Фрагмент для ознакомления
2
ресурсов культуры, основанная на системе методов и функций управления организациями, проектами, структурами и т.д.
Технологии управления современной организацией в высокой степени зависят от социальных и культурных факторов внешней среды. На микро-уровне каждая организация выступает носителем феномена корпоративной культуры. Сфера культуры влияет и на макроэкономическую ситуацию в регионах, в том числе через формирование креативной среды, созданием рабочих мест, развитием коммерческих культурных проектов.
В-четвертых, особенности культурных услуг как услуг, удовлетворяющих неутилитарные потребности людей в специфических эмоциях и переживаниях, влияют на особенности рынка и подходы к управлению субъектами рынка.
Фактором, формирующим особенности управления, выступает сама продукция организаций сферы культуры - культурная услуга. В менеджменте культуры под культурной услугой понимается факт посещения спектакля, концерта, выставки или музейной экспозиции. Свойства культурных услуг идентичны свойствам услуг иного рода, а именно:
- неосязаемость и несохраняемость;
- отсутствие материально-вещественной формы;
- одновременное производство и потребление;
- невозможность тиражирования и перемещения;
- непостоянство качества.
Уникальными свойствами культурных услуг является ориентация на узкие потребительские сегменты, а также значительная доля бесплатных услуг. Например, в Российской Федерации с 01 января 2015 года во все федеральные музеи России для всех посетителей младше 18 лет зависимости от гражданства действует бесплатный вход.
С точки зрения типологии общественных благ, услуги сферы культуры являются общественными смешанными общественными благами. Специфическими чертами ряда смешанных общественных благ являются несоперничество в потреблении и неконкурентность. Под несоперничеством в потреблении понимается тот факт, что увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них, свойство неконкурентности означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других. Несмотря на то, что разным культурным благам указанные свойства присущи в неодинаковой мере, практическая значимость данных свойств заключается в том, что сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии государственного сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором культурных услуг.
Традиционно отрасли, связанные с процессом реализации культурной услуги, относятся к сфере досуга, поэтому уровень развития конкуренции в данном рыночном сегменте довольно высок. Многообразие культурных услуг, регулирование деятельности организаций сферы культуры разными ведомствами и нормативно-правовой базой, наличие сложившихся традиций управления и отраслевой специфики развития (например, кинематографии, библиотечного дела), также накладывают отпечаток на процесс управления организациями сферы культуры.
С точки зрения природы происхождения потребности, культурные услуги не являются предметом первой необходимости, что накладывает особый отпечаток на процессы управления в сфере культуры. Это специфические услуги, которые ценны своей уникальностью с точки зрения технологий их оказания и, главное, обладают неповторяемыми потребительными свойствами. Специфика культурных услуг заключается в том, что организации сферы культуры отсутствует этапность в предоставлении услуг, а свойство непостоянства качества дополняется неопределенностью и субъективностью самого понятия качественной культурной услуги.
Различные услуги в сфере культуры являются по своей сути альтернативными способами удовлетворения эстетических и развлекательных потребностей. Организации сферы культуры, таким образом, конкурируют между собой не столько за платежеспособный спрос, сколько за внимание и свободное время людей, что также требует особых управленческих компетенций по сравнению с компетенциями, применяемыми в традиционном рыночном поле.
По мнению автора, в современном мире принцип, на основе которого строится конкуренция на рынке культурных услуг, можно выразить следующим образом: организации сферы культуры продают посетителям время их досуга, качество которого каждый потребитель оценивает исходя из личной субъективной шкалы оценки качества проведенного времени.
Соответственно, выигрывает в конкурентной борьбе организация, предоставляющая более качественные услуги, в чью пользу будет сделан потребительский выбор. Однако в более узкой трактовке большинство услуг в сфере культуры обладают эксклюзивным, а в небольших регионах зачастую и уникальным характером. В таких условиях формируется неконкурентная среда, под воздействием которой может снизиться качество культурной услуги. Следовательно, управление в сфере культуры является областью знания об управлении процессами производства и распространения культурных услуг.
В-пятых, в сфере культуры сохраняется значительная ведомственная разобщенность, отсутствует целостное культурно-информационное пространство.
Факт значительной ведомственной разобщенности сформировал проблему интеграции сферы культуры и формирования единого культурного пространства и, отмеченную в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 и решаемую в настоящее время, в частности, посредством создания автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС «ЕИПСК»), портала КУЛЬТУРА.РФ . Важнейшей характеристикой услуг выступает качество. Непостоянство качества, присущее услугам вообще, применительно к услугам в сфере культуры осложняется неоднозначной трактовкой понятия «качество» в контексте культуры.
В-шестых, сфера культуры является комплексной социотехнической системой, которая представляет собой сложную совокупность экономических, социальных, производственных, технических и политических систем.
В качестве таковой сфера культуры включает в себя внешнее окружение, технические регламенты, программные средства и информацию, а также:
- представляет сложную систему, включающую различные элементы, обладающую свойством самоорганизации и многоуровневой иерархической структурой;
- представляет собой часть системы хозяйства общества, является большой сложной системой, т.е. не поддаётся моделированию с точностью до каждого структурного элементам и связей между ними с помощью строгих аналитических моделей;
- обладает свойствами целенаправленности;
- подвержена влиянию непредвидимых внешних и внутренних факторов;
- представляет собой динамическую, развивающуюся структуру, реализующую как долгосрочные стратегические цели в области культурной политики, так и кратковременные, имеющие сравнительно частный характер.
Таким образом, еще одной отличительной чертой сферы культуры как объекта управления является то, что устойчивое развитие сферы культуры возможно только на основе синергизма экономических, социальных и научных закономерностей.
По мнению автора, в современной сфере культуры актуальна задача оптимизации соотношения централизации и децентрализации управления в организации. Однако универсального рецепта, пригодного для построения оптимальной организационной структуры любо организации сферы культуры, не существует. В рамках настоящего диссертационного исследования можно сформулировать общие принципы такого построения:
- организационная структура должна обладать адекватной гибкостью по отношению к её перестройке.
В-седьмых, сфера культуры является основой новой экономической модели - информационной экономики, в которой стремительно появляются новые сегменты рынка (например, кабельное телевидение, netart, netculture и т.п.), или по новым правилам функционируют старые (например, музеи, радиоиндустрия).
Важно отметить, что применительно к потреблению культурных благ перестает работать фундаментальный для экономики закон уменьшающейся предельной полезности (закон Госсена). Ценность ряда культурных благ напрямую завязана на количество потребителей. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года Г. Беккер в фундаментальной работе «Человеческий капитал» отмечал отсутствие действия закона Госсена в потреблении благ, связанных с личностными инвестициями (на примере прослушивания классической музыки) .
Конечная цель деятельности организаций сферы культуры направлена на повышение качества личного времени людей. Качественное личное время
- это время, которое люди расценивают как хорошо проведенное. Предпосылкой такого времени служит свобода индивида выбирать и функционировать во всей полноте своих способностей. Таким образом, управление сферой культуры, ориентированное на повышение эффективности, должно исходить из данной предпосылки и быть направлено на удовлетворение потребительских предпочтений, выраженной в указанной категории.
Таким образом, отличительные особенности, оказывающие влияние на процесс управления в сфере культуры Российской Федерации, можно