Фрагмент для ознакомления
2
века, и к началу Крымской войны этот процесс так и не был завершен. Характерной чертой, созданной в период правления Николая I военно-медицинской администрации, в отличие от ее западных аналогов, было «многоначалие».
Одной из важнейших задач высшего военного начальства по содержанию войск признавалось «охранение здоровья воинов и употребление всех средств к уменьшению ежегодной убыли, которой войска могут подвергаться» . Для этого Военное министерство обязано было предотвращать болезни в войсках полицейскими и медицинскими мерами, организовывать и содержать в «благоустроенном виде» необходимое для армии число лечебных заведений и снабжать ее нужным количеством квалифицированных медицинских чинов.
Контроль успешного выполнения задачи «призрения больных воинских чинов» осуществлялся посредством медицинских ведомостей о количестве заболевших, выздоровевших и умерших, а также инспекцией армии и ее лечебных заведений посредством «благонадежных и опытных чинов» и назначением следствия в случае выявления чрезмерной болезненности или смертности. Критерием успешного лечения воинских чинов служило сохранение отношения умерших к заболевшим не выше 1:12. В случае увеличения подобного отношения до 1:10, как правило, назначалось следствие с целью выяснения причин увеличившейся смертности. То же касалось и увеличения заболеваемости.
Так, в 1853 году было проведено порядка шести расследований о причинах увеличения отношения заболевших к наличному числу войск в некоторых полках до 1:8178. При этом высшее военное руководство было довольно щепетильно в этом вопросе, и до сведения командиров полков доводилось, что результаты подобных следствий потом будут учитываться при награждении офицеров полков, где проводились расследования, за выслугу лет, орденом Св. Георгия или знаком отличия беспорочной службы.
Система центрального военно-медицинского управления встретила Крымскую войну практически в том же виде, в каком она была сформирована в результате реформы Военного министерства 1836 года. В ее основу было положено разделение функций управления военной частью и коллегиальность. «Все предметы, ведомству Военного министерства подлежащие, разделяются на два разряда. К первому принадлежат: личный состав войск и всех мест военного управления, размещение войск, движение, надзор за действиями всех мест и лиц военного управления, военные поселения, войска иррегулярные и военные кантонисты. К последнему: военное законодательство и часть хозяйственная во всех ее видах и отношениях» .
Военному министру поручалось руководство над всей военной частью (предметы «первого разряда»), а Военному совету — над хозяйственной (предметы «второго разряда»). Соответственно этому было разделено и высшее военно-медицинское управление, которое осуществлялось силами трех департаментов Военного министерства: Медицинского, Инспекторского и Комиссариатского. Первые два были подчинены непосредственно военному министру, а последний находился в ведении Военного совета, в котором председательствовал военный министр.
Все дела по военному управлению, в том числе и по военно-медицинской части, сосредотачивались в канцелярии Военного министерства, которая соответственно состояла из хозяйственного и военного отделений. Окончательное принятие решений зависело от воли монарха, право личного доклада которому имел военный министр.
Комиссариатский департамент Военного министерства состоял из шести отделений во главе с генерал-кригс-комиссаром в качестве директора и отвечал за снабжение армии «денежным и вещевым довольствием». Одной из его основных задач было устройство и содержание госпиталей армии, которым занималось четвертое отделение этого департамента — Госпитальное, состоявшее из трех столов и отвечавшее за:
«1) Устройство продовольствия военных госпиталей и содержание в оных больных.
2) Содержание больных воинских чинов в городских больницах и полковых лазаретах сверх комплектного числа и расчет с полками; распоряжения об отводе помещения от гражданского ведомства для госпиталей и чинов госпитальных и вся переписка о госпитальных зданиях; расчет с гражданским ведомством по найму гражданскими больницами домов для помещения военных чинов.
3) Заготовление госпитальных вещей, снабжение оными госпиталей и отпуск в войска; учреждение и содержание запасов госпитальных вещей; рассылка медикаментов… учреждение и уничтожение, возведение в высшие классы и смещение в низшие госпиталей, формирование временных и подвижных госпиталей» .
В отличие от Медицинского, Комиссариатский департамент занимался и заготовлением, и расходованием госпитальных вещей, руководствуясь высшими «установлениями» Военного совета, который утверждал способы заготовлений и условия поставок, а также заведовал казенным имуществом. Заготовление вещей производилось несколькими способами: подрядами с торгов, наличными покупками, приготовлением на казенных фабриках.
Инспекторский департамент Военного министерства возглавлялся дежурным генералом в качестве директора и также состоял из пяти отделений. Его третье отделение осуществляло контроль над деятельностью военных госпиталей и лазаретов, а именно: «надзор за исправным поступлением в них больных военнослужащих и отправкой выздоровевших в свои воинские части; выбор мест для устройства госпиталей и лазаретов и обеспечение их прислугой; учет убыли военнослужащих, содержавшихся в военно-лечебных учреждениях»
Среди общих задач этого департамента было также предупреждение в войсках болезней военно-полицейскими мерами. Кроме Военного министерства с медицинской частью в армии был связан Департамент казенных врачебных заготовлений Министерства внутренних дел. Здесь было сосредоточено заготовление для армии и ее госпиталей медикаментов, аптечных материалов и хирургических инструментов. Министерство внутренних дел не было полновластным хозяином в этом вопросе, так как часть медицинских средств, предусмотренных особыми каталогами, как было уже сказано, доставлялась войскам из Комиссариатского департамента Военного министерства. Но при этом в некоторых частях войск все медицинское управление состояло в ведении Министерства внутренних дел, которое осуществляло общий контроль над «народным здравием».
Распоряжения Медицинского департамента осуществлялись в армии через генерал-штаб-докторов, назначаемых из медицинских чинов. Положениями 1843 и 1847 годов был принят штат военно-медицинских чинов, по которому в армии определено было иметь одного генерал-штаб-доктора (он же главный доктор армии) в качестве главного начальника медицинской и аптекарской части армии.
Все медицинские чины действующих войск были подчинены по медицинской части Медицинскому департаменту, а по строевой — местному военному начальству.
Обязанности генерал-штаб-доктора в военное время были строго регламентированы «Уставом для управления армиями в мирное и военное время» 1846 года. В период мобилизации войск одной из его задач была комплектация армии медицинскими чинами, количество которых было определено высшими распоряжениями. Генерал-штаб-доктор имел право с разрешения дежурного генерала и главнокомандующего приглашать в армию вольнопрактикующих (то есть не состоящих на государственной службе) и иностранных врачей, предварительно их экзаменовав. О подобных распоряжениях, так же как и просьбы о пополнении медицинских штатов войск, он сообщал в Медицинский департамент. Следующей важной задачей главного доктора было своевременное обеспечение войск и военных госпиталей предметами медицинского довольствия, находившегося в заведовании Медицинского департамента. При любых встречающихся препятствиях на этом пути генерал-штаб-доктор доносил дежурному генералу. За всем этим главный доктор армии находил «средства к скорому и надежному оказанию помощи больным и раненым, определял причины, производящие болезни, и указывал способы предупреждать их» , осматривал госпитали, обращая внимание как на лечение, так и на содержание больных. Он обязан был как можно чаще инспектировать вверенную его управлению медицинскую часть и при обнаружении увеличения заболеваемости и /или смертности просил у дежурного генерала разрешение на открытие следствия, для которого лично назначал медицинских чиновников.
Сам генерал-штаб-доктор имел право наказывать (вплоть до отстранения от службы) только младших медицинских чинов, остальным делал выговоры. В день сражения он должен был находиться при главном перевязочном пункте и распоряжаться оказанием помощи раненым, наблюдать за производством важных операций, а после следил за транспортировкой раненых в тыл армии и их размещением в госпиталях. В распоряжении генерал-штаб-доктора была некоторая сумма денег на экстренный случай, которую он мог потратить по своему личному усмотрению.
Управление Комиссариатского департамента в армии осуществлялось через комиссариатские комиссии и комиссионерства, а в военное время — через интендантство и полевые комиссариатские управления. Все губернии
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Высшие и центральные государственные учреждения России 1801–1917. Т. 4. СПб., 2002.
2) Генрици А. А. Ук. соч. С. 312
3) Георгиевский А. С. История военной медицины. Л., 1982. С. 15.
4) Данилов Н. А. Исторический очерк развития военного управления… С. 334
5) Езерский С. И. Главный военно-санитарный комитет // Столетие Военного министерства. 1902. Т. 3. Отд. 2.
6) Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978.
7) Кручек-Голубов В. С., Кульбин Н. И. Исторический очерк… 1908. Т. 8. Ч. 2. С. 59.
8) Лисицин Ю. П. История медицины. М., 2004.
9) Мирский М. Б. Медицина России XVIII–XIX вв. М., 1996
10) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2‑ое. Т. 11. Отд. 1. №9038. С. 287
11) Самойлов В. О. История российской медицины. М., 1997.
12) Урланис Б. Ц. История военных потерь: войны и народонаселение Европы. Людские потери Вооруженных сил европейских стран в войнах XVII–XX вв. - СПб., 1994. С. 284.
13) Чиж И. М., Шелепов А. М., Веселов Е. И. История военной медицины. М., 2007. С. 99.