Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Основные критерии оценки качества дошкольного образования на современном этапе
Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Система дошкольного образования всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В данное время возрастает огромная заинтересованность к оценке качества дошкольного образования. Это довольно сложная проблема и связана она с тем, что данное образование рассматривается как один из основных ресурсов развития государства на разных уровнях.
Качество – это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели. Качество образования понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.
Качество дошкольного образования – это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов:
- условия осуществления образовательного процесса;
-организацию и содержание образовательного процесса;
-результативность образования и его оценку;
- ресурсы для достижения результативности.
Управление качеством дошкольного образования – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.
Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей.
Делая вывод выше сказанному можно отметить, что качество образования в дошкольном учреждении – это во многом результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
-как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
-как организован педагогический процесс в детском саду;
-какие условия созданы в ДОО;
-положительный микроклимат в коллективе;
-система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя;
-ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;
-систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.
Крайне важна способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их: полноценное развитие ребенка сообразно возрасту, сохранение его здоровья, профессионально-личностные достижения педагогов дошкольного образовательного учреждения, качество управления системой дошкольного образования, способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, соответствие государственным нормативам.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается особая характеристика, указывающая, насколько полно образовательная деятельность и подготовка обучающихся отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Также отмечается соответствие потребностям самой личности, то есть насколько удовлетворенными оказываются запросы самих обучающихся и их родителей и, чем более полным является это соответствие, тем выше качество образования.
Качество образования следует оценивать по нормативно закрепленным утвержденным критериям:
- открытость и доступность информации об образовательной организации; - комфортные условия для осуществления образовательной деятельности;
-личностно-профессиональные качества работников ДОО;
-удовлетворенность качеством образовательной деятельности, качеством предоставляемых образовательных услуг, материально-техническим обеспечением.
Рассматривая качество дошкольного образования как отражение современной образовательной политики, нельзя не отметить ее направленность на усиление активизации участия родителей в образовательном процессе ДОО.
Взаимодействие с родителями всегда было важной частью деятельности дошкольного учреждения. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования этому направлению работы придается новая значимость, ведь основная идея нового стандарта – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей, педагогических работников и детей.
Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развитии.
Реализация современных требований стандарта к повышению качества образования ориентирует на перераспределение ответственности между субъектами образовательной политики, взаимной ответственности между образовательными организациями и семьей.
Задачами дошкольного образования являются:
1) содействие семье в организации сотрудничества детей и взрослых на основе признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) сотрудничество с семьей;
4) установление единства требований со стороны взрослых в воспитании детей;
5) педагогическое просвещение родителей;
6) изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
7) ознакомление родителей с жизнью и работой ДОО.
Необходимо понимать, что не следует рассматривать качество образования только как степень удовлетворенности родителей и учащихся полученными образовательными услугами, то есть в проявлении качества образования в личностном плане. Необходимо рассматривать части эффективных управленческих решений по обеспечению конкурентных показателей, выстраиванию эффективного взаимодействия субъектов управления образованием, что позволяет повысить активность субъектов образовательных отношений.
Таким образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, организация имеет возможность обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для активного участия родителей в образовательной деятельности, создать условия для обсуждения родителями вопросов, связанных с реализацией программы.
Существует необходимость признания роли семьи в повышении качества дошкольного образования, это является требованием времени и способствует более эффективному решению задач воспитания маленьких граждан России.
Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.
Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и т.д.
В итоге, определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДОО.
Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.
Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1.[электронный ресурс] // www.consultant.ru - URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/
2) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) [Электронный ресурс] // - www.consultant.ru - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3) Беккер И. Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 12 С. 132– 140 c.
4) Богуславский, М.В. История отечественной педагогики (первая треть XX века) / М.В. Богуславский. Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 312 с.
5)Бутова Т.Г. Григорьева Е.Г.Куимов В.В. Регулирование предпринимательской деятельности в сфере дошкольных услуг. // «Российское предпринимательство» - 2012 - № 11 - С. 125-130.
6) Видякова З.В. Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи. // Вопросы современной науки и практики. – 2012.- №3. – С. 85-92.
7) Горбунова Е.М. Дюркгейм и современное образование..// Социологическое обозрение Том 2.- 2002 - № 4. - С. 65-71.
8) Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1996. - 217 с.
9) Епихина Ю.Б. Система образования в социологии М. Вебера. // Теория и практика общественного развития. – 2011 - № 2.
10) Захарова Л. Дореволюционная Россия: об одной из проблем дошкольного воспитания. // Дошкол. воспитание. - 1998. - № 12. - С. 89-91.
11) Катанаев И. И Структурно-функциональный подход к осмыслению образования как социального института // Ученые записки ЗабГГПУ. - 2009. - № 4. С. 90-93
12) Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2000. — 416 с. С. 7, 14, 26, 31.
13) Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. – 213 c.
14) Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с. С. 65-72, 150-186.
15) Конобеева Е.А. Домашний детский сад: социальное предпринимательство или гражданская инициатива? // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 207–221.
16) Леонова О. Образовательное пространство как педагогическая реальность //Alma mater. 2006. № 1. – 117 c.
17) Литвин Л.Н. Воспитательная работа в дошкольных учреждениях России (XIX-первая половина ХХ веков) : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Литвин ; Мурм. гуманитар. ин-т. – 2-е изд., доп. – Мурманск, 2003. – 118 с.
18) Лямина Г.М..Воспитание и развитие детей раннего возраста. - 1981. - 224с.
19) Негосударственное дошкольное образование в России: Оценка программ господдержки, правового регулирования и перспектив развития. О.Б.Савинская, Е.А.Баллаева, А.Б.Цимбаленко, Е.В.Кочкина; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2013. – 187 с. С. 30-40, 57-60.
20) Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. - №4. – С.50-57.
21) Перминова М.С. Специфика социологического подхода в анализе системы образования. // Вестник ОГУ - 2014 - №7 – С. 38-41.
22) Регулирование предпринимательской деятельности в сфере дошкольных услуг. Бутова Т.Г. Григорьева Е.Г.Куимов В.В // «Российское предпринимательство» - 2012 - № 11 - С. 125-130.
23) Резник Ю. М. Социокультурный подход как методология исследований. // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2008. Том II. Выпуск 1(2) С. 306-328.
24) Савинская О. Б. Частный детский сад в России: обыденные практики и перспективы развития // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 83-90
25) Социология образования. Труды по социологии образования. Т.XVI. Вып.XXVIII / Под ред. В.С.Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. - С. 19.
26) 10 тысяч мест для детсадовцев появилось в Томской области за три года. [Электронный ресурс] // tomsk-novosti.ru – URL: http://tomsk-novosti.ru/10-tysyach-mest-dlyadetsadovtsev-poyavilos-v-tomskoj-oblasti-za-tri-goda
27) Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации. [Электронный ресурс] // - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf
28) Савинская О.Б. Значимость услуг детского сада как социального института [Электронный ресурс] // www.hse.ru - URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/146054529
29) Теория экономического анализа (Учебное пособие). Автор: Сафонов А.А., редактор: Моисеева Л.В. [Электронный ресурс] // abc.vvsu.ru - URL: http://abc.vvsu.ru/books/u_ekon_an/page0010.asp
30) 10 тысяч мест для детсадовцев появилось в Томской области за три года. [Электронный ресурс] // tomsk-novosti.ru – URL: http://tomsk-novosti.ru/10-tysyach-mest-dlyadetsadovtsev-poyavilos-v-tomskoj-oblasti-za-tri-goda