Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи современного общества.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения условий охраны труда и обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты ребенка и формирования у него элементарных основ безопасности.
Период дошкольного и школьного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие характера, способностей и навыков в дальнейшем. Именно в этот интересный и сложный период происходит процесс социализации и устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия - миром людей, природы и предметным миром. Также в этом возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья и прочные основы здорового образа жизни.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Теоретико-методологической базой настоящей работы являются труды таких видных исследователей, как Белая Н.Ю., Авдеева Н.Н., Дмитриенко З. С., Родионов В.А., Шипунова В. А. и т.д.
Предмет исследования: безопасность жизнедеятельности ребенка.
Объект исследования: личная безопасность ребенка.
На основании выше изложенного мы сформулировали следующую цель работы: изучить сущность и особенности формирования безопасного существования ребенка.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные аспекты безопасной жизнедеятельности в современном обществе;
-обозначить основные проблемы в обеспечении безопасности ребенка;
-рассмотреть роль семьи и школы в формировании культуры безопасной жизнедеятельности ребенка;
-определить психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности ребенка.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Основы безопасности жизнедеятельности в современном обществе
1.1 Общество и безопасность: особенности взаимодействия
В настоящее время уровень общественной и личной безопасности граждан является одним из важнейших факторов, влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое и культурное развитие. На современном этапе понятию безопасности в обществе уделяется значительное внимание.
Общенаучное понимание безопасности формирует теоретико-методологическую базу для выделения в ней группы отношений, которые выступают как конкретные разновидности общего понятия безопасности, в осмыслении которого в равной степени важны все образующие его элементы.
Большинство исследователей понимают безопасность личности как систему мер по защите ее от различных угроз, возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать угрожающие ситуации. А. Н. Сухов предлагает рассматривать структуру процесса влияния опасности в двух аспектах - статистическом и динамическом. Статистический аспект предполагает источник опасности, объект, подвергающийся опасности и средство, которыми источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект представляет совокупность цели, которую ставит источник опасности по отношению к объекту, процесса самого воздействия источника опасности на объект и результата этого воздействия.
Т. М. Краснянская утверждает, что при определении особенностей безопасности общества, необходимо учитывать ее динамическое начало, функциональное по своему содержанию. Понятия «безопасность» и «опасность» включают диалектически взаимосвязанные характеристики условий объективной реальности, отражающие ее противоречивые стороны.
Как считает А. Л. Романович, безопасность общества не может рассматриваться только как состояние. Это «... еще и отношения, и свойство конкретной системы, результат и условия деятельности различных структур, направленных на обеспечение определенного уровня безопасности». С точки зрения А. Л. Романовича, безопасность представляет собой характеристику, способ бытия самого объекта в окружающей его среде.
Близкого взгляда придерживается И. А. Баева, полагая, что понятие «безопасность» включает в себя: «актуализацию возможностей личности, взгляд на жизненные препятствия, трудности, являющиеся способами выделения ее важности и значимости». Ф. К. Мугулов подчеркивает, что общее понятие безопасности можно определить как совокупность признаков, характеризующих стабильное состояние защищенности объекта от разного рода угроз и опасностей, действие которых может оказать негативное влияние на его структурную и функциональную целостность вплоть до полного разрушения или неконтролируемой трансформации в другое объектное качество». Ученый выделяет социально-содержательные компоненты категории «безопасность», рассматривая их в трех формах: безопасность-цель, безопасность-норма, безопасность-состояние.
Юридически формализованным выражением безопасности в обществе служит право личности на безопасность, под которым понимают правовую возможность личности сохранить свое состояние безопасной жизнедеятельности, реализации своих жизненно важных потребностей и интересов различного характера в социуме.
Одним из наиболее всесторонних исследований безопасности личности в обществе являются работы О.А. Колоткиной. Согласно ее мнению, безопасность в обществе является одной из основных потребностей человека, без удовлетворения которой личность не может полноценно существовать, действовать и развиваться в социуме. Понимаемое таким образом право личности на безопасность в обществе является одной из важнейших характеристик юридической безопасности человека.
К проблеме правового обеспечения безопасности обращались также В.С. Устинов и В.А. Толстик. Последний выделяет общеправовые принципы права в целом, поскольку именно на них в подавляющем большинстве случаев ориентируются законодатель и правоприменитель при решении проблемы ограничения прав человека.
Нормативное содержание безопасности предусматривается в Федеральном законе от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» , согласно которому, работа по обеспечению безопасности включает:
-анализ и оценку угроз безопасности общества;
-определение основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
-правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
-применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности и т.д.
Ввиду вышеизложенного, можно утверждать, что безопасность взаимодействует с обществом. В настоящий период, приобретая нормативное закрепление обществом, безопасность жизнедеятельности перестает быть неопределенной категорией.
Вместе с тем безопасность начинает рассматриваться как социальное явление, сформированное обществом и имеющее двойственную природу. С одной стороны, безопасность - это основной фактор обеспечения жизненно важных интересов личности в социуме, а также интересов государства и общества в экономической, культурной, политической и социальной сферах. С другой стороны, безопасность, в некоторых случаях, противопоставляется свободе, так как ее обеспечение в обществе достигается с помощью ограничения субъективных прав.
В настоящий момент современное общество остро нуждается в научно
разработанной концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности индивида. Для обеспечения взаимодействия общества и безопасности создаются модели взаимосвязей личности и органов правопорядка. К примеру, формируется модель обеспечения безопасности частной собственности в обществе, осуществляемая органами правосудия.
Как показывает правоприменительная практика, ведущими проблемами обеспечения взаимодействия общества и безопасности являются угрозы терроризма, экстремизма и незаконной миграции. В целях предотвращения вышеперечисленных угроз и обеспечения взаимодействия общества и безопасности необходимо не только повышать уровень активности и эффективности координации органов государственной власти, но также совершенствовать правовую базу обеспечения общественной безопасности.
Необходимо отметить, что в настоящий момент действует около 40 федеральных законов и программ, касающихся обеспечения безопасности практически во всех сферах жизнедеятельности общества и противодействия отдельным видам угроз.
Для устранения проблем обеспечения взаимодействия общества и безопасности необходимо осуществление следующих эффективных мер:
- разработка и принятие федерального закона о безопасности человека в Российской Федерации, закрепляющего основные принципы и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека на различных этапах и при проявлении различного вида угроз;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин Ю.П. Качество жизни населения России в XXI веке: благополучные годы (2002-2012): по результатам социологических исследований. - М.: МАКС Пресс, 2017. - 227с.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002. – 362 с.
3. Бабосов Е. Качество жизни - основной критерий эффективности экономической системы // Общество и экономика. - 2019. - N 3. - С.49-60.
4. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Сборник научных статей. — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.
5. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб., 2002. – 271 c.
6. Белая K.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
7. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
8. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.-2003.-№1.-С.4-9.
9. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004.
10. Гайсина С. Качество жизни населения в условиях социальной модернизации // Общество и экономика. - 2017. - N 9. - С.189-201.
11. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
12. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240 с.
13. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000. – 279 с.
14. Ехлакова Е.А. Качество жизни: синергия управления факторами обеспечения. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 218с.
15. Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Уч. Пособие.- Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007.-44с.
16.Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004, №4.
17. Колоткина О.А. Право личности на безопасность: понятие и механизмы обеспечения в РФ: теоретико-правовое исследование: автореф. канд. юрид. наук. – Саратов, 2009. – С. 42.
18. Краснянская Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие / под ред. А. В. Непомнящего. - Ставрополь, 2005. – 216 c.
19. Макурина Н.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире. // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20 — 21 апреля 2012 г. — Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ) им. И.Н. Ульянова. — Ульяновск: УлГПУ, 2012. С. 110-115
20. Мугулов, Ф. К. Безопасность и личность : взгляд на методологию и практику социологического анализа / Ф.К. Мугулов. - С.163-178.
21. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.
22. Подузов А.А. О возможностях оценки субъективного качества жизни / А.А.Подузов, В.С.Языкова // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 5. - С.63-72.
23. Родионов В.А. Психология здоровья детей и подростков. Учебно-методический комплекс М: МГПУ, 2009. 20 с.
24. Романович А. Л., А.Д.Урсул. Безопасность и устойчивое развитие (философско-концептуальные проблемы). - М.: Друг, 2001. – 186 c.
25. Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.
26. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно–методическое пособие по основам безопасности, изд-во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2002.
27. Сыманюк Э.Э, Печеркина А.А, Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды. //Педагогическое образование в России. — 2011. — № 1. — с. 20-23
28. Толстик В. А. Противоречия в понимании и практике ограничения прав и свобод человека и гражданина / /Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сборник научных трудов. Ч. 1. С. 162.
29. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
30. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5- 8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с.
31. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями на 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011. – № 1. – Ст. 2.