Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к развитию детей. Согласно тексту указанного документа, педагоги дошкольных образовательных организаций должны создавать условия, которые бы способствовали формированию позитивных, доброжелательных отношений между воспитанниками, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. Дружеские отношения между дошкольниками будут возможным, если они получат элементарные представления о народной культуре, включающей информацию о традициях, верованиях, мифах, характерных для конкретного этноса, играх. Последние представляют особый интерес. Народные игры – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный всем этносам.
Организуемые в детском саду, народные игры становятся средством развития разных качеств личности: мышления, речи, внимания, воображения, волевых качеств и проч. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей дошкольного возраста. Потенциал народных игр проанализирован такими исследователями, как Л.В. Былеева, Ю.В. Василькова, Г.С. Виноградов, М.Ф. Литвинова, Л.В. Мардахаев, В.А. Николаев, Л.Я. Олифненко, А.Г. Оршанский, А.Г. Пашков, Е.А. Покровский, A.B. Черная, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинского и др.
Объект исследования – процесс приобщения детей к народной культуре.
Предмет исследования – процесс приобщения детей к народной культуре средствами народной игры.
Гипотеза исследования – процесс приобщения детей к народной культуре средствами народной игры будет эффективным, если
разработать и реализовать программу, ориентированную на всех субъектов образовательного процесса (воспитателей, родителей, дошкольников);
компоненты программы затронут все образовательные области, сквозная линия в которых будет отведена народным играм.
Цель исследования – разработать и реализовать программу, направленную на приобщение детей к народной культуре средствами народной игры.
Выдвинутая гипотеза и сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
осмыслить феномен народной культуры;
описать видовое разнообразие народных игр;
обобщить опыт российских воспитателей, приобщающих детей к народной культуре средствами народных игр;
провести исследование сформированности представлений детей о народной культуре;
разработать и реализовать программу, направленную на приобщение детей к народной культуре средствами народной игры, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, беседа, анализ продуктивной деятельности дошкольников).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ
1.1 Феномен народной культуры
Народная культура является источником великой мудрости, многовекового опыта людей, прочной основой духовности. Обладая огромным педагогическим потенциалом, она может стать средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому возникает необходимость осмысления феномена народной культуры. Знакомясь с различными источниками по теме, мы пришли к убеждению о том, что понятие «культура», используемое в различных областях научного знания, является многозначным. Изначально возникшее в латинском языке, оно обозначало «возделывание, воспитание, развитие» [3, с. 16]. Стоит отметить, что до сих пор в итальянском языке, основу которого составляет простонародная латынь, сохранилось разделение на два понятия – культура материальная и культура духовная. В настоящее время известно около 500 интерпретаций искомого слова. Опираясь на определение, сформулированное Л.Н. Бережновой, отметим: культура – это «это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя» [1, с. 94].
В кандидатской диссертации А.О. Гавриловой уточняется, что ядро культуры составляют ценности, а также способы их восприятия и достижения. Освоение человеком ценностей культуры, выступающей в роли механизма адаптации личности к условиям природного и социального окружения, является условием его социализации. Среди свойств культуры выделены: социальная (воплощается благодаря взаимодействию людей), преемственная (развитие культуры осуществляется за счет передачи опыта от предшествующего поколения последующему), семиотическая (сема – это знак, культура может быть представлена через совокупность знаков). Говоря о народной культуре, следует подчеркнуть, что она включает культурные пласты разных эпох, начиная от глубокой древности и вплоть до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры связано с осознанием принадлежности к народу. В число культурных подсистем входят религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная. Народная культура отражена в фольклоре, народных ремеслах, обычаях, укладе жизни, убранстве жилища, танце, песне, одежде, в характере воспитания детей [3].
Таким образом, под народной культурой понимается «устойчивая разновидность культуры, в основе которой лежат стабильные, крайне медленно эволюционирующие нормы, ценности, принципы, предписания и модели группового поведения, определяющие все стороны жизнедеятельности конкретного сообщества людей» [5, с. 228]. Душа народа составляет ядро народной культуры, то есть психический склад этноса и национальный характер. Вместе взятые, они обусловливают «самобытность и патриотическую привязанность к истории своей Родины» [3, с. 19]. Одна из сущностных черт народной культуры – повторяемость, ритмичность: «Считается, что именно человеческий организм с его физиологическими ритмами в единстве с ритмами природной среды структурно членит окружающий мир» [10, с. 34]. Ритм, основанный на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы, одновременно выполняет функции расчленения и интеграции впечатлений человека, полученных от взаимодействия с окружающим миром.
Кроме того, он включает такие стадии, как начало, кульминацию, завершение, сам процесс развития. Именно благодаря ритму осуществляется упорядоченность элементов культуры, в основе которых лежит соблюдение меры. Народную культуру иначе называют традиционной. Как подчеркивается в монографии А.В. Глинкина, традиция выступает в роли «некоторой константы, которая воспроизводится в определенных группах, например, в этнических общностях» [4, с. 84]. Традиция выступает как способ коллективной аккумуляции социального опыта сообщества, этноса, группы, следовательно, является важным качеством народной культуры. Всё то, что имеет отношение к традиции, в народе оценивается как лучшее, подлинное, исконное. Образно говоря, традиция есть не что иное, как своеобразная социальная эстафета, обеспечивающая преемственную связь поколений. Традицию, говорится в монографии, нельзя считать чем-то постоянным, неизменчивым.
Как и любые социальные феномены, вначале она проходит стадию зарождения под воздействием идей, значимых для социальной группы. Затем происходит накопление информационного массива. На третьей стадии, если традиция прогрессивна, начинается «развитие, она получает признание в обществе» [4, с. 85]. На четвертой привносятся новые элементы. Но они не приводят к нарушению устойчивости традиций: «Корреляция старого и нового обеспечивается толерантным подходом к ценностям воспроизводимого опыта» [4, с. 85]. Изменения могут касаться и консервативного ядра традиции. Тогда наблюдается утрата прежних норм, что заметно по современной народной культуре. Развиваясь в иных социально-экономических и политических условиях, народная культура становится все более сложной, разветвленной и многоуровневой. Поскольку большая часть населения живет в городах, постепенно уходит необходимость в фиксации наблюдений, связанных с аграрным способом производства. Отсюда отпала потребность «в календарных обрядах и праздниках, которые составляли стройную систему, отражающую представления народа о смене времен года, аграрных и скотоводческих датах» [4, с. 87].
Вытесняемая цивилизацией и порожденная ее информационным потоком традиционная народная культура обретает новые формы и способы