Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По последним официальным статистическим данным РФ на 1 сентября 2018 года в детских домах числится 47800 тысяч ребят. Большую часть из них составляют дети подросткового возраста, которым, к сожалению, очень сложно найти приемных родителей [17]. Именно поэтому изучение особенностей личности осиротевших подростков актуально для современного общества в психологическом, социальном и медицинском отношении. Трудности социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, обозначают ряд медико-психологических задач: исследовательских, диагностических, коррекционных и профилактических.
Первостепенное значение данная проблема приобретает в связи с задачами профилактики формирования дисфункциональных черт личности в подростковом возрасте, которые влияют на проявление нозологических форм нарушения адаптации. Известно, что подростки при нормальном ходе психического развития, имеют определенные возрастные проблемы, обусловленные физическими, психологическими и социальными факторами. У подростков-сирот эти проблемы выражаются острее.
Таким образом, целью данного исследования является изучение особенностей отношений детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах.
Объектом исследования ставим процесс межличностных отношений между детьми подросткового возраста, воспитывающимися в детских домах.
Предметом исследования являются особенности межличностных отношений между детьми подросткового возраста, воспитывающимися в детских домах.
Согласно цели работы, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) изучить возрастные особенности детей подросткового возраста;
2) выявить особенности отношений детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах в теоретическом аспекте;
3) подобрать методы и описать организацию эмпирического исследования особенностей отношений детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах;
4) описать и проанализировать результаты эмпирического исследования особенностей отношений детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы; эмпирического характера – исследование, анкетирование (по Чумаченко Г.П.), авторские диагностические методики («Q-сортировка» Стефансона В., опрос Басса-Дарки, тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В Гришиной), проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
Экспериментальная база исследования: ____________. Экспериментальная выборка состоит из 10 воспитанников детского дома – базы исследования. Все испытуемые, по мнению воспитателя, проявляют особенности в отношениях друг с другом.
Надежность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплексной совокупности методов исследования; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Общий объем работы составляет 46 страниц. Работа содержит 9 таблиц, 7 рисунков.
Практическая значимость работы заключается в передаче эмпирических результатов исследования действующему педагогу-психологу учреждения для планирования индивидуальной коррекционной работы с испытуемыми.
Глава 1. Особенности отношений детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах в теоретическом аспекте
1.1. Возрастные особенности детей подросткового возраста
Д.Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет). Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны или региона проживания и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет) [29, стр. 83].
Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет). По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков [13, стр. 79].
Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
Дети подросткового возраста имеют повышенную утомляемость. Ускоренный рост и недостаток витаминов и полезных веществ проявляются в проблемах с опорно-двигательным аппаратом: сутулости, искривлении позвоночника. Ребенок начинает предъявлять повышенные требования к своей внешности. Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью во всем [29, стр. 85]:
1) с одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой – ждет общения с ним как с взрослым человеком;
2) вследствие импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел;
3) внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью;
4) желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих;
5) независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.
У детей подросткового возраста присутствуют следующие черты поведения: эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, повышенное самолюбие, резкость суждений, застенчивость и неуверенность в своих силах. В это время наблюдается чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов самооценки подростка является его положение в группе. Для них характерно желание слиться со значимым кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. При этом мнение родителей и других взрослых часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества [29, стр. 87].
Одна из ярких особенностей подросткового возраста – реакция эмансипации. Взросление невозможно без принятия ответственности за свои поступки. Подростки стараются высвободиться из-под влияния взрослых, поступать и действовать самостоятельно. Иногда это стремление чрезмерно и выражается через крайние формы. Подростки конфликтуют со взрослыми, пытаются отгородиться от близких. Чувство «взрослости», рост самосознания, пробуждение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на принятие решений. Он хочет принести пользу обществу, занимать активную жизненную позицию. Однако реализовать себя, осуществлять серьезную деятельность еще не может. Поэтому для него характерна показная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.
Отклоняющееся или девиантное подростковое поведение – это социальное поведение, которое не соответствует установившимся в данном обществе нормам или система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баргесян О.В. Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — 2007. — № 2-2. — С. 28—32.
2) Бережнова Л.Н. Диагностика психической напряжённости детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. — М. - 1995. – 61 с.
3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика. - 1968. - 480 с.
4) Вавилова Л.И. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 — Калининград. - 2000. – 45 с.
5) Великова С.А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях: учеб. пособие. - Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: ВлГУ. - 2018. - 104 с.
6) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика. – 1996. - 533 с.
7) Грачёв Ю.Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М. - 1999. – 46 с.
8) Дементьева И.Л. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 64-73.
9) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. – Ставрополь: СКИПКРО. - 2002. – 59 с.
10) Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога - М.: Владос. - 2002. - 376 с.
11) Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М. - 1990. – 106 с.
12) Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки. - М.: Педагогика. - 1995. – 96 с.
13) Желина Н.Я. Приоритетное внимание работе с подростками. - 1999. - № 6. - С. 77-80.
14) Журавлев А.Л. Шорохов М. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. - М.: «Социум», «Институт психологии РАН». - 2001. — 288 с.
15) Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов РнД.: Феникс. – 2006. – 30 с.
16) Карелин А.А. Методика «Q –сортировка» (В.Стефансон) // Психологические тесты. – М. - 2001. – С.65-69.
17) Количество детей вдетских домах России снизилось до рекордно низкого уровня. Рамблер. – 2018. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://woman.rambler.ru/children/41697507-kolichestvo-detey-v-detskih-domah-rossii-snizilos-do-rekordno-nizkogo-urovnya/?updated
18) Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер. - 2005. — 940 с.
19) Мацевич К.П. Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. - №15. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// sibac.info/archive/guman/9(12).pdf
20) Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М. - 1992. - С. 113-122.
21) Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола. - 1996. — 360 с.
22) Опросник Басса-Дарки. – 2018. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html
23) Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер. - 2005. – 391 с.
24) Стребелева Е.Л. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Полиграфсервис. - 1998. – 336 с.
25) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. Школа. - 1977. — 382 с.
26) Хохлова Л.П., Балавадзе Т.Ш. Межличностные отношения подростков // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — №2. — С. 103—105.
27) Чумаченко Г.П. Взаимосвязь успеваемости и уровня агрессивности учащихся / ВКР. – Казань. – 2009. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_29529.doc
28) Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики. - 2005. — 349 с.
29) Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола. – 2017. – 395 с.
30) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Педагогика. - 1996. – 280 с.