Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из важнейших мест в системе права и юридической науки является административное право, поскольку оно является основной, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право является основой правового регулирования различных общественных отношений, возникающих каждый день в различных сферах общественной и государственной жизни.
Административное право является одной из наиболее объемных отраслей, поскольку оно регулирует организацию и деятельность широко разветвленного административного аппарата, всех частей исполнительной системы, а также всех сфер экономического и социального развития, а административное право можно охарактеризовать как самую мобильную отрасль права. С помощью административно–правовых норм определяются правовой статус, правовой статус граждан, государственных органов, а также их взаимоотношения.
Административное право взаимодействует с различными юридическими отраслями, например, с конституционным, уголовным, финансовым и налоговым законодательством. Это взаимодействие связано с тем, что в административном праве рассматриваются многие виды и сферы общественных отношений, которые могут регулироваться административным законодательством вместе с другими отраслями права.
Степень разработанности темы: В 1995;1998 гг. было издано много научной и учебной административно–правовой литературы. Профессора А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, Ю.А. Копытов, В. М. Манохин, Д. М. Овсянко, Ю. А. Тихомиров и другие ученые опубликовали свои учебники по административному праву. Некоторые из них в свете стремительно развивающихся событий уже устарели и, тем не менее, новые работы некоторых из вышеперечисленных авторов в частности Ю. А Тихомирова послужили хорошей базой для написания курсовой работы.
Объект исследования: составляет административное право как отрасль российского право.
Предмет исследования – исследование административного права как науки и учебной дисциплины.
Цель курсовой работы – рассмотреть административное право как отрасль права.
Задачи:
– определить понятия административного права.
– рассмотреть предмет и метод административного права.
– проанализировать функции и принципы административного права.
–выявить сущность административного права в системе юридических наук.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере административного права.
Методы исследования – теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и метод административного права
1.1. Понятие административного права
Административное право как отрасль российского права представлено системой юридических норм, предназначенных для регулирования и контроля отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации задач и функций государственных органов власти, местного самоуправления.
Также эта отрасль права регулирует отношения внутриорганизационного характера, которые возникают в организациях, на предприятиях и в учреждениях.
Административное право можно отличить по следующим признакам:
–основополагающая отрасль публичного права;
–формирование с помощью совокупности юридических норм;
–наличие обособленного предмета правового регулирования в качестве управленческих отношений, проявляющихся в области государственного управления и в прочих сферах;
–наличие собственного метода правового регулирования;
–внутренняя согласованность, включает определенные элементы;
–внешнее выражение, закрепление в определенных формах, представляющих собой источники [26, с. 102].
Критериями (основанием) деления права на отрасли является предмет, метод, обособленная нормативная база.
Под административным правом как отрасль права понимают ряд правовых норм, регулирующих государственное управление обществом, порядок взаимодействия граждан с любыми государственными органами, нормы поведения граждан в той или иной ситуации, нарушение правил должностных полномочий и все, что касается жизни самого общества. Только административное право может дать ответы на многие вопросы в общественных отношениях между чиновниками и гражданами – таким образом, оно регулирует законное функционирование любых подразделений исполнительной власти страны.
Административное право можно определить как отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной и регулирующей деятельности государственными органами, а также в связи с осуществлением административной деятельности от имени государства другими государственными органами и неправительственные организации для обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан.
Административное право регулирует основную – властную – деятельность государственной и муниципальной администрации и тесно связанную с ней работу по заключению и исполнению административных контрактов (соглашения о разграничении полномочий, контракты о военной службе и т. д.). Основной задачей административного права является правовое обеспечение конституционного положения граждан[18].
Будучи неотъемлемой частью структуры права, административное право относится к нему как к части и как целому. По сути, административное право ничем не отличается от любой другой отрасли права. Административно–правовые нормы, а также иные правовые нормы устанавливаются государством (уполномоченными государственными органами) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается хозяйственной, организационной, социокультурной деятельностью и гарантируется принудительной властью государства.
Однако административное право отличается от других отраслей права, подлежащих регулированию. Он регулирует отношения управления, то есть отношения, развивающиеся в основном в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права входит широкий круг общественных отношений, возникающих в общественно–политической, социально–культурной, экономической жизни страны.
Административное право (АП) в российском законодательстве является одной из важных отраслей правового урегулирования в отношениях между самими гражданами и властью, оно характеризуется как публичное право, защищающее интересы, как государства, так и общества в целом:
– Это основополагающая отрасль публичного права в РФ;
–Выражается в особом спектре правового урегулирования;
–Рассматривает преимущественно управленческие правоотношения между всеми слоями общества;
–Регулирование происходит по своим методикам правовых законодательных актов;
–Юридические нормы (АП) согласованы и состоят из отдельных разделов;
–Право выражается в публичных источниках, доступных для каждого гражданина и органам управления[17].
Основными задачами административного права можно определить как:
1. Создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
2. Создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;
3. Правовое обеспечение демократических принципов в деятельности государственного управления;
4. Создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;
5. Обеспечение безопасности страны, организаций, граждан, в том числе защита граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, халатности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти [20, с. 154].
Административное право выделяется отдельной правовой законодательной базой, и подразделяется по группам. Значение этой отрасли заключается в регулировании взаимоотношений с любым видом власти и гражданами, то есть управленческие отношения, поскольку они являются публичными правоотношениями. В новых условиях оно направлено на защиту интересов граждан от произвола властей в той или иной форме, или конкретного чиновника.
1.2. Предмет и метод административного права
Административное право как отрасль права регулирует общественные отношения в области государственного управления, а также управленческие отношения, которые могут возникать в других областях жизнедеятельности общества. Все перечисленное и составляет предмет административного права.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2–ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138–ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184–ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
6. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Проспект, 2017. 568 с.
7. Алехин, А. П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Дрофа, 2016. - 730 c.
8. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 3-е издание, пересм. и доп. – М.: Норма, 2013. – 816 c.
9. Васильев А.В. Теория права и государства. Учебник. М.: РАГС, 2012. 411 с.
10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М.: Норма, 2016. 673 с.
11. Громова Г.А. Теоретические проблемы выделения административного права в российской юриспруденции // Административное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 409 – 416.
12. Демин А.А. Соотношение конституционного и административного права в системе российского права. // Административное право и процесс. 2018. № 1. С.28–33.
13. Канунникова Н.Г. К вопросу о понятии административного права // Административное право и процесс. 2013. № 7. С. 45 – 47.
14. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2013. 567 с.
15. Конин Н.М., Маторина Е.И. Административное право: базовый курс. М.: Юрайт, 2014. 574 с.
16. Копытов, Ю. А. Административное право / Ю.А. Копытов. - М.: Юрайт, 2013. - 656 c.
17. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт–Издат, ООО, 2017. 521 с.
18. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно–практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2016. 117 с.
19. Манохин, В. М. Административное право России / В.М. Манохин. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 272 c.
20. Осинцев Д.В. О методологии исследования предмета административного права // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 10 – 16.
21. Попов А.И. Место и роль административного договора в системе административного права // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 16 – 20.
22. Потапова А.А. Административное право: конспект лекций. М.: Проспект, 2017. 128 с.
23. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. Учебное пособие. М.: Норма, 2017. 240 с.
24. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Том 1 / Ю. Н. Старилов. – Т.1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. – М.: НОРМА, 2015. – 728 с.
25. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. - 698 c.
26. Четвериков B.C. Административное право: Учебное пособие. М.: Риор, 2015. 278 с.
27. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2017. 1136 с.
28. Юсупов, В. А. Главная идея административного права / В. А. Юсупов // Административное право и права человека. – Волгоград, 2015. – 345 с.