Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Военную службу можно охарактеризовать рядом признаков, благодаря которым ее можно отличить от других видов государственной службы, хотя отдельные из них присущи и другим видам государственной службы, в частности правоохранительной.
Совпадение отдельных признаков обусловлено едиными принципами функционирова-ния и построения системы государственной службы в РФ.
К общим обязанностям военнослужащего относятся следующие: быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу РФ, умело и мужественно защищать РФ; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; дорожить боевой славой, воинской че-стью и войсковым товариществом; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению военную технику и вооружение, беречь военное имущество; быть бдительными, дисциплинированными, хранить военную и государ-ственную тайну; соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ.
Цель курсовой работы состоит в изучении милитаризованной (военной) службы в Рос-сийской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать специфику военной службы;
изучить правовые основы реализации мер дисциплинарной ответственности на государственной гражданской, военной и правоохранительной службе РФ;
проанализировать реализацию механизмов применения и снятия дисциплинарных взысканий на государственной военной службе;
исследовать проблемы правового регулирования преступлений против военной службы;
привести оценку проблем, касающихся санкций уголовно-правовых норм за пре-ступления против военной службы;
описать проблемы квалификации преступлений, связанных с уклонением от воен-ной службы путем дезертирства;
изучить проблемы квалификации преступлений против военной службы, связан-ных с нарушением установленных правил взаимоотношений между военнослужащими при соучастии и вооруженном насилии.
Объектом исследования является государственная военная служба, предметом – особен-ности организации и прохождения военной службы в РФ.
1 Теоретические и правовые основы деятельности милитаризованной службы
1.1 Роль института военной службы в системе обеспечения национальной безопасно-сти
Проведение на современном этапе в России политической, экономической и правовой реформ стало катализатором изменений, происходящих во всех сферах общественной и политико-правовой жизни российского общества. Право всегда выступало действенным регулятором отношений, возникающих в процессе государственного, в том числе воен-ного, строительства в России.
С первых лет образования новой российской государственности перечень органов обес-печения национальной безопасности получил законодательное закрепление1. В дальней-шем реформирование отечественного законодательства в этой сфере шло по пути унифи-кации.
Так, принятие нового ФЗ «О безопасности» привнесло ряд новелл, которые имеют прин-ципиальное значение в сфере понятийного аппарата.
Например, установленный ранее вышеуказанный перечень оказался не включенным в новую редакцию Закона. При этом, что примечательно, отсутствует не только имевшийся ранее перечень сил обеспечения национальной безопасности, но и сама статья в ее имев-шем место быть толковании.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, являясь системообразующим до-кументом, регламентирующим концептуальные начала безопасности государства, закреп-ляла лишь термин «система обеспечения национальной безопасности», представленную двухзвенной структурой: силы и средства обеспечения национальной безопасности.
В устоявшейся в этом нормативном акте терминологии к силам обеспечения националь-ной безопасности традиционно относились «....Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством преду-смотрена военная и (или) правоохранительная служба...».
Последние законодательные изменения4 в этом сегменте правового регулирования со-храняли в своем содержании дефиницию «система обеспечения национальной безопасно-сти». Однако существовавшее ранее разделение на «силы» и «средства» отсутствует.
На сегодняшний день система национальной безопасности это, прежде всего, государ-ственная политика в указанной сфере, реализуемая органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Таким образом, на наш взгляд, можно констатировать наличие в какой-то степени про-цесса правового «вымывания» понятия «силы обеспечения национальной безопасности». Хотя следует признать, что это во многом связано с расширением представления об ин-ституте национальной безопасности и векторах его развития в Российской Федерации.
Отметим, что, несмотря на подобную правовую эволюцию понятийного аппарата в этой области на законодательном уровне, национальная безопасность по-прежнему включает прежде всего оборону страны.
В итоге в современной государственно-правовой политике национальная безопасность в качестве инструментария и субъектов своей стабильности и защищенности гарантируется и обеспечивается всем арсеналом сил и средств, которые находятся в распоряжении госу-дарства.
В продолжение вышесказанного следует принять позицию относительно того, что в при-оритете задачи по обеспечению национальной безопасности корреспондируются тем гос-ударственным органам, для которых обеспечение обороны и безопасности страны являет-ся главным основанием их создания и функционирования5. В этом смысле термин «силы обеспечения безопасности» созвучен устоявшемуся в массовом сознании собирательному понятию «силовые ведомства».
Исходя из положений Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ ос-новными силами обеспечения национальной безопасности, привлекаемыми для выпол-нения отдельных задач в области обороны, выступают:
служба внешней разведки РФ;
спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной вла-сти, уполномоченного на решение задач в сфере гражданской обороны;
органы государственной охраны;
органы федеральной службы безопасности;
военные следственные органы СК РФ;
органы военной прокуратуры;
федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государ-ственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специализированные форми-рования.
Вооруженные силы Российской Федерации в данном случае не упоминаются нами по причине того, что оборона страны — самоцель их создания.
Объединяющей основой всех вышеуказанных ведомств является институт военной служ-бы как особый вид федеральной государственной службы. И в данном случае очевидны ее консолидирующие и системообразующие функции. Реализация функций официальной службы как охраняемый уголовным законом результат служебной деятельности пред-ставляет собой правовое благо, для существования и обеспечения которого создана та или иная служба.
Например, военная безопасность страны — это то правовое благо, ради которого суще-ствует и охраняется государством институт военной службы7. Правовой аспект при ха-рактеристике военной службы выражается в закреплении военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны государства, при исполнении которых реализуется прак-тическое выполнение обязанностей военной службы, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.
Еще одним объединяющим фактором в деятельности вышеуказанных структур, на наш взгляд, выступает закрепление на законодательном уровне принципов деятельности во-енной службы.
Принципы — это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.
Принципы осуществления военной службы — это основные руководящие идеи и прави-ла, которыми руководствуются военнослужащие при решении поставленных перед ними задач и исполнении должностных и специальных обязанностей. Важнейшее значение принципов состоит в том, что им должны соответствовать все остальные нормы права, относящиеся к конкретным действиям военнослужащих. При этом прикладное значение принципов осуществления военной службы проявляется в тех случаях, когда в законода-тельстве или ведомственных нормативных правовых актах нет прямых указаний о том, как действовать в конкретной ситуации. В этих случаях необходимо руководствоваться наиболее общими правилами поведения, которые разъясняются в принципах.
В зависимости от того, на какую сферу государственных отношений эти принципы рас-пространяют свое действие, следует выделять две их группы:
общие принципы, характерные для деятельности большинства рассматриваемых ведомств (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, единоначалие и централизация управления (руководства), сочетание гласных и неглас-ных методов и средств деятельности);
специальные принципы — характеризуют государственную деятельность «в дина-мике» посредством реализации специальных видов государственной деятельности.
В зависимости от содержания, регулируемой сферы деятельности принципы делятся на правовые (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и организационные (все иные принципы).
При этом необходимо отметить и прикладное значение принципов. На практике это про-является в тех случаях, когда в законодательстве нет прямых указаний о порядке действий в конкретной ситуации.
Например, законодательством не урегулирован порядок внепроцессуального досмотра (осмотра) лиц при их проходе на охраняемый объект. В этих случаях необходимо руко-водствоваться тем или иным принципом осуществления государственной охраны, за-крепленным в ст. 3 ФЗ «О государственной охране».
Так, исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении административного досмотра (осмотра) не допускаются нарушения права на личную неприкосновенность человека, необоснованные угрозы применения физиче-ской силы, унижение чести и достоинства, оскорбление.
Таким образом, устанавливая на законодательном уровне принципы деятельности воен-ной службы, государство влияет тем самым на правосознание военнослужащих, стимули-руя у них внутреннюю убежденность в справедливости и целесообразности проводимой работы по обеспечению национальной безопасности государства.
1.2 Специфика военной службы в РФ
Военная служба является разновидностью федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, специальных (воинских) форми-рованиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны страны.
Она имеет высокую значимость для всего социума. К ней применяются следующие общие принципы государственной службы в РФ, а именно:
законность;
федерализм, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ;
равноценный доступ граждан к государственной службе;
приоритет свобод и прав гражданина и человека, их непосредственное действие, обязательность их соблюдения, признания и защиты;
единство организационных и правовых основ государственной службы, которое предполагает закрепление на законодательном уровне единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь муниципальной службы и государственной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование социума о деятельности государственных служащих;
компетентность и профессионализм государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их про-фессиональную служебную деятельность как должностных лиц и государственных орга-нов, так и юридических и физических лиц.
Важная особенность военной службы заключается в обязательном принятии военной присяги каждым гражданином, который впервые зачисляется на службу. После ее приня-тия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных обязанностей и прав. Нарушение военной присяги влечет за собой уголовную или дисциплинарную ответ-ственность.
Для военнослужащих установлены знаки различия и особая форма одежды. Согласно за-кону, они имеют право на ношение, хранение, использование и применение оружия.
Эти и иные особенности военной службы определяют статус военнослужащих, предъяв-ляют к ним увеличенные требования, ограничивают несколько их свобод и прав. В связи с особенным характером обязанностей, которые возложены на военных, им предоставля-ют льготы, компенсации и гарантии.
Прохождение военной службы состоит в повседневном выполнении конкретных воин-ских обязанностей, а именно: боевая учеба и подготовка, участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, несение боевой службы (боево-го дежурства), несение внутренней и гарнизонной службы, нахождение в служебной ко-мандировке, выполнение распоряжений и приказов начальников (командиров), оказание помощи органам внутренних дел по охране правопорядка, участие в ликвидации и предотвращении последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий и т.п.
Согласно установленной организационной структуре Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских органов и формирований, а также системой их штатных должностей есть следующие формы военной службы: военная служба матросов, солдат, старшин и сержан-тов; военная служба мичманов и прапорщиков; военная служба офицеров (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Виды государственной службы РФ
Порядок прохождения военной службы мичманами и прапорщиками в Вооруженных Си-лах и других воинских формированиях регламентирован Положением о порядке прохож-дения военной службы, который утвержден Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентяб-ря 1999 г.
Военную службу мичманы и прапорщики проходят только по контракту. Эта категория военнослужащих может состоять на военной службе до 45-летнего возраста, после чего подлежит увольнению в запас. Если же мичманы (прапорщики) владеют одной из воен-но-учетных специальностей по специальному перечню, то с ними и с их согласия по необходимости может быть продлен контракт на основе существующего законодатель-ства.
На военную службу по контракту в качестве мичманов и прапорщиков принимают лица в возрасте от 18 до 40 лет, в добровольном порядке на срок не менее 5 лет при первом за-ключении контракта. Следующие контракты могут быть заключены на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания лица на военной службе.