Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспорт как одна из важнейших отраслей экономики играет особенно значительную роль в экономических районах с обширной территорией. Приморский край относится к числу таких районов. Освоение его огромных природных богатств происходит по мере создания и расширения системы транспортных связей. В Приморье функционируют все основные виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Этими видами транспорта осуществляется перевозка грузов внутри края, обеспечивается связь Приморья с соседними территориями, со всей страной и странами АТР.
Актуальность исследования рынка транспортно-логистических услуг Приморского края обусловлена геополитическими интересами России в области экономического прорыва в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Необходимость развития рынка транспортно-логистических услуг, модернизации транспортной инфраструктуры, создания мощных логистических центров и современных портов в Приморском крае, не раз отмечалась Президентом РФ В.В. Путиным. Социально-экономический подъём этого региона – важ-нейший национальный приоритет нашей страны.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение транспортно-логистического, таможенного обеспечения внешнеэкономических связей Приморского края с Китаем.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
провести анализ рынка транспортно-логистических услуг Приморского края: про-блема и тенденции развития во внешней торговле с Китаем;
охарактеризовать перспективы российско-китайских отношений в области транс-портной логистики.
Объектом исследования являются внешнеэкономические связи Приморского края и Ки-тая, предметом – транспортно-логистическое и таможенное обеспечение этих связей.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Анализ рынка транспортно-логистических услуг Приморского края: проблема и тенденции развития во внешней торговле с Китаем
Тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг Приморского края показы-вают, что он ежегодно сохраняет высокие темпы роста. Тем не менее, существует ряд проблем, возникших на фоне нестабильности экономической ситуации и снижения объе-мов перевозки. В их числе: низкие технический и технологический уровни транспортно-грузовых узлов, включающих в себя терминалы, складское хозяйство, логистические и распределительные центры, а также низкий уровень имеющихся транспортных коммуни-каций [2].
В Приморском крае недостаточно эффективно функционируют транспортные сети и раз-вязки, отсутствует достаточное количество современных складских высокотехнологич-ных комплексов. Важной проблемой для рынка транспортно-логистических услуг являет-ся также высокий уровень износа транспортных средств и его моральное устаревание. Подвижной состав большинства транспортно-логистических компаний не может обеспе-чить повышенную надежность и экономичность в эксплуатации, требует модернизации и технического переоснащения. Кроме того, в Приморском крае наблюдается несоответ-ствие имеющихся портовых сооружений современным техническим требованиям и ха-рактеристикам. Большая часть морских портов края построена более 40 лет назад, в связи с этим почти 60% из них не могут принимать суда большого тоннажа. Использование мо-рально устаревшего технического оборудования снижает эффективность и скорость орга-низации погрузо-разгрузочных работ в морских портах и на железнодорожных станциях.
Одним из ключевых факторов, которые сдерживают развитие рынка ТЛУ Приморского края, является физический износ и устаревание транспортных средств. В табл. 1 приведе-ны данные о степени износа основных фондов разных видов транспорта Приморского края.
По сведениям таблицы 1 видно, что максимальная степень износа основных фондов наблюдается на грузовом автомобильном транспорте. На конец 2019 г. она составила 68,6%. Вместе с тем, степень износа основных фондов деятельности морского транспорта в последние пять лет упала с 39,1 до 37,2%, воздушного транспорта с 54,1 до 39,2%, а сте-пень износа основных фондов железнодорожного упала с 37,5 до 32,9%. Данные показа-тели показывают положительную тенденцию развития рынка транспортно-логистических услуг Приморского края.
Следует отметить, что транспортно-логистическая система Приморского края, в большей мере образована небольшими операторами рынка и, в зависимости от уровня интеграции и координации их логистической деятельности, можно выделить три основных уровня логистических посредников региона: узкофункциональные логистические посредники: 1PL, 2PL и 3PL — провайдеры. Провайдеров 3PL-уровня имеется незначительное коли-чество, да и они в полной мере не отвечают этому статусу. Операторов 4PL-уровня в Приморском крае пока нет вообще. Приоритетную долю занимают компании узкого про-филя, осуществляющие железнодорожные и автомобильные перевозки, а морскими и авиаперевозками занимаются крупные компании.
Приморский край активно развивает торгово-экономические связи с государствами АТР. Тем не менее, экономическая и политическая ситуации в государстве не в лучшую сторо-ну повлияли на объемы грузооборота транспорта Приморского края (см. табл. 2).
Как видно из таблицы 2, грузооборот всех видов транспорта Приморского края в целом упал в 2019 г. по сравнению с предыдущим 2018 г. на 12,2%, а по сравнению с 2015 г. на 21,3 %. Это произошло в связи с резким падением грузооборота на морском транспорте. Так, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. его грузооборот снизился на 19,8%, а по сравнению с 2015 г. на 30,5 %. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2019 г. по сравнению с 2015 г. увеличился на 17,4%, автомобильного – на 9%. Значительный прирост этого пока-зателя в 2019 г. наблюдается на автомобильном транспорте – 17,4% по сравнению с 2018 г.
В таблице 3 приведены данные о грузообороте морского транспорта Приморского края по видам плавания.
По данным таблицы 3 видно, что объем грузооборота морского транспорта Приморского края в 2019 г. в целом снизился по сравнению с 2015 г. на 30,5 %, а по сравнению с предыдущим 2018 г. – на 19,8%. Особенно значительно за этот же период снизился объем грузооборота по каботажному плаванию – на 42,6 %. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. наблюдается резкое уменьшение грузооборота в заграничном плавании – на 32,5 %.
В регионе с большим запасом ресурсов, развитая транспортная инфраструктура является базовым условием реализации экспортного потенциала и стабильности. Тем не менее, со-временной транспортной инфраструктуре, которая обеспечивает развитие рынка транс-портно-логистических услуг Приморского края, нужен комплекс производственных мощностей для ее эффективной работы [6]. В связи с этим рассмотрим ввод в действие основных
Как следует из таблицы 4, на протяжении исследуемого периода ежегодно обеспечивает-ся ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования.
В 2018-2019 гг. были введены в действие автомобильные дороги с твердым покрытием общего пользования и небольшое количество километров железных дорог. В 2018 г. была проведена электрификация 1,4 км железных дорог и построены мосты – 170,7 пог. м. В 2019 г. было построено 83,0 пог. м. причалов морских портов. Однако с 2014 г. строи-тельство взлетно-посадочных полос с твердым покрытием вообще не осуществлялось.
Таким образом, данные таблицы 4 свидетельствуют о медленном вводе основных произ-водственных мощностей транспорта, что говорит о недостаточном их развитии в регионе.
На следующем этапе рассмотрим данные о протяженности путей сообщения в Примор-ском крае (таблица 5).
Из данных таблицы 6, видно, что протяженность путей сообщения в Приморском крае на протяжении пяти последних лет остается практически неизменной и даже немного сни-жается. Это еще раз подтверждает неразвитость инфраструктуры рынка транспортно-логистических услуг этого региона.
Далее рассмотрим плотность путей сообщения в Приморском крае, которая измеряется в количестве км пути на 1000 км2 территории (таблица 6).
Как показывают данные таблицы 6, на протяжении исследуемого периода (2015-2019 гг.) при неизменной плотности железнодорожных путей общего пользования, наблюдается тенденция незначительного увеличения плотности автомобильных дорог с твердым по-крытием общего пользования. Однако в 2019 г. по сравнению с 2018 г. плотность автомо-бильных дорог, как общего, так и необщего пользования, снизилась.
Важным фактором, влияющим на развитие рынка ТЛУ в Приморском крае, является реа-лизация целого ряда крупных инфраструктурных проектов, в числе которых: создание международных транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2, открытие Свобод-ного порта Владивосток и территорий опережающего развития (ТОР).
Приоритетным направлением развития транспортно-логистической деятельности региона является увеличение объемов железнодорожных перевозок транзитных грузов стран АТР по территории Приморского края по международным транспортным коридорам «Примо-рье-1» и «Приморье-2» (международный транзит) из Китая через Владивостокский мор-ской торговый порт в Южную Корею, Японию и на юг КНР.
По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) внешнеторговый оборот Приморского края в 2019 г. составил 6 817,8 млн. долларов США, что на 28,1% больше, чем в 2016 г., при этом экспорт увеличился на 41,2%, а импорт – на 19%. Основным важ-нейшим стратегическим партнером является Китай, доля во внешнеторговом обороте ко-торого с каждым готом стремительно растет [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатцев, В.И., Басыров И. М. Оценка факторов, влияющих на выбор оптимально-го местоположения объектов логистической инфраструктуры // Наука и техника транс-порта. – 2017. — №1 – С. 33-37.
2. Баукова Н.Г. Карпова М.И., Киселева В.Ю., Кривобород Л.Н., Филонова Е.А., Храмкова В.А. Транспорт в Приморском крае. Статистический сборник // Приморскстат, 2018. – 37 с.
3. Майзнер, Н.А. Исследование состояния и перспектив развития транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока //Экономика и предпринимательство. – 2016. – №3-2 (68-2) – С. 349-356.
4. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-6. - С. 1030-1033 [Электронный ресурс] // Макарова А.О. Экономическое сотрудниче-ство России с Китаем на примере Приморского края. - Режим доступа: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=10089 (дата обращения 05.05.2020).
5. Проблемы и перспективы развития торгово-экономических связей Приморского края РФ с КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/ text/78/443/80433-3.php (дата обращения 05.05.2020).
6. РЖД Партнер. Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/reviews/obzor-gruzooborota-morskikh-portov-rossii-itogi-2016-goda/ (дата обращения 05.05.2020).
7. Таможенная статистика внешней торговли. [Электронный ресурс].– Режим досту-па: http://dvtu.customs.ru/index.php (дата обращения 05.05.2020).
8. Lan, S.L., Zhong, R.Y. Coordinated development between metropolitan economy and logistics for sustainability / Resources, Conservation and Recycling 128, 2018, p. 345-354.
9. Официальный сайт ВГУЭС [Электронный ресурс] // Международное образование. - Режим доступа: http://mbf.vvsu.ru/enter/international_education/ (дата обращения 05.05.2020).
10. Официальный сайт Даляньского океанологического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lxs.dlou.edu.cn/1771/list.htm (дата обращения 05.05.2020).
11. Официальный сайт администрации Приморского края и органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/development/ results/ (дата обращения 05.05.2020).
12. Официальный сайт законодательного собрания Приморского края [Электронный ресурс] // Приморье - Хэйлунцзян: перспективы сотрудничества. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/press-service/press-relizy/92321/ (дата обращения 05.05.2020).
13. Экономическое сотрудничество КНР и России [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: http:// otherreferats.allbest.ru/international/00026640_0.html (дата обращения 05.05.2020).