Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических системах роль налогов чрезвычайно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все части финансовой системы, формируют и опосредуют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. От обоснованности и адекватности налоговой политики до сложившихся экономических условий зависят экономические принципы национальной экономики, эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение потребностей государства.
Обеспечение экономической безопасности государства как гарантии государственной независимости и условий для стабильного функционирования и развития общества чрезвычайно важно в современных условиях. В этом контексте объем налоговых поступлений, накопленных в системе государственного бюджета, с одной стороны, должен быть достаточным для того, чтобы государство полностью выполняло свои функции, а с другой стороны, при формулировании налоговой политики государство должно способствовать воспроизводству, а также стимулировать развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности через систему либерального налогообложения, льгот и преференций.
Таким образом, эффективная налоговая политика является фактором развития экономики, в котором создаются приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства и единства общества..
В то же время налоги и налоговая политика должны рассматриваться не только как ресурсный фактор государства и инструмент влияния на социально-экономические процессы, но и как реальная угроза экономической безопасности для всех субъектов хозяйствования с указанием типов его проявления. Экономическая наука до сих пор не выработала общего представления об особенностях развития налоговой системы в российской экономике и концептуальных и стратегических направлениях повышения ее безопасности в современных условиях.
Несмотря на определенный научно-теоретический вклад в разработанность рассматриваемой проблемы такими авторами, как Алешин В. А., Овчинников В. Н. и Челышева Э. А, Миронова О. А., Абашева Н.С., Сенчагов В. К., Лопатина Т. М. и т.д. в большинстве своем исследования носят разрозненный характер. Отсутствуют комплексные труды, обобщающие международный опыт по обеспечению эффективности налоговой политики и налоговой безопасности, которые должны пониматься не изолированно друг от друга, а как подсистемы внутренне единой, целостной системы экономической безопасности. Это обуславливает актуальность и практическую значимости выбранной темы.
Целью данной работы является налоговое стимулирование малого бизнеса Российской Федерации.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
определить место налоговой политики в системе экономической безопасности государства;
исследовать и обобщить существующие показатели оценки эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в аспекте обеспечения экономической безопасности государства;
оценить экономическоую безопасность в проекции налоговой составляющей и проанализировать эффективность налоговой политики России с помощью существующиъ показателей оценки;
выявить угрозы экономической безопасности России в контексте налоговой составляющей.
Объектом исследования является налоговая политика как элемент экономической безопасности государства.
Предметом исследования – система оценки эффективности налоговой политики малого бизнеса РФ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической безопасности, финансов, теории управления, налогов и налогообложения, представленные в публикациях, монографиях, а также рабочих докладах по результатам заседаний и конференций международных научных организаций.
Информационную базу исследования составили информационные и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России; доклады и аналитические материалы Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда, консалтинговой корпорации PricewaterhouseCoopers, Европейского комитета; статистические данные Федеральной службы государственной статистики России (Росстат); нормативно-правовые и программные документы.
1 РОЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1 Характеристика налоговой системы страны
Чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации, необходимо изучить теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
Налоговая система рассматривается, прежде всего, как совокупность налогов, сборов, принципов, форм и методов, предусмотренных законодательством для их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также мер судебного преследования и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом. В России существует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует международному опыту федеральных земель.
Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей, регулирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по отдельным видам налогов.
Экономическая природа налогов напрямую вытекает из их функций.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, как общественная цель данной экономической категории реализуется как инструмент распределения затрат и перераспределения доходов.
В условиях сложившихся рыночных отношений облагаются налогом следующие функции: фискальные, регуляторные, стимулирующие, распределительные, контрольные.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.
Правовая функция. Государственное регулирование осуществляется по двум основным направлениям. Регулирование рынка, товарно-денежных отношений. Он заключается главным образом в разработке законов и нормативных актов, определяющих отношения между участниками рынка, прежде всего предпринимателями, работодателями и наемными работниками. К ним относятся законы, нормативные акты, регулирующие взаимоотношения производителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж.
Стимулирующее. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую активность в приоритетных для государства областях, увеличивает количество рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, снижении налоговой ставки и т. .
Распространение. Через налоги в государственном бюджете концентрируются средства, которые затем расходуются на решение национальных экономических проблем как производственных; социальные, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научных, технических, экономических и т. д. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходы граждан, направляя ее на развитие производства и социальная инфраструктура, инвестиции, капиталоемкие и капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости: железные и автомобильные дороги, добывающие отрасли, электростанции и т. д. Перераспределительная функция налоговой системы носит социальный характер.
Функции налогов отражают реальную основу, то есть объективные законы движения налоговых отношений, используемые государством в налоговой политике.