Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблемы в организации и осуществлении власти государства вызывали интерес, как у теоретиков, так и у практиков на протяжении большого количества времени. Мировой опыт убедительно показывает, что важным условием успешного функционирования власти государства выступает принцип разделения властей. По этой причине имеется необходимость совершенствования системы практической реализации власти государства в современной Российской Федерации на всем пространстве, как на уровне регионов, так и федерации, в общем.
Власть государства всегда материализуется в конкретной системе органов государства, способы связей между которыми обуславливаются соотношением разных политических сил в стране. В условиях политического демократического режима важное значение на взаимоотношения органов власти государства оказывает принцип разделения властей, являющийся основным принципов строительства государства, один из юридических основ гражданского общества, а также является той функциональной базой, обеспечивающей эффективную деятельность государственной системы.
Как показывает ход развития истории, идея разделения властей неизменным образом приобретает актуальность в тех странах, где были проведены демократические реформы государственной власти. На данный момент принцип разделения властей установлен в конституциях большинства государств мира, но системы его практической реализации значительно отличаются друг от друга.
Принцип разделения властей выступает в качестве основополагающего принципа в государстве на конституционной основе. Он определяет независимость и самостоятельность таких систем государственного механизма, как исполнительная, судебная и законодательная. Это значит, что законодательную власть призван осуществлять орган законодательной власти, правосудие – органы судебной власти, а исполнительную деятельность – органы исполнительной власти.
Подобное распределение функцией требуется для того, чтобы исключить сосредоточение всей компетенции в ведении определенного единого властного органа и предназначен для предотвращения произвола. Вместе с тем все ветви власти остаются, однако, едиными и целостными, которые осуществляют взаимный контроль и взаимодействие, что дает возможность не допустить нарушения действующего законодательства.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с системой государственной власти в РФ.
Предмет исследования – осуществление государственной власти исходя из принципа разделения властей в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование системы государственной власти в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие и основные черты государственной власти;
2)рассмотреть историю возникновения принципа разделения властей;
3)провести исследование сущности и содержания принципа разделения властей;
4)изучить разделение властей по горизонтали и вертикали;
5)исследовать систему органов государственной власти.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика государственной власти
1.1.Понятие и основные черты государственной власти
Государственная власть – это способ управления обществом, для которого свойственна опора на специализированный аппарат принудительной силы, основанной на авторитете .
Государственная власть:
1)выступает в качестве публичной власти (в официальной форме управляет общества в целом) и политической, то есть она призвана регулировать правоотношения между малыми и большими общественными группами и, выступая в качестве относительно независимой от общества, руководит им в интересах той его части, которая овладела данной властью;
2)выступает в качестве независимой власти, то есть в области дел государственного значения имеет верховенство, независимость и самостоятельность в отношении к определенной другой власти как внутри страны, так и за его рубежом;
3)подлежит осуществлению на постоянной основе специализированным властным аппаратом (аппаратом государства);
4)имеет монопольное право использовать меры принуждения по всей территории собственного действия;
5)имеет монопольное право налогового обложения конкретных лиц, которые находятся на государственной территории (для формирования государственного бюджета);
6)подлежит распространению на всех лиц (как граждан, так и организаций), которые находятся на территории государства (исключение составляют только дипломаты иностранных государств);
7)издает акты нормативно-правового характера.
Власть государства и само государство нельзя отождествлять. Государственной властью признается способ управления обществом, а государство является способом организации общества.
К признакам государственной власти следует отнести:
1)всеобъемлющий характер государственной власти предполагает, что власть государства подлежит распространению по всей территории и на все население страны, на всех лиц, которые находятся на данной территории;
2)власть государства обладает возможностью правомерно использовать принуждение;
3)прерогатива власти государства предполагает, что государственная власть может приостановить, разрешить, признать ничтожным, запретить проявление любой другой власти на собственной территории;
4) структурировать власти государства предполагает, что она выражается вовне в качестве особенного аппарата, где все органы связаны друг с другом иерархическим соподчинением. Помимо этого, каждый орган обладает определенным жестким механизмом: состоит из должностных лиц и органов, которые связаны друг с другом иерархическим соподчинением. Это внешний механизм государственных органов предполагает внутреннюю сторону структурированности власти государства.
Власть государства связана с правом, она имеет монополию на нормотворческую деятельность, а право является наиболее эффективным регулятором отношений в обществе.
1.2. История возникновения принципа разделения властей
Теория разделения властей обладает трехсотлетней историей своего развития. Однако, несмотря на это, в современной политической и правовой, учебной и научной литературе продолжается дискуссия по вопросу о существовании и сущности этой категории.
Идея разделения властей сформировалась на пути постоянного поиска идеального государства. Теоретическая основа возникновения данной идеи была подготовлена историческим ходом, а толчком для ее возникновения стали революции буржуазного характера в Англии в период с 1640 по 1648 годы и во Франции в период с 1789 по 1794 года.
Формирование теории разделения властей уходит собственными корнями в далекий 16 и 17 век. В качестве ее основателей следует считать французского юриста Шарля Луи Монтескье и английского философа Джона Локка. Значительный вклад в историческое развитие теории разделения властей внес один из известных деятелей Российского государства Михаил Михайлович Сперанский.
Несомненно, принцип разделения властей не просто сформировался в умах данных политических деятелей и великих мыслителей. Для своего формирования, она должна обладать некоторой основой в виде исторического и социально-политического опыта. Организация общества должна была достичь в собственном развитии такого уровня, при котором была сформирована необходимость вести речь о разделении властей.
Что же такое власть? Это возможность и право распоряжаться кем-либо или чем-либо по собственной воле. Человеческая история знает такие организации власти государства, при которых имеется безграничное выражение власти, т.е. ничем не ограниченное распоряжение судьбами всей страны и граждан данных государств. В качестве примеров данной власти можно привести тиранию, деспотизм, самодержавие, абсолютизм, монархию, а также государства на рабовладельческой основе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, N 3, 06.01.1997
3. Абросимова Е. Саморегулирование судебной власти: основания, содержание, тенденции // Сравнительное конституционное обозрение. - М.; Институт права и публичной политики, 2013. - 4 (49). - С.146-154.
4. Алексеев С.С. "Государство и право". Учебное пособие. - М.: "Юридическая лит-ра", 2011. - с. 126.
5. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. - 2013. - №15. - С. 42 - 45.
6. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М.: "Новый юрист". 2014. - с. 241.
7. Батонова С.А. Судебная система России. - М.: Юрист, 2012. -222 с
8. Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2014. - 164 с.
9. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России / С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев // Государство и право. – 2015. - № 10
10. Гущин В.В. Теория государства и права вопрос - ответ.- М.: Право и закон, 2013.-128с.
11. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека. // Государство и право. - 2012. - № 8. - с.34-39.
12. Ершов В.В. Правосудие, правопонимание и правотворчество в условиях глобализации // Российское правосудие. 2011. № 12. - С.5-8.
13. Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений Россий.- М.: Юрист, 2013. - с. 212.
14. Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К. Краснов // Право и управление. XXI век. – 2012. – №1.
15. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 15. - С.4-8.
16. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2015 г. С. 87
17. Мильнер Б.Н. Исполнительная власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики № 7, 2014 г.- С. 94
18. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности // Новый Юристъ. 2012
19. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012
20. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ // Государственная власть и местное самоуправление, 2013
21. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. – М.: Белые альвы, 2015. – С. 117.
22. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 6 е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. — 704 с.
23. Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Элит, 2013
24. Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы // Право и политика. 2013. №10