Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время лишь немногочисленные исследования посвящены проблемам психологии интернета, между тем интернет как новая форма массовой коммуникации становится все более популярным в жизни каждого современного человека и, наряду с телевидением и прессой прочно вошел в нашу жизнь. Особенности влияния интернет-реальности на его пользователей практически не изучаются это подчеркивают различные авторы, но уже можно выделить несколько аспектов, которые интересуют ученых в системе взаимодействия «человек – интернет». К ним относятся проблемы, связанные с соотношением «реальной» и «виртуальной» личности интернет-зависимости, особенности интернет-коммуникации и пр.
Одна из наиболее распространенных и основных репрезентаций мультимедийного пространства – глобальная информационная сеть Интернет, которая состоит из своих ячеек-интернет-сайтов. Через интернет-сайты распространяется такой обьем информации, что влияет на сознательную и бессознательную сферы сотен миллионов людей, число которых увеличивается каждый день, в частности в России.
Особое значение приобретает общение пользователей сети Интерет друг с другом, что осуществляется с использованием компьютерных технологий.
Закономерно предположить, что существует психологическое влияние интернет-коммуникации на ее участников в процессе и результате которого у них формируются определенные психологические особенности. Это можно объяснить на основе того, что поскольку процесс интернет-коммуникация является определенной человеческой деятельностью с собственной спецификой, то закономерным и необходимым образом последняя влияет на определенные психологические особенности субъектов этой деятельности.
Отсюда вытекает научная проблема необходимости исследования специфики психологического влияния интернет-коммуникации на ее участников. Все это указывает на актуальность темы исследования.
Вопрос негативного и позитивного влияния интернет коммуникации исследуют психологи, врачи, педагоги, социологи: Дж. Босард, Б. Малиновский, Г. В. Плеханов, Е. А. Покровский, Л. А. Гордон, Т.М. Дридзе, Л.Б. Коган, В.А. Лапшов, В. Д. Патрушев, Н.В. Корытникова.
Объект исследования – Интернет-зависимость как разновидность аддиктивного поведения подростков.
Предмет исследования – психологические особенности проявления и факторы возникновение Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Цель исследования – выявить психологические особенности проявления и факторы возникновения Интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, сущность процесса социализации, риски социализации подростков;
- охарактеризовать интернет-зависимость как форму проявления аддиктивного поведения подростков;
- изучить факторы риска и последствия интернет-зависимости для социализации подростков.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы данной работы, круг вопросов и логическую схему ее построения.
Гипотеза исследования основывается на том, что, подросткам присущи различные типы взаимодействия с Интернет-пространством, каждый из которых характеризуется своеобразием проявления, обусловленного индивидуально-психологическими (самооценка, субъективное ощущение одиночества, алекситимия, коммуникативные способности, акцентуации характера) и микросоциальными факторами (стиль семейного воспитания, психологические трудности и усложнения общения, а также взаимодействия с ближайшим социальным окружением).
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды ученых, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 31 страница печатного текста.
Список использованной литературы содержит 22 источника.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Сущность процесса социализации, риски социализации подростков
По заключению психологов, подростковый возраст – один из важнейших этапов жизни человека, ведь в нем закладываются основы всего дальнейшего становления личности. Этому периоду присущи нестабильность, уязвимость, а следовательно, он больше чем другие периоды жизни зависит от окружающей реальности [Чудова, 2016, с.113].
Общая характеристика подросткового возраста варьирует в различных теориях в зависимости от их основной идеи. Так, в психоанализе доминируют идеи полового созревания и поиска идентичности, в когнитивных теориях – рост умственных способностей, в деятельностном подходе – изменения ведущей деятельности. Однако все эти и многие другие подходы объединяет то, что у них имеются общие показатели, которые характеризуют данный возраст. Для них характерны многочисленные соматические, психические и социальные изменения.
В подростковом возрасте наблюдается потеря детского статуса, хотя сохраняются нереалистичные представления о собственных привилегиях и статусе взрослых. На это влияют и субъективные факторы: разнообразные физические изменения, мечты и идеалы, которые уже начинают быть менее реальными, кризисные столкновения с самим собой и ближайшим окружением, чувство одиночества и стремление быстрее достичь статуса взрослого человека.
Еще в начале ХХ века Л. Выготский в известной на то время книге «Педология подростка» предложил характеристику подросткового возраста, которая не утратила своей актуальности и сегодня. Суть ее заключалась в наличии трех точек созревания, которые не совпадают друг с другом. Половое созревание, по мнению ученого, начинается и заканчивается раньше, чем заканчивается общеорганическое развитие подростка, и раньше, чем подросток достигнет завершения своего социально-культурного становления [Лозиця, 2016, с.54].
В традиционной классификации подростковым принято считать период развития индивида от 10-11 до 14-15 лет. В психологической литературе обозначенный возраст характеризуют по-разному: «критический возраст», «критический период», «сломной возраст», «переходный возраст».
Ученые склоняются к мысли, что лишь последний термин адекватно определяет суть тех явлений, с которым сталкиваются дети в этот период. «Переходный возраст» характеризуется качественными изменениями, возникающими в психике ребенка на стыке двух периодов, и определяется изменением новообразований. В этот период индивид проходит большой путь в своем психическом развитии: через внутренние конфликты с самим собой и окружающими, через внешние срывы и внутренние восхождение к «обретению» чувства личности.
Современные исследователи подросткового возраста единодушны в том, что, с одной стороны, подростковость - это период социализации, вхождения в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой – индивидуализации, открытии и утверждении собственного уникального и неповторимого «Я».
Противоречивый подростковый возраст является не только периодом достижений, но и периодом определенных потерь. Достижения детей старшего школьного возраста связаны со стремительным влечением к знаниям, умениям, становлением нравственности и открытием своего «Я», овладением новой социальной позиции. Подростковые потери коррелируют с угасанием детского мировосприятия, беззаботного и безответственного образа жизни, связанного с сомнениями в себе, своих способностях, а также с поисками правды в себе и в окружающих.
У подростка появляется своя позиция. Он чувствует себя уже достаточно взрослым. Он хочет, чтобы все вокруг относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его совершенно не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности проявляется в том, что всяческий контроль и помощь со стороны взрослых - отвергаются. От подростка можно слышать: «Я сам все знаю!», что очень напоминает фразы из детства. Родители в такой ситуации должны только смириться и попытаться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Подобная «самостоятельность» - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, суждения, линии поведения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в основном, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Следовательно, учитывая различные концепции, можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных обстоятельств жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых. Решающая роль в его психическом развитии принадлежит прежде системе социальных отношений. Биологический фактор действует на подростка опосредованно – через социальные отношения с окружением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асуров Г.П. Сеть Интернет. Библиотека пользователя / Г. П. Асуров. – М.: Новые технологии, 2015. – 183 с.
2. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. – М.: Можайск-Терра, 20018. – 431 с.
3. Вакулич Т.М. Типы Интернет-зависимого поведения подростков / Т.М. Вакулич. – К.: Изд-во «Миргород», 2016. – 130 с.
4. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. –2019. - № 1. – С. 90-100.
5. Данилова М. А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: автореф. дис. ... канд. социолог. наук / М. А. Данилова. – Саратов: 2014. – 18 с.
6. Дубинина Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. – 2018. - № 14. – С. 4-5.
7. Дуброва Т. Влияние компьютерных игр на личность ребенка / Т. Дуброва, Н. Дубневич // Психолог. – 2017. - № 8. – С. 26-30.
8. Егоров Г.Н. Интернет вчера, сегодня, завтра / Г. Н. Егоров. – СПб.: Компьютерный мир, 2016. – 251 с.
9. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. – 2018. - № 6. – С. 70-79.
10. Кушниренко И.Б. Психологические причины возникновения и личности «Компьютерной зависимости» / И.Б. Кушниренко. – К.: НПУ, 2018. – 112 с.
11. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие / В. Т. Лисовский. – СПб.: Питер, 2014. – 35 с.
12. Лозиця В.Г. Противоречия подросткового возраста // Психология и педагогика: основные положения: учеб. пособие / В.Г. Лозиця. – К.: Академиздат, 2016. – 271с.
13. Минаков A. B. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) / А.В. Минаков. – СПб.: Питер, 2014. – 333 с.
14. Мозговой А.А. Интернет - дорога в будущее / А. А. Мозговой. – М.: Искра, 2017. – 141 с.
15. Напалков А. А. Интернет как культурный коммуникативный институт / А. А. Напалков. – М.: Новая школа, 2013. – 133 с.
16. Никольский А.К. История развития Интернета в эпоху глобализации / А. К. Никольский. – М.: Comp, 2014. – 156 с.
17. Социальная психология. Психология управления. Организационная психология: Зб. научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка. – К.: Миллениум, 2017. – 320 с.
18. Тимофеева А. Психологическое воздействие компьютерных игр: формирование зависимости, развитие агрессивности / А. Тимофеева // Сборник материалов круглого стола «Дети и Интернет». – Челябинск, 2015. – С. 18-25.
19. Чистяков А. В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: дис. д-ра социол. наук / А. В. Чистяков. – Ростов-на-Дону: 2015. – 278 с.
20. Чайка Г. В. Влияние компьютерных игр как нового фактора культуры на становление личности / Г. В. Чайка // Актуальные проблемы психологии. – 2013. - Вып. 3. – С. 218-296.
21. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. – 2016. - №6. – С.113.
22. Фадеева С. В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков / С. В. Фадеева // Воспитание школьников. – 2019. - № 10. – С. 23-25.