Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая из юридических наук имеет свой понятийный аппарат, соответствующий ее исторически сформировавшемуся предметному содержанию. Ученый-административист А.И. Миколенко обращает внимание в своих работах на то, что понятийный аппарат вместе с предметом науки позволяют идентифицировать определенную науку как таковую, отмежевать ее от других наук, признать самостоятельной отраслью знания . Мы поддерживаем данную точку зрения и, в свою очередь, дополним ее тезисом о том, что существующий понятийно-категориальный аппарат современной российской науки административного права может выполнять также и другие функции. Он способен, в частности, отражать в той или иной степени социально-правовую природу изучаемых феноменов, сохранять и ретранслировать положительный научный опыт; переводить требования социальной практики на понятный для нормотворцев и нормореализаторов язык, программировать на перспективу развитие самой науки по прогрессивному социально ориентированному пути.
Принимая во внимание сказанное, все же следует исходить из того, что каждое научное понятие, не является чем-то закостеневшим в своем развитии раз и навсегда. Напротив, оно содержит в себе возможность дальнейшего совершенствования терминологического выражения, содержательного наполнения, законодательного закрепления. Однако подобные обновления происходят, как правило, только на определенных этапах эволюции научной мысли.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе установления административного права.
Предмет исследования – правовое регулирование административного права.
Цель курсовой работы – изучить административное право, его предмет и метод, соотношение с другими отраслями права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие предмета административного права;
- выделить метод административного права;
- рассмотреть соотношение административного права с другими отраслями права;
- обозначить совершенствование административно-правовой науки.
Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания в сочетании с такими частнонаучными методами, как: метод системного и комплексного подхода, анализа и синтеза, логический методы.
Структура работа состоит из введения, основной части (три главы), заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие предмета административного права
Под предметом правового регламентирования понимается целостная система тех общественных отношений, которым система права должна отвечать и на которые она, несомненно, динамично воздействует с помощью определенных социальных управленческих, а также регулятивных систем нашего государства.
Структура единого предмета юридического регулирования абсолютно для всех отраслей права формируется из нескольких взаимосвязанных составных частей, это: статус субъекта права, множественные определенные связи в социально-юридической среде и «поведение вне правоотношения».
Определение возможностей субъекта как потенциального участника того либо другого правоотношения выступает закреплением его юридического статуса. Различные связи, которые непрерывно появляются, трансформируются и прекращают свое действие в социально-правовой среде, будучи опосредованными конкретными правовыми положениями, приобретают форму юридических отношений разной отраслевой принадлежности. При всем этом появление определенных связей между субъектами права делает последних в этом случае также и субъектами правоотношений, т.е. обладателями конкретных дополнительных правомочий.
Структура предмета административного права содержит в себе конкретные общественные отношения:
- в связи с организацией публичной администрации;
- в связи с деятельностью по осуществлению исполнительно-распорядительных полномочий в ходе публичного администрирования;
- в связи с реализацией контроля над работой публичной администрации;
- публичной администрации с частными лицами;
- по использованию мер административного принуждения.
Общественные отношения, складывающиеся в ходе деятельности и организации государственной администрации, можно разделить на внутриорганизационные и внешнеорганизационные.
Внутриорганизационные отношения делятся на внутриаппаратные и внутрисистемные. Первые отношения связаны с внутренней организацией и работой отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенций и прочее. Отношения, которые связаны с организацией и работой самой системы публичной администрации, называются внутрисистемными. Они касаются создания структур государственного и муниципального управления, установления форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной и муниципальной службы и прочее. Подобные отношения могут выступать как вертикальными (иерархическими), так и горизонтальными.
Вертикальные отношения формируются: между соподчиненными субъектами исполнительной власти, которые находятся на разном организационно-правовом уровне системы (к примеру, между вышестоящими и нижестоящими органами); между субъектами исполнительной власти и находятся в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями.
Горизонтальные отношения формируются между соподчиненными органами, которые находятся на одном организационно-правовом уровне всей системы исполнительной власти (к примеру, между министерствами).
Управленческое воздействие на субъекты административного права, которые не входят в систему публичной администрации и не находятся в их официальном, служебном подчинении, выступают внешнеорганизационными отношениями. Среди них можно обозначить отношения как между органами исполнительной и муниципальной власти (либо организациями, которые наделены властными полномочиями), так и гражданами и/либо организациями (частными лицами).
1.2 Метод административного права
Административное право, выполняя регулятивную функцию, применяет ряд юридических средств (или способов) воздействия на определенные управленческие отношения, на закрепление административно-правового статуса всех субъектов правоотношений. Данные правовые средства обозначаются как методы правового регламентирования административно-правовых отношений.
Метод юридического регулирования - это совокупность способов, процедур, а также механизмов и приемов воздействия юридических положений и правовых правил на определенные общественные отношения. Метод юридического регулирования — это очень содержательное понятие, которое состоит из большого количества компонентов (порядка установления правомочий субъектов конкретных правоотношений, степени определенности их прав, а также независимости их действий и прочее).
В системе административно-правового регламентирования применяются все три метода (либо типа) юридического регулирования — это дозволение, предписание и запрет.
Дозволение выполняется посредством управомочивающих положений административного права; предписание и запрет – это наиболее известные и часто используемые в административной практике типы юридического регулирования, которые включены в механизм административной деликтологии и использования мер административного принуждения.
На основании иной классификации в теории права вычленяют два значимых метода юридического регулирования: императивный и диспозитивный, свойственные двум большим, противоположным по своему
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 12.05.2020].
3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4137.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. №197-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 12.05.2020].
6. Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 39. Ст. 4883.
Научная и учебная литература
7. Аракелян К.Э., Акулинин Ф.В., Зенин А.Е., Кравцова Ю.А. Проблемы развития грантовой системы в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. Т. 149. С. 97.
8. Габричидзе, Б. Н. Административное право России: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2008. — 680 с.
9. Кечасов А.А. Основные проблемы административно-правового регулирования российской науки и пути их решения на современном этапе // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 72 - 76.
10. Миколенко О. И. Понятийный аппарат и терминология науки административного права // Право и закон. 2010. № 6. С. 127.
11. Рац М.В., Котельников С.И. Наука реформирования и реформа РАН // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. № 4. С. 55 - 61.
12. Россинский, Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, — 2009. С. 156.
13. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка умов» - масштабы, причины, последствия: Монография. М.: Либроком, 2011.
14. Чибинев В.М. Административно-правовое регулирование в сфере науки и образования // Мир экономики и права. 2011. № 8. С. 79.