Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальностью проблемы является то, что в современных условиях качество образования становится важнейшей характеристикой, определяющей конкурентоспособность учреждений и национальных систем образования, а задачи его обеспечения и контроля занимают центральное место в образовательных реформах многих стран, в том числе России. Принципиальное изменение подходов к системе контроля и оценки, связанное с внедрением новых форм и методов, прежде всего, с сертификацией выпускников, вызвало в нашей стране активные дискуссии о судьбе единого государственного экзамена (ЕГЭ). Эффективность использования современных контрольно-измерительных материалов и компьютерных технологий для оценки качества обучения студентов и школьников.
Этой проблемой занимались многие общественные деятели, в том числе: Андрей Максимов, Аванесов В. С., Заочников Б. И., Найденова Н. Н., Никифоров С. В., Челышкова М. Б., Хлебников В. А., Виктор Болотов, Вадим Аванесов и другие.
Экзамен представляет собой проверку знаний и умений учащихся в рамках единого образовательного пространства, однако следует отметить ряд важных проблем и трудностей, связанных с недостаточным развитием тестирования в отечественном образовании. [8]
Вместе с тем следует отметить, что при наличии серьезных недостатков тесты являются единственным методом педагогических измерений, исключающим влияние субъективного фактора, позволяющим получить объективные оценки достижений в образовании и создающими условия для целенаправленного воздействия на педагогический процесс и образовательный процесс. системы с целью создания положительных тенденций в образовании. Тестирование создает реальные возможности для разграничения уровней подготовленности учащихся и способствует практической реализации идей личностно-ориентированного обучения.
Объектом исследования является система контроля в биологическом образовании.
Предметом исследования – Единый Государственный Экзамен в системе контроля.
Цель исследования: изучить Единый Государственный Экзамен как систему контроля в биологическом образовании.
Задачи исследования:
Рассмотреть систему контроля в биологическом образовании, Единый Государственный Экзамен как вид контроля;
Проанализировать результаты сдачи Единого Государственного Экзамена за 2016-2019 гг.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Сущность государственной итоговой аттестации выпускников
1. 1 Историческое развитие ЕГЭ в Российской Федерации
Преподаватели, ученые и методисты заговорили о разработке единых стандартов оценки школьных знаний в конце 80-х годов прошлого века. Уже тогда «разрыв» между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и университетами, стал заметным.
В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало быть единым по своему характеру и переключилось на использование разнообразных программ, учебников и учебных пособий, что, с одной стороны, расширило возможности системы образования: реализация идей развития образования, профориентации, возможность индивидуального подхода, но, с другой стороны, это усложняет контроль качества получаемого образования. В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания школьного образования остро встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ.
Результаты школьных выпускных экзаменов во многом зависели от учителей. В то же время фактические требования к знаниям абитуриентов, поступающих в университеты, были определены университетами и не всегда соответствовали уровню школьной программы. Была ситуация, когда для успешного поступления в некоторые университеты были необходимы дополнительные занятия на подготовительных курсах или наедине с репетиторами. Многие выпускники школ, особенно те, которые живут далеко от крупных городов и крупных научных центров, оказались «отрезанными» от высшего образования.
Кроме того, «разрыв» между выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в университет способствовал развитию коррупции в университетах. Необходимо было выработать единый подход к оценке знаний на выпускных и вступительных экзаменах. Инструмент требовался для самостоятельной (как от школ, так и от вузов) государственной аттестации выпускников. Таким инструментом должен стать Единый государственный экзамен.
Первые образы экзамена начали появляться в России в 1997 году. В некоторых школах начались эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России был Владимир Филиппов, который возглавлял Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделение высшего образования на степени бакалавра и магистра, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий для этого процесса стало внедрение новых методов оценки знаний студентов.
Экзамен должен был устранить коррупцию в школах и университетах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала долгое время не справлялась с этой задачей). Поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, государственный экзамен должен был сделать высшее образование действительно доступным для детей из регионов.
В 1999 году был создан Федеральный испытательный центр Министерства образования и науки. Задача: разработать систему тестирования в стране, а также контролировать качество знаний учащихся в российских учебных заведениях.
Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методология проведения экзамена, а также его программное обеспечение и масштабирование результатов тестирования. В то же время была сформирована основа для составления KIM, решены вопросы координации информационного обеспечения экзамена.
В Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года № 1072-р, введен новый План развития образования был обозначен: «Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает разработку технологии единого государственного выпускного экзамена и его последующую законодательную консолидацию».
Реализация нового плана началась практически сразу. Экзамен претерпел много изменений за время своего существования. Его разработка осуществлялась в несколько условных этапов.
Эксперимент по введению Единого государственного экзамена был запущен двумя постановлениями Правительства Российской Федерации:
- «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 г. № 119;
- «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 г. № 222.
Единый государственный экзамен был чрезвычайно активным в стране. Уже в 2004 году эксперимент был признан успешным и планировалось сделать обязательным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов В. С. Состав тестовых заданий. - М., Испытательный центр, 2015. – 202 с.
2. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в школе. М .: 2016. – 301 с.
3. Аванесов В. С. Поступление в вузы: болезненная социальная проблема. Независимая газета. 18.08.98 р. 3
4. Болотов В. А. Единый государственный экзамен по общероссийской системе оценки качества образования. с. 11-12. В сб: «Оценка учебных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 13-15 декабря 2004 г. - М .: Издательский дом "Уникум Центр", 2018. - 279 с.
5. Заочников Б. И., Найденова Н. Н., Никифоров С. В., Челышкова М. Б. Масштабирование и выравнивание результатов педагогических измерений. М., 2009. – 210 с.
6. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник для студента по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2017 . - 448 с.
7. Лернер Г.И. Готовимся к экзамену. Биология. Диагностическая работа в формате экзамена 2014 / Г.И. Лернер. - М.: МЦНМО, 2014 . - 96 с.
8. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Новое полное руководство по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2017 . - 640 с.
9. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Новое полное руководство по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2011 . - 768 с.
10. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Новое полное руководство по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2018 . - 352 с.
11. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Новое полное руководство по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2017 . - 288 с.
12. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Новое полное руководство по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2017 . - 768 с.
13. Лернер Г.И. ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник для студента по подготовке к экзамену / Г.И. Лернер. - М.: АСТ, 2018 . - 256 с.
14. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для образовательных целей. М .: Интеллект-центр, 2017. – с. 230
15. Маталин А.В. ЕГЭ. Биология в таблицах и схемах для подготовки к экзамену. 10-11 кл. / А.В. Маталин. - М.: АСТ, 2018 . - 128 с.
16. Маталин А.В. ЕГЭ. Биология в таблицах и схемах для подготовки к экзамену / А.В. Маталин. - М.: АСТ, 2018 . - 288 с.
17. Никитинская, Т.В. ЕГЭ. Биология: алгоритмы выполнения типовых задач / Т.В. Никитинская. - М.: Эксмо, 2018 . - 62 с.
18. Прихожан А.М. Тревога у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М .: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2016. – 306 с.
19. Прилежаева, Л.Г. ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий по подготовке к единому государственному экзамену / Л.Г. Prilezhayeva. - М.: АСТ, 2016 . - 240 с.
20. Прилежаева, Л.Г. ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий по подготовке к единому государственному экзамену / Л.Г. Prilezhayeva. - М.: АСТ, 2018 . - 264 с.
21. Садовниченко, Ю.А. ЕГЭ. Биология. Универсальный справочник / Ю.А. Sadovnichenko. - М.: Эксмо, 2013 . - 496 с.
22. Садовниченко, Ю.А. ЕГЭ. Биология. Пошаговая подготовка / Ю.А. Sadovnichenko. - М.: Эксмо, 2017 . - 320 с.
23. Федоров И. Б. Проблема развития высшего образования // Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор его эффективного развития. Материалы научно-практической конференции М .: 31 октября 2018 г. С. 26-27
Интернет ресурсы
1. Высшее образование должно быть доступным ... http://www.radiomayak.ru/archive/text?stream=society&item=2720
2. Портал информационной поддержки экзамена http://ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/
3. Сайт Федерального института педагогических измерений - разработчик экзаменационных тестов - https://fipi.ru/