Фрагмент для ознакомления
2
В рамках подготовки концессионных проектов необходимо, в первую очередь, обратить внимание на постановление Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».
Потенциальный концессионер подает предложение в федеральный, региональный или муниципальный орган власти в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, именно по этой форме.
Также на федеральном уровне закреплены примерные формы концессионных соглашений. Отметим, что они носят рекомендательный характер и не учитывают особенностей конкретного проекта.
В свете принятия Закона о ГЧП Правительством Российской Федерации к 1 января 2016 года приняты все 14 нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Закона о ГЧП. В частности, приняты и опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 10 постановлений Правительства Российской Федерации и 4 приказа Минэкономразвития России.
Подзаконные акты регламентируют процедуры, связанные с подготовкой, рассмотрением публичной стороной и оценкой предложений о реализации проектов ГЧП (МЧП), а также отдельные этапы конкурсных процедур, последующие контроль и мониторинг реализации СГЧП (СМЧП).
Таким образом, к настоящему времени на федеральном уровне вся нормативная правовая база для начала реализации проектов ГЧП сформирована.
Региональная нормативно-правовая база о ГЧП включает в себя только специальные законодательные акты и программные документы:
Положения о применении ГЧП
Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный/долгосрочный период.
Концепция развития ГЧП в субъекте РФ на долгосрочный период (в случае решения о ее разработке).
Закон об участии субъекта РФ в ГЧП.
Нормативно-правовые акты для целей развития механизмов ГЧП, в том числе применительно к отдельным отраслям.
Долгосрочные целевые программы субъекта РФ, а также изменения в целевые программы, предусматривающие реализацию проектов ГЧП в соответствующих сферах.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия органов власти субъектов РФ при подготовке и реализации проектов ГЧП.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок функционирования отдельных институтов развития в субъекте РФ (региональный инвестиционный фонд, специализированная организация в сфере привлечения инвестиций и др.).
К региональной нормативно-правовой базе можно отнести:
Закон Республики Алтай от 05 марта 2008 года №15-РЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай».
Закон Алтайского края от 03.04.2014 № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
Постановление Правительства Алтайского края от 19.12.2017№ 460 «О фонде развития Алтайского края».
Распоряжение Правительства Алтайского края от 06.02.2018№29-р «Об утверждении состава Наблюдательного совета Фонда развития Алтайского края и состава Попечительского совета Фонда Развития Алтайского края».
Закон Алтайского края от 02.06.2016 № 43-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» и о признании утратившими силу отдельных законов Алтайского края».
Указ Губернатора Алтайского края от 18.04.2016 № 36 «О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 28.04.2014 № 50».
Постановление Администрации Алтайского края от 13.04.2016 № 123 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере государственно-частного партнерства».
Постановление Администрации Алтайского края от 09.08.2016 № 263 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессиональных соглашениях на территории Алтайского края».
Постановление Правительства Алтайского края от 26.12.2017 №483 «Об утверждении порядка взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края с органами местного самоуправления Алтайского края при подготовке, заключении, изменении, расторжении муниципальными образованиями Алтайского края концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с участием алтайского края в качестве самостоятельной (третьей) стороны.
Таким образом, можно констатировать относительное неравенство субъектов данных отношений, поскольку один из партнеров наделен определенными властными полномочиями (в данном случае контрольными). Подобная ситуация характерна для общественных отношений, регулируемых отраслями публичного права. Важно также отметить, что «развитие современного законодательства отличается высокой степенью динамичности, что объясняется подвижностью общественных отношений, им регулируемых, и адекватными сложившейся мировой ситуации изменениями национальной экономики». Действительно, трансформация процессов взаимодействия субъектов, появление новых явлений и инструментов в экономике порождают возникновение качественно новых правовых образований, что ставит перед правовой наукой задачу их теоретического обоснования, обязательного введения в образовательный процесс в целях дальнейшего эффективного процесса их применения.
2.2 Анализ реализации инфраструктурных проектов в рамках ГЧП в Республике Алтай, ключевые проблемы
Инвестиционная деятельность в Республике Алтай, в частности, ее правовые, экономические и социальные условия и процедура реализации инвестиций в социальную сферу, регулируются региональным Законом от 05 июня 2002 года № 5-31 «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай».
Перечень инвестиционных проектов и порядок их финансирования за счет средств регионального бюджета определяет Правительство Республики Алтай путем формирования региональной инвестиционной программы. Инвестиционная политика республики в настоящее время строится с учетом заинтересованности властей в обеспечении притока инвестиций в АПК, перерабатывающую промышленность, энергетику и туризм.
Рисунок 3 – Инвестиции в основной капитал Республики Алтай в 2018 и прогнозных 2019-2020 гг, млн. руб
Государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории региона осуществляется органами власти путем:
1) разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов на объектах государственной собственности региона, финансируемых за счет средств республиканского бюджета и проведения экспертизы данных проектов в соответствии с законодательством РФ;
2) размещения на конкурсной основе бюджетных средств для осуществления финансирования инвестиционных проектов и предоставления в установленном порядке государственных гарантий по ним;
3) выпуска облигационных и гарантированных целевых займов Республики Алтай, а также с помощью иных форм и методов, предусмотренных законодательством РФ.
В Республике Алтай существуют различные механизмы поддержки инвестиционной деятельности. Для крупных инвесторов предусмотрены налоговые льготы и преференции, субсидирование и возможность совместной реализация проектов, выражающаяся в основном в реализации инфраструктурной части инвестиционных проектов. Также разработан механизм поддержки малого предпринимательства в форме выделения субсидий и грантов.
Специальной государственной структуры по организации работы с инвесторами в республике нет. Работа в данном направлении ведется несколькими ведомствами - Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай, Министерством регионального развития Республики Алтай, Министерством финансов Республики Алтай, а также государственным унитарным казенным предприятием «Управление капитального развития Республики Алтай».
Развитию ГЧП в региональной политике отводится важная роль. Данное понятие власти Республики определяют как объединение государственных и частных ресурсов с целью реализации инфраструктурных проектов. С целью развития ГЧП в регионе принят Закон Республики Алтай от 05 марта 2008 года №15-РЗ «Об основах государственночастного партнерства в Республике Алтай» и создана инвестиционная комиссия Республики Алтай, которая занимается рассмотрением и отбором наиболее перспективных с экономической точки зрения инвестиционных проектов и принимает решения о предоставлении государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай инвесторам.
В настоящее время в регионе на принципах ГЧП уже реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов в сферах малой гидроэнергетики, транспорта и туризма. По ряду проектов ведутся переговоры и достигнуты положительные результаты об участии в их реализации бизнес - структур. В основном речь идет о развитии объектов инженерной и туристической инфраструктуры.
На основании постановления Правительства РФ от 03 февраля 2007 года № 67 на территории региона создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская долина», объем бюджетных вложений на строительство инфраструктуры которой до 2020 года должен составить 4,225 млрд, рублей. Для резидентов ОЭЗ предусмотрено предоставление определенных налоговых льгот.
Инфраструктурные проекты финансируются в основном из средств федерального и республиканского бюджетов, выделяемых, в том числе в рамках действующих целевых программ, частных средств и банковских кредитов. Кроме того, для строительства жилья регионом привлекались облигационные займы, которые были выданы застройщикам на льготных условиях кредитования.
При помощи использования государственно-частных средств на территории ОЭЗ «Алтайская долина» было проведено строительство всесезонного горнолыжного туристического комплекса «Манжерок»: за счет средств бюджета Республики Алтай ведется строительство объектов инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, подъездные автомобильные дороги), за счет средств частного инвестора осуществляется строительство объектов туристического назначения.
За счет средств республиканского бюджета было проведено строительство полигона переработки и хранения ТБО мощностью 32,5 тыс. тонн в год в с.Майма и полигон ТБО в с.Артыбаш Турочакского района. Инвесторы же обеспечили данные объекты оборудованием для сбора, транспортировки, сортировки и переработки отходов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ// [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/FgPHg (дата обращения: 03.05.2020)
2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ// [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/DGgNK (дата обращения: 03.05.2020)
3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 03.05.2020)
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/(дата обращения: 03.05.2020)
5. «Договор к Энергетической хартии» (Подписан в г. Лиссабоне 17.12.1994). Документ прекратил действие для России 18 октября 2009 года (согласно информации на сайте МИД России http://www.mid.ru/ но состоянию на 30.07.2018) // [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/FgPFP (дата обращения: 03.05.2020)
Специальная и научная литература
6. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
7. Аксенова-Сорохтей Ю.Н., Барановская Е.А., Риеккинен М. Развитие государственно-частного партнерства как способ минимизации инвестиционных рисков в Калининградской области // Балтийский регион. - 2017. -Т.9.- № 3. - С. 23-42.
8. Алимова Г.С. Формирование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью регионов (на примере субъектов Центрального федерального округа). - М.: ВЗФЭИ, 2012.-330 с.
9. Ануфриева, Л. П. Международное частное право: учебник / Л. П. Ануфриева, К.А.Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г. К. Дмитриева - 2-е изд., перераб. и дон. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. 688 с.
10. Арапова А.Е. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // В сборнике: ИНФОРМАЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 70-71.
11. Асланян Н.П., Новикова Т.В. К вопросу об основных началах правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации/ЛГеория и практика общественного разви-тия.2015.№ 23.С. 107-109.
12. Баранникова О.С., Руденок О.Ю. Сущность инвестиций; этапы, понятие, функции // В книге: Финансовый и банковский менеджмент: опыт и проблемы Тезисы докладов и выступлений XХ международной научной конференции молодых ученых. Под общей редакцией П.В. Егорова. 2018. С. 288-290.
13. Баранова С.В. Экономический потенциил регионов: статистический обзор, отраслевая направленность бизнеса, госу’дарственно-частное партнерство // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. -№ 5. - С. 102-109.
14. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг,- М.: «Экзамен», 2014 г. - 608 с.
15. Бердус А.С., Тес Ш.Ш. Правовое регулирование иностранных инвестиций // В книге: Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы А.Е. Арутюнова, В.С. Новиков. 2018. С. 52-55.
16. Борисова О. В., Малых Н.И., Овешникова Л. В. Инвестиции [Электронный ресурс] : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : в 2 т. / О. В. Борисова, Н. И. Малых, Л. В. Овешникова. –Москва Юрайт, 2018. - ISBN 978-5-534-01719-9. Т. 2 : Инвестиционный менеджмент. - 2018. - 309 с.
17. Борисова О.В. Инвестиции [Электронный ресурс] : в 2 т. : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. В. Борисова [и др.]. - Москва: Юрайт, 2018.
18. Буторина Т.Н., Мерзлякова А.Д. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций // Modern Science. 2019. № 4-1. С. 177-181.
19. Быков К.В. Понятие социальные инвестиции: цели и задачи // Поиск (Волгоград). 2018. № 2 (9). С. 11-13.
20. Воробьева И.М., Пономарев А.М. Роль инвестиций в экономике // Молодой ученый. – 2015. — №10. – С. 572-574. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/90/18920.
21. Габов А.В. Компенсационные схемы (программы, фонды) на рынке ценных бумаг // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. №6.
22. Зенкина Е.В., Исиченко А.И. Глобальная конкуренция в современном мире - г. Уфа, Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития науки», 2015 г.
23. Ильин И. В. Преимущества и недостатки раздельного механизма реализации инфраструктурных инвестиционных проектов // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. -№ 6. - С. 92-95.
24. Инвестиционный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник и практикум / под общ. ред. Д. В. Кузнецова. - Москва : Юрайт, 2018. - 276 с.
25. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.-32 с.
26. Конакова Л.В., Овечкина О.В. Экономические особенности управления инвестициями в организации // В сборнике: Управление экономикой, системами, процессами сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 81-85.
27. Кондрашова Р.А., Ашихина МЛ. Развитие инновационного предпринимательства на примере Центрального федерального округа России //Научные записки ОрелГИЭТ. - 2017. -№ 1 (19). - С. 44-46.
28. Мигунова Г.С. Государственно-частное партнерство как инструмент региональной политики //Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - 2013. - № 1 (9). - С. 64-68.
29. Мигунова Г.С. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Центрального федерального округа //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2012. - Ns 2-1. - С. 74-81.
30. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) // [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/FgPG3 (дата обращения: 06.02.2019)
31. Музалевская В.А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в целях обеспечения экономической безопасности России // Современные евразийские исследования. 2018. № 2. С. 87-94.
32. Озина А.М., Сутягина И.И., Сутягина О.В. Выбор оптимальной модели государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. -2016. -No 10 (65). - С. 155-163.
33. Остовская А. А. Активизация ГЧП на основе оценки инвестиционной привлекательности морских портов//Вестник ОрелГИЭТ. -2018. - № 1 (43). - С. 42-47.
34. Савруков А.Н., Савруков Н.Т., Козловская Э. А. Оценка состояния и уровня развития проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ//Вопросы экономики. - 2018. -№7. - С. 131-141.
35. Тарасова Ю.А., Лурда Р.В., Ясеницкая М.И. Правовое регулирование режима иностранных инвестиций в Российской Федерации // Вестник современных исследований. 2018. № 12.11 (27). С. 203-205.
36. Устойчивое развитие регионов России: вызовы, риски, стратегии / Финансовый университет; под общ. ред. Матвеева В. В. - М. : Русайнс, 2017. - С.61-65.
37. Швец Н.А. Понятие и сущностная характеристика портфельных инвестиций // В сборнике: Комплексное социально-экономическое и территориальное развитие Центрального федерального округа сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 223-226.
38. Шманев С.В., Суханов А.В., Морковкин Д.Е. Перспективы развития промышленности Республики Крым на основе механизма государственно-частного партнерства // Вестник ОрелГИЭТ. - 2018. -N° 2 (44). - С. 96-104.