печати по соответствующей тематике.
Методы исследования: общенаучные методы теоретического исследования - описание и объяснение, индукция и дедукция, научное доказательство, анализ и синтез, обобщение.
Результаты исследования целесообразны к применению в деятельности компании ООО «СГК» и повышению эффективности ее развития и конкурентоспособности, а также для обогащения методологической базы стратегического планирования в строительной отрасли.
1.Теоретические и методологические аспекты организации стратегического планирования в системе менеджмента компании
1.1. Понятие и роль стратегического планирования
В современных условиях компании функционируют в активной конкурентной среде и находятся под влиянием множества различных факторов, что обуславливает необходимость постоянной адаптации и изменений (ассортиментных, технологических, ценовых, логистических и т.п.). Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке необходимо вносить изменения в менеджмент, ориентируя его на рыночные потребности, развивать стратегический маркетинг.
Предприятие - это сложная социально-экономическая система, в составе которой современная экономическая наука выделяет различные подсистемы (производственную, организационную, социальную, маркетинговую (сбытовую), логистическую и т.д.), каждая из которых имеет отдельный перечень объектов, требует специфического управленческого воздействия на каждый из них с целью достижения специфических целей и задач [13, С.12].
Современными теоретиками и практиками менеджмента дается неоднозначная трактовка взаимосвязи стратегического планирования.
Стратегический план – это комплекс ее целевых ориентиров и видение ее будущего положения на рынке. Ее разработка относится к категории первоочередных мероприятий по планированию развития бизнеса и является отправной точкой и вектором для реализации последующих шагов по формированию производственной, маркетинговой, сбытовой и стратегии управления человеческими ресурсами.
Уже на этапе разработке стратегии руководство компании приходит к пониманию какие специалисты будут необходимы для достижения поставленных целей и задач. Это обуславливает специфику дальнейшей работы по поиску и подбору персонала, его адаптации, обучению, развитию, мотивации и высвобождению. Таким образом, бизнес-стратегия определяет основные аспекты стратегии управления человеческими ресурсами.
Следует отметить, что бизнес-стратегия не только обозначает концептуальные основы работы с кадрами, но и определяет изначальное позиционирование предприятия в отношении процесса управления человеческими ресурсами. Если в ней признается, что персонал – основной ресурс компании и необходимо создавать условия для привлечения только высококлассных специалистов, ориентируясь на их высокую эффективность, то в этом случае стратегия управления человеческими ресурсами будет иметь перфекционистскую направленность. В ее реализации первостепенными задачами будет качество персонала и нивелирование фактора издержек на процессы по управлению персоналом.
Стратегия предприятия определяет ключевые аспекты работы компании с кадрами и развитие системы управления персоналом:
- формирует базис для структурного расположения системы управления персонала в компании и определяет ее роль,
- выделяет особенности корпоративной культуры,
- формирует основные принципы коммуникаций между специалистами и структурными подразделениями,
- создает регламентацию внутриорганизационных отношений, как формальных, так и неформальных [13, С.22].
Значение стратегического планирования, позволяющего предприятию решать свои задачи и развиваться в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, изменение и появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Система стратегического планирования современной компании может быть представлена следующим образом (рис.1):
Если миссия устанавливает общие ориентиры и направления функционирования и развития, то конкретные конечные стадии стратегического управления фиксируются в виде целей.
Цели - это конкретное состояние основных показателей деятельности компании в будущем. На достижение этого желательного состояния направлена его всесторонняя деятельность. Значимость целей определяется тем, что они являются исходным моментом, для разработки планов и на них базируется система планирования. Они являются началом отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и предприятия в целом.
Основой деятельности предприятия является генеральная цель, для достижения которой оно создается. Чтобы предприятие достигло поставленной цели, ему следует осуществить ряд заданий, а его подразделениям - выполнить конкретные меры. Следовательно, цели имеют определенную иерархию. Это характерно для больших организаций, которые имеют несколько подразделений и уровней управления.
Иерархия целей представляет декомпозицию целей высшего уровня. Особенности иерархического построения целей заключаются в том, что цели высшего уровня имеют более широкий диапазон и долгосрочный часовой интервал в достижении цели. Цели низшего уровня выступают своего рода в качестве средств достижения целей высшего уровня.
Иерархия целей играет важную роль, поскольку она устанавливает связь организации и обеспечивает ориентацию деятельности подразделений организации на достижение цели высшего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в деятельность организации и достижения главной цели.
Таким образом, основой системы стратегического управления некоммерческими организациями, собственно говоря, так же как и коммерческими, являются цель и миссия организации. Отличие только в том, что личная прибыль уже не является целью организации, и это большой плюс с точки зрения мотивации коллектива организации.[9, С.251].
Четко сформулировав миссию организации можно представить видение организации, такой организации, которая сможет исполнять свою миссию и достичь поставленную цель. Ну а далее, частные стратегические цели и разработать программы практического реализации видения – программы практического построения организации. Категория эффективности — это неотъемлемая составляющая деятельности предприятия и его руководства. Эффективность нужно регулярно измерять и непрерывно повышать.
Такими показателями эффективности деятельности могут быть показатели исполнения проектов, программ, частные стратегические цели и основная цель, поставленная перед организацией. Все эти показатели являются ориентирами, которые требуется достичь для достижения поставленной цели, позволяют создать четкую систему стратегического